Мурованка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

«…В Мурованке, деревне Щучинского района, сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. — Маломожейковская церковь. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. Церковь четырехстолпная, одноапсидная, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера…»
http://globus.tut.by/murovanka/index.htm

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, д. Мурованка, Щучинский р-он, Гродненская обл.
Знаменитый храм-крепость был возведен в 1524 г. в готическом стиле на пожертвования помещика Мацкевича. По архитектуре относится к храмам оборонительного типа. Он представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение с высокой двускатной крышей. Толщина стен достигает 2 м. Монументальная каменная постройка по углам закреплена цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перерастают в цилиндрические башни. Это создает эффект компактности и единства плана.
Стены Маломажейковской церкви украшены декоративными элементами. Преимущественно это неглубокие ниши различных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кирпичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком, которые близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом — прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апсида и башни. Внизу через все здания проходит лента традиционного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол.
Грандиозная снаружи, церковь кажется небольшой внутри из-за внушительной толщины стен. В церкви до наших времен сохранились две мраморные плиты, одна из них вмурована в южную стену и находится над гробом основателя храма. Вторая плита, большего размера, размещается немного выше первой. На ней отражены древние воинские доспехи и оружие польско-литовского войска.
В разные времена храм служил не только местом для совершения богослужений, но и защитой крестьян от разорительных набегов. В 1656 г. (во время войны 1654—1667 гг. между Речью Посполитой и Русским царством) церковь была сильно повреждена. Затем в 1706 г. церковь была обстреляна шведами во время Северной войны. После этих событий церковь стояла в запустении до тех пор, пока император Александр I, пожелавший однажды осмотреть ее, не приказал незамедлительно начать реставрацию.
После столетнего запустения Мурованка была отремонтирована в 1817 г., а в 1871-72 гг. — реконструирована. Изменился фасад и внутреннее содержание строения: к западному фасаду был добавлен притвор, западные башни были надстроены, в одной из них сделали колокольню, исчезли винтовые лестницы в восточных башнях, ведущие к бойницам, часть из которых заложили кирпичом. Сделаны карнизы и увеличены оконные проёмы.
Так Мурованковская церковь обрела современный вид. В ней находились две почитаемые иконы Божией Матери: одна местная, по левую сторону от царских врат, вторая в отдельном кивоте, была перенесена из упраздненной Волчиковской церкви, некогда приписанной к Мурованской.
В 1928 г. Мурованковская церковь польскими властями переоборудована под костел и передана католической общине.
В августе 1993 г. церковь возвращена православным. Мурованка остается центром прихода, который объединяет 8 окрестных деревень. При церкви организована воскресная школа.
http://piligrim.by/content/view/459/581/

Своё название деревня Мурованка получила по храму Рождества Богородицы — «церкви мурованой» (то есть «каменной»), как называли её прежде. Когда именно была основана здесь церковь, — неизвестно. Возможно, датировку следует относить к ХIV-ХV векам. Общепринятая же датировка храма — 1524 год. С нею можно столкнуться в большинстве путеводителей и справочников. Однако есть основания считать церковь более старой. Во время ремонта, предпринятого в ХIХ веке, «было откапываемо, — указывал составитель описания храма священник Лев Савицкий, — множество больших камней, под которыми были следы мертвых тел; на некоторых камнях были обозначены, едва заметно, славянскими буквами годы от создания мира; так, на одном удалось разобрать год от Р. Хр. 1489 и надпись: Христов раб иерей Авраам». Упомянутое погребение позволяет предполагать наличие на том же месте более старой — деревянной или каменной — церкви.
