«МУСЯ». Мария Константиновна Башкирцева

«МУСЯ»
Так её звали родственники и знакомые. В истории живописи и литературы она известна как Мария Башкирцева.
Сейчас Марию Константиновну Башкирцеву больше знают как художницу, но в начале XX века её прославили дневниковые записи, опубликованные после смерти. Ими тайно зачитывались не только девушки в России и во Франции, но и М.И.Цветаева, В.Я.Брюсов, В. Хлебников, Ж.Батай, У.Гладстон, Б.Шоу. Их нещадно критиковали А.П.Чехов, Л.Н.Толстой и В.В.Розанов. Откровенность и эмоциональность дневника, опубликованного через три года после её смерти, стали примером для множества женщин-писательниц, которые печатали свои дневники в ХХ веке, — от Кэтрин Мэнсфилд до Анаис Нин.
Но никто не знал, что «Дневник» — это сокращённые и изменённые матерью Марии записки, которая поспешила выгадать от её ранней смерти максимум публичного внимания и денег. В опубликованных отрывках она представила дочь нежным созданием, угасшим на взлёте своего необыкновенного таланта.
Башкирцева-старшая начала с того, что для большего трагизма изменила покойной дочери возраст. Теперь та прожила не двадцать шесть лет, а двадцать три.
И всё же что-то было даже в том исковерканном дневнике, что заставляло Цветаеву и Хлебникова между строк официального издания видеть силу личности и несомненное литературное дарование, которое привело их в восторг.
Мария Константиновна Башкирцева родилась в очень неблагополучной семье. Мать Мария Степановна Башкирцева, урождённая Бабанина, скандально вышла замуж за Константина Павловича Башкирцева (в будущем полтавского предводителя дворянства) будучи уже на третьем месяце беременности. В браке у них появился ещё сын Павел (Поль).
Вскоре мать бросила отца. Константин Павлович остался в своём имении Гавронцы, забрав сына, а мать с родной сестрой и Мусей уехали к брату в Ниццу.
Брат матери Жорж Бабанин был известен всему Лазурному берегу своим аморальным поведением. Сёстры не отставали, проигрывая все деньги в Монте-Карло. Средств не хватало даже на еду. Их не принимали ни в одном приличном обществе. Приезжавший в гости к матери Поль с ранних лет злоупотреблял алкоголем и закатывал жуткие дебоши.
Муся, обладавшая с детства обострённой чувствительностью и не меньшим честолюбием, поняла достаточно рано, что для света они персоны non grata. Попытки образумить родственников заканчивались для неё истерикой от беспомощности.
Ещё в детстве она решила, что единственное спасение для неё — вырваться из семьи. Но в 16 лет Мария заболевает быстро прогрессирующей формой туберкулёза, что не удивительно при том образе жизни, который вела её семья. И тогда она ставит себе цель оставить о себе память, прославиться, чтобы её не забыли после смерти. А времени так мало.
Девочка самозабвенно занималась самообразованием, много читала, учила языки, изучала естественные науки по составленной лично программе. Только упрямый, сильный характер и природная живость ума позволили Марии самостоятельно научиться очень многому.
Она сама замечает за собой способности к живописи и настаивает на поступлении в Академию Жюлиана.
Башкирцева обладала врождённым вкусом. Все её тщательно срежиссированные фотографии изящно-художественны.
Но ей некому было объяснить элементарных правил хорошего тона: что девушке не пристало ездить в чрезмерно украшенной повозке; надевать с девичьим платьем настоящие украшения. Дошло до того, что её как куртизанку описали в одной из газет. О том, чтобы отдать дочь в хороший пансион не было и речи.
Мария прекрасно понимала, что умирает. Всё её эпистолярное наследие — невероятной степени душевная обнажённость, соединённая со стремлением заинтересовать, понравиться, шокировать вкупе с несомненным литературным дарованием. Если бы записи Марии были изданы в оригинальном виде, без купюр, не сложилось бы никакого мифа о Марии-ангелочке. Острая на язык, чувственная и умеющая переступать через свою чувственность, умная и действительно одарённая барышня: сначала чрезмерно скандальная для своего времени, потом, может быть, классик.
К счастью мать уничтожила не все записи дочери. Часть сохранились во французских архивах. Благодаря исследовательнице творчества Башкирцевой Colette Cosnier, они были изданы в 1985 году в оригинале на французском языке (по-русски Мария говорила плохо) под названием «Marie Bashkirtseff. Un portrait sans retouches». Только тогда читатели узнали правду, «без ретуши».
В двадцать два года Мария знакомится с суфражистками. Не во всём разделяя их взгляды, она регулярно пишет в присущем ей остром ироничном стиле статьи в журнал «Гражданка».
Особняком стоит совершенно неприличная для того времени переписка Марии Башкирцевой с Ги де Мопассаном. Этот роман в письмах -балансирование художницы между природной страстью и её обузданием. Мария писала анонимно, но Мопассан отлично знал, с кем ведёт переписку. Эти письма называют самой странной и напряжённой любовной игрой в жизни классика французского литературы. Для Марии это был ещё один способ остаться в истории.
Возможно, вместо очаровательной, техничной, но не очень выдающейся художницы мир со временем узнал бы сильную публицистку. Но 31 октября 1884 года Мария Константиновна Башкирцева умирает мучительной смертью.
Сейчас её картины находятся в постоянных экспозициях Рийксмузея (Амстердам), музея Орсэ и Пти-Пале (Париж), музея Изящных искусств (Ницца), Русского музея (Санкт-Петербург). О её эпистолярном романе с Ги де Мопассаном в 1938 году сняли итальяно-австрийский фильм. В Ницце именем Башкирцевой названа улица. Мечта той кого звали Муся сбылась. Её не забыли и теперь точно уже не забудут никогда. Имя Марии Константиновны Башкирцевой навсегда вошло в историю мировой живописи и литературы.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?