Музей деревянного зодчества и крестьянского быта – это целый музейный комплекс под открытым небом, где представлены уникальные культовые и жилые деревянные постройки XVIII-XIX веков, привезенные из различных уголков Владимирского края. Музей создавался в 1960-1970-е годы по проекту архитектора Владимирской реставрационной мастерской В.М. Анисимова, и представляет собой стилизованную сельскую улицу с церквами, домами, хозяйственными постройками. Он разместился на берегу Каменки на окраине Суздаля. На этом месте когда-то стоял древнейший в Суздале Дмитриевский монастырь XI века.
Официально решение о создании Музея деревянного зодчества было принято исполкомом Совета народных депутатов Владимирской области в 1968 году. Было обследовано около 60 населенных пунктов Владимирской области, выявлено 38 построек, из которых 11 были рекомендованы для перевозки в Суздаль. От выявления памятника до его установки в Суздальском музее могло пройти достаточно много времени. Так, потребовалось десять лет, чтобы после выявления отреставрировать и перевезти на территорию музея Преображенскую церковь, 1756 года постройки, из села Козлятьево Кольчугинского района. Центральная часть этой красивой церкви представляет три восьмерика, поставленные друг на друга, а три луковичной формы главки крыты лемехом из расщепленной осины, выгоревшей до цвета серебра.
Второй деревянный храм в музее, это Воскресенская церковь, 1776 года постройки, из села Потакино Камешковского района. Она выстроена так называемым «кораблем», к основному объему, восьмерик на четверике, пристроена трапезная, а к ней шатровая колокольня с крыльцом. Две ее главки также крыты лемехом. К Музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая на территории Суздальского кремля, но выбивающаяся из его респектабельного архитектурного ансамбля, Никольская деревянная церковь, 1766 года постройки, из села Глотово Юрьев-Польского района. По сути, именно с перевоза этой церкви в Суздаль и началась организация музея, хотя она стоит за его пределами. Никольская церковь напоминает скорее деревенский сруб, нежели храм. Она состоит из двух клетей, основной объем и трапезная, поставленных на подклет и покрытых тесовой кровлей на крутых скатах, один из которых увенчан маленькой чешуйчатой главкой. Трапезная с трех сторон окружена легкой галереей, на которую ведет простое крыльцо с западной стороны. Музей деревянного зодчества дает представление не только о деревенской архитектуре Владимирского края, но и о быте русских крестьян прошлых веков. Причем, в музее воспроизведена обстановка домов, хозяева которых относились к разным слоям крестьянства. Можно увидеть, например, одноэтажный дом крестьянина-середняка с замечательной резьбой над окнами XIX века, привезенный из села Илькино Меленковского района. Через крытый двор можно пройти в неотапливаемую клеть, которая служила и как кладовая для хранения имущества и некоторых продуктовых запасов, и как дополнительное жилое помещение в летнее время. В меньшей, теплой половине дома типичная обстановка, красный угол с иконами, русская печь с лежанкой, обеденный стол и лавки. Но есть и довольно редкий предмет русской мебели, «конник», который служил и супружеской кроватью хозяев дома, и сундуком, и верстаком для работы. Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района XIX века, двухэтажный, на кирпичном фундаменте. Верхний этаж занимали жилые горницы, где, кроме традиционной обстановки деревенской избы, представлены различные предметы городской культуры, швейная машина, зеркало и др., говорящие о благосостоянии хозяев. Нижний этаж занимала ткацкая светелка, по сути, деревенская мануфактура с двумя ткацкими станами, самопрялкой, приспособлениями для перематывания нитей. В этом помещении, с отдельной печью и лежанками, при необходимости не только работали, но и проживали наемные ткачихи. На «деревенской улице» представлены и малые домики бедных крестьян, в одном из которых расположена сувенирная лавка, где можно купить возрожденный народный лубок, диски со старинными русскими песнями и т.д. Кроме изб в музее расположились и хозяйственные постройки: амбары, овины-зерносушильни, колодцы, бани, мельницы. Редкий экспонат, колёсный «ступальный», колодец из села Кольцово Селивановского района, середина XIX века. Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В одной из двух ветряных мельниц XVIII века, привезенных из села Мошок Судогодского района, открыта экспозиция, которая знакомит туристов с техническим устройством мельницы и предметами, необходимыми для организации мукомольного дела, этой неотъемлемой части деревенской жизни.
Частью Музея деревянного зодчества являются и вынесенные за его территорию амбары на сваях, стоящие на берегу Каменки и привезенные из села Польцо под Суздалем. Сваи препятствовали проникновению грызунов в амбары, где хранилось зерно и крупы, а расположение у реки этих построек давало им шанс уцелеть в случае деревенского пожара.
В 2012 году к Музею деревянного зодчества присоединили бывший дом суздальских купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». На первом, каменном этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором, деревянном этаже воссоздан интерьер купеческого дома конца XIX века, гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта. Музей деревянного зодчества в Суздале стал местом проведения многих праздников и фестивалей, которые привлекают большое количество гостей и туристов. Один из самых оригинальных и знаменитых праздников, это день Огурца. Он проходит в третью субботу июля, в период сбора огурцов, чуть ли не основной овощной культуры суздальских огородников, которые предлагают попробовать огурцы во всех видах, свежие, малосольные, жареные, запеченные в пирогах, варенье из огурцов и многое другое. Праздник народных ремесел на Троицу также проводится на территории Музея деревянного зодчества. Сюда съезжаются лучшие народные мастера не только со всей Владимирской области, но и из других регионов. Широкая Масленица с угощением блинами и горячим сбитнем празднуется здесь всю неделю перед началом Великого поста, а гусиные бои и «масленичные потехи» проводятся в субботу масленичной недели. Концертные номера лучших фольклорных коллективов, народные игры и забавы, ярморочная суета, обязательные атрибуты этих праздников.