Священник Лев Савицкий в своём описании храма, опубликованном в нескольких номерах «Литовских епархиальных ведомостей» за 1873 год, писал, ссылаясь на соответствующий документ: «Время постройки церкви относится к 1407 году… как видно из позднейшего документа от 1524 года, в котором говорится, что «отец Феодосий Воротынский, протопоп Лидский, до книг метрополитальных в дворы нашем, в Новогрудку будучи, покладал, и ку актыкованью подал лист ограничный церкви Маломожейковской мурованой грунтов, лесов, сеножатей, самого седлиска и прочих принадлежностей, сходно стародавнаго фундушу учинненнаго чрез зошлаго его милости пана Шимка Мацкевича Шкленскаго, подконюшаго Виленскаго и Радунскаго, наданых и належачих на туюж церковь мурованую в повете Лидском лежачую и им побудованную, року 1407 Мая 10 дня», — но уже буквально в следующем предложении себе противоречит, говоря: «Подлинность этого подтверждают и другие документы 1542 и 1554 годов, по которым сам ктитор наделяет церковь десятою копою от жита, ячменя и пшеницы с имения своего Можейкова».
В том, что каменный Богородицкий храм построил именно Шимко Мацкевич, сомневаться не приходится: его имя встречается практически во всех упоминаниях о Богородицком храме. Ясно, что в приведённом Савицким документе мы имеем дело с опиской. Подлинных документов, относящихся к ранней истории маломожейковского храма, не сохранилось. Значительная часть их пропала, когда в начале ХVII столетия церковью завладели униаты, а то, что осталось, было утрачено в конце ХVIII — начале ХIХ веков. Об этом сетует и сам Савицкий, отмечая, что в своём исследовании он опирался главным образом на «выписки из книг духовных справ вечистых митрополии Киевской». А в процессе включения оригинальных документов в вышеупомянутые книги могли происходить искажения. Таким образом, разумнее всего было бы ограничить период постройки маломожейковского храма 1520-ми годами.
При постройке церковь Рождества Пресвятой Богородицы получила от своего фундатора изрядное количество земли. Церковные наделы находились в тринадцати урочищах и ежегодно засевались двадцатью пятью бочками ржи, а с церковных покосов собирали каждый год около трёхсот возов сена. Пользовался храм, по милости ктитора, и правом «дарового млива без черги» на мельнице, устроенной на близлежащей реке, рыбными ловлями, а священника и его прислугу должны были перевозить через реку бесплатно. Учитывая всё вышесказанное, следует предположить, что в первые десятилетия после своего основания храм ни в чём не нуждался. После смерти Шимки Мацкевича имением управляла его жена Ирина, во всём, что казалось устройства и поддержания храма, а равно и быта духовенства, старательно исполнявшая волю покойного супруга. Известно, например, что в 1559 году она дала «на службу к церкви» человека, наделив его «уволокою» земли и покосом в деревне Новосады. Однако уже в ХVII столетии церковные земли расхищались, и священникам приходилось обращаться с жалобами «по начальству». Неизвестно, впрочем, также, сколь усердно исполнялось в этот, уже униатский, период постановление Шимки Мацкевича о «пении» молебна о нём самом и его «прирожоных» каждый четверг, о чём он распорядился со всей определённостью, наделяя церковь землёй.
Внешность храма в первоначальный период его истории имела ряд отличий от теперешней. Прежде всего это касается западных башен, надстроенных уже в 1870-е годы (в одной из них устроили колокольню, а другую приподняли для симметрии). До 1825 года не имела церковь и притвора, а вход в неё защищался «тяжеловесною железною дверью, опускавшеюся на цепях из ниши, сделанной в стене» (Л. Савицкий). До 1817 года церковь имела также «ход в стенах». Всё это, а также бойницы и другие архитектурные детали «замкового» характера, указывают на то, что строился храм не только как дом Божий, но и как крепость, способная защитить в случае необходимости своих прихожан. Понятно, что долгой осады ей было не выдержать, однако от «случайных недоброжелателей», не имевших в виду разграбление именно этой церкви, меры, предпринятые строителями, вполне работали. Необычная внешность храма и его очевидная — в особенности до ремонта 1870-х годов — древность интересовали многих. Высказывалось мнение, что церковь в Мурованке — вовсе не церковь даже, а старинная татарская мечеть, лишь впоследствии обращённая в христианский храм… Доуниатский период существования храма известен мало, не имеется никаких сведений ни о его убранстве, ни о его духовенстве, служившем в нём. Соответствующие документы, как уже говорилось, погибли в разное время.
Несколько яснее прослеживается состояние церкви (и перемены в ней) начиная со второй половины ХVII столетия. К этому времени она несколько раз подвергалась разорениям от казаков — особенно серьёзному в 1656 году. «Последствием, — пишет Савицкий, — бытности здесь козаков было обнищание церкви; остались некоторые униатской формы священнические ризы, три серебряные грубо позолоченные с приборами чаши, крест… серебряный позолоченный, Евангелие очень древнее, рукописное, в богатом переплёте с пятью серебряными иконками по краям; прочие богослужебные книги, говорит дьячок, были подобраны им на полях по выходе отсюда козаков, но далеко не в целости; так, Апостол без начала и конца, только четыре книги Миней и проч». Позднее храм подвергался нападению войска Карла II, и долго стены его хранили видимые следы, оставленные шведскими ядрами. В униатский период насильно отторгнутая от православия паства вынуждена была лицезреть здесь икону Иоасафата Кунцевича, а священники — терпеть прямые издевательства от всесильных помещиков. Можейковскими помещиками в это время были Костровицкие. Будучи католиками, они немало досаждали Богородицкой церкви, унижали униатское духовенство (считавшееся, сравнительно с католическим, «второсортным»), стремились полностью изгнать из храма восточный обряд, не брезгуя прямым насилием. В особенности усердствовал в этом отношении Казимир Костровицкий, оставивший по себе память человека крайне жестокого. Он много зла принёс храму, имея возможность распоряжаться здесь, как в собственном доме, а здешнего священника, Петра Афанасевича, сжил со свету. Пан не только совершенно лишил церковь земли, которая худо-бедно доставляла семейству священника пропитание, но и приказывал разгонять народ, собиравшийся по воскресным дням для молитвы. В 1796 году (а с 1795 года Гродненщина являлась частью Российской империи), новый священник, отец Андрей Мицкевич, не вытерпев притеснений, обратился с жалобой к лидскому исправнику, но её оставили без удовлетворения, что, конечно, лишь ещё больше раскуражило Костровицкого. Он установил в маломожейковском храме, где до того было принято общее пение молящихся за литургией, орган и приказывал всем прихожанам собираться слушать проповеди кармелитов, которых он нарочно приглашал из близлежащего монастыря. Пропаганда эта, соединённая с насилием, успеха, однако не имела.
Храм между тем ветшал. В 1804 году его, дорогой из Вильны в Гродно, осматривал Александр I. Подивившись необычному виду церкви, он приказал произвести её отремонтировать. Дело затянулось на десятилетия. Только в начале 1870-х годов, уже после воссоединения униатов с Православной Церковью, был произведён ремонт на ассигнованные правительством средства, после чего храм заново освятили. «Освящение, — пишет Савицкий, — совершено было 21 января сего 1873 года по благословению преосвященнейшего Иосифа (Семашко) местным благочинным прот. Кояловичем в сослужении двух священников и диакона, при стройном пении мальчиков Дикушского народного училища…». До 1923 года маломожейковская церковь действовала как православная, затем польские власти изгнали местную общину и передали храм католикам. Костёлом он оставался до 1939 года, затем пришёл в запустение. После войны здесь находился зерносклад.
В 1989 году церковь возвратили православным. Внешность храма, согласно его статусу памятника истории и архитектуры, поддерживалась в надлежащем виде, но и только. Внутри не осталось ни иконостаса (он был уничтожен ещё при поляках), ни утвари, ни вообще чего бы то ни было, напоминающего о том, что когда-то здесь совершались православные богослужения. Постепенно, усилиями общины и благотворителей, ситуация выправлялась, хотя ещё и теперь внутреннее убранство церкви нельзя назвать соответствующим величественной наружности древнего памятника. Приход маломожейковского храма объединяет восемь окрестных деревень, при храме организована воскресная школа. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы принадлежит к числу объектов, представленных к включению в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — в комплексе с другими храмами оборонного типа, сохранившимися на современных белорусской, литовской и польской территориях.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №138, 2015 г.

Сельское местоположение мурованского храма очень способствует его восприятию как необычного и выразительного памятника. В городском контексте он смотрелся бы совершенно иначе (то же можно сказать и о церкви в Сынковичах). С архитектурной точки зрения Богородицкая церковь представляет собой трёхнефный четырёхстолпный объём с пристроенной к нему одной алтарной апсидой и четырьмя башнями по углам, завершёнными небольшими шатрами. Ранее все они возвышались над храмом на одну сажень, пока в 1870-е годы западные башни не надстроили, разместив в одной из них звонницу. Западные башни при этом не только выше, но и «толще» восточных — их диаметр составляет около 4,5 метров, тогда как для восточных этот показатель составляет около трёх метров. Основной объём храма накрыт высокой двускатной крышей.
Маломожейковский храм обыкновенно сравнивают с Сынковичским, однако есть у него и ещё один сродник — Пречистенский кафедральный собор (ХIV век) в Вильнюсе. Священник Лев Савицкий, в своём описании храма в 1873 году, прямо указывал (и, кажется, без оснований) на него как на образец для строителей церкви в Мурованке. Говоря о фасадах храма, Савицкий, имевший возможность видеть их до переделок 1870-х годов, отмечал: «Три окна в стенах длиною в сажень, шириною в аршин, с железными решётками; между ними идут пилястры с перемежающимися длинными углублениями, предназначенными для каких-либо изображений… Повыше их, под самою крышею, находится пять небольших окон (сейчас осталось по три бойницы с каждой стороны, остальные заложены в 1870-е годы), с отвесными отверстиями, идущими под крышу внутрь».
Первое внимание в облике храма привлекают надстроенные западные башни. Однако, чтобы понять, как выглядели они изначально, следует обратить внимание на восточную пару башен. Они не так высоки и не изобилуют оштукатуренными деталями. Основной объём здания в плане представляет собой прямоугольник размерами 15 х 13,5 м. Толщина стен — около 2 м. От основного объёма храма алтарную часть отделяет стена с тремя проёмами — для царских врат и диаконских дверей. Наружный декор апсиды сдержан, пространство алтаря освещается тремя окнами. В средние века храм не имел притвора, но зато имел герсу — железную решётку, опускавшуюся перед дверью в случае необходимости. Первая пристройка к западному фасаду появилась при Казимире Костровицком (он же забрал из храма герсу). Существующий ныне притвор с декоративными башенками устроен в 1870-е годы.
Первоначальное внутреннее убранство до наших дней не сохранилось, сохранились лишь элементы, которые не могли быть изменены. К таковым относятся прежде всего нервюрные своды. Сравнивая их с простыми крестовыми сводами церкви в Сынковичах, своды маломожейковской церкви значительно богаче. В центральном нефе их нервюры образуют довольно сложный звёздчатый узор, близкий рисунку нервюр сводов церквей Прибалтики. В боковых нефах церкви — сотовые своды. Храм разделён столпами на три нефа, из которых средний — самый широкий. Под полом — сводчатый склеп. Тепенешнее убранство храма говорит прежде всего о вынужденности, однако «идеологически» оно вполне близко к тому виду, какой церковь получила в ходе капитального ремонта, завершившегося в 1873 году. О нём с удовольствием и некоторой гордостью сообщал в то время отец Лев Савицкий: «Внутри храма стены оштукатурены, выровнены; в башнях исправлены каменные лестницы, оконные рамы из дуба с железными решётками; пол деревянный вместо кирпичного; алтарная часть и солея о четырех ступеньках подняты на один аршин выше церковного пола с выступом в 2 1/2 арш. от иконостаса, пред которым устроена балюстрада токарной работы; престол поставлен на каменном фундаменте, ножки его входят в особо устроенные углубления; в башнях алтарной части устроена ризница. Иконостас, хотя и не богатый, но по красоте превосходит все сельские церкви в уезде…». Нынешний иконостас — трёхъярусный, современной работы.
До разорения храма в ХХ веке главной святыней Богородице-Рождественского храма был образ Божией Матери, названный, по месту обретения, Волчинковским. Одноимённый образ есть в церкви и сейчас — но это уже современная икона, написанная на средства прихожан. Есть, разумеется, в маломожейковской церкви и другие иконы Пресвятой Богородицы, как, например, Остробрамский образ, почитаемый как католиками, так и православными.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №138, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?