Муром. Воскресенский монастырь.

Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднен, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом. Возобновлен монастырь в 1998 г. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.

Начало Воскресенского монастыря местная легенда связывала с именами муромских князей Петра и Февронии, живших в ХШ в. Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 г. Но первое ее описание находится в описи 1624 г. Она была деревянной, на подклете, имела три шатра, которые венчали главы и кресты, обитые железом. Церковь была достаточно большой и имела два придела — Собор Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Рядом стояла другая деревянная церковь — Введение Пресвятой Богородицы «с папертью». Она была теплой, т.е. имела печь и в ней служили зимой, в холодное время года. Близ Введенской церкви находилась невысокая деревянная колокольня с восьмью колоколами, общим весом в 80 пудов. Обителью с 16-ю монахинями управляла игуменья старица Мариамна. Главным жертвователем назван муромец посадский человек Семен Федорович Черкасов.
В 1636 г. монастырь окружала деревянная ограда, простиравшаяся вокруг обители 43х36 сажень (91,5х76,5 м). Рядом с храмами располагалось древнее кладбище. В монастыре подвизалась игуменья старица Пелагея Кольцова и 21 монахиня. Ктитором обители упомянут купец гостиной сотни Семен Семенович Черкасов и его братья. В описи Мурома 1646 г. Воскресенская и Введенская церкви по-прежнему упоминаются деревянными, а число келий возросло до 30. Разбогатев на торговле хлебом и солью, во 2-й половине 17 в. Авраам Черкасов воздвиг кирпичные храмы (время сооружения неизвестно, между 1646 и 1678 гг.). История не сохранила имена зодчих, построивших ансамбль Воскресенского монастыря. Но, без сомнения, это были талантливые, опытные мастера, создавшие уникальный монастырский комплекс, органично вписавшийся в панораму древнего Мурома. По описи 1678 г. в монастыре проживали игуменья и 26 стариц.
Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г.После его упразднения,что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих перевели в Троицкую обитель. На протяжении ХIХ-нач. ХХ вв. храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из 4-х городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времен. По описанию 1897 г. Воскресенский собор имел новый иконостас и царские врата, устроенные в 1835 г. В Введенском храме было два престола: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный — во имя Иверской иконы Божией Матери. Иконостасы в обоих приделах тоже были новыми.
В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1970-80-е гг. в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В 1990-е гг. храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь.
Из книги В.Я. Чернышева «Муром. Исторический очерк-путеводитель». — Муром, 2007 г.

В отдаленной части старого Мурома, на берегу Оки, стоит пара храмов – Воскресенский собор (1658 г.) и Введенская церковь (1659 г.). Это храмы Воскресенского женского монастыря, о времени основания которого не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что в XVII веке он уже существовал, и, по-видимому, достаточно давно, так как был весьма небедным и обустроенным. Упоминается он впервые в 1566 г., в описи, датированной началом XVII века, там указаны две деревянные церкви, колокольня, келья настоятельницы и 21 келья сестер; монастырские постройки были обнесены деревянной стеной. Перечисленное в монастырской описи того времени убранство храмов богатое, с множеством икон в ценных окладах, церковных книг и прочей утвари. Жертвователями и ктиторами монастыря значатся муромские купцы Семен Семенович Черкасов и его братья.
Из преданий известно, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой. В середине XVII века те же покровители монастыря братья Черкасовы пожертвовали деньги на возведение двух новых каменных храмов в обители взамен обветшавших деревянных.
Воскресенский собор — массивное здание, в основе которого поставлен высокий четверик. Стены его богато украшены резными наличниками, карнизами, килевидными закомарами — тут не обошлось без влияния построенных незадолго до этого храмов Троицкого Муромского монастыря и Благовещенского Муромского монастыря. Пять широких барабанов обведены кокошниками и увенчаны луковичными главками. С запада к храму пристроена трапезная, а к ней — крытая галерея с арочными окнами и резное крыльцо с шатром; такое же крыльцо украшает северный вход в храм. Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.
В 1764 г., после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время.
В 1930-х гг. храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х гг. на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х гг. в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Русской Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому женскому монастырю. 7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный.
http://meparhia.ru/eparh/31/34

Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.
1. Предания
На страницы летописей информация об окраинных монастырях попадала редко, поэтому достоверно определить начало существования Воскресенского монастыря на данном этапе не представляется возможным. Историки, однако, полагают, что этот монастырь был первой женской обителью в Муроме и единственным муромским монастырем, расположенным за укрепленными стенами города: «По географическому положению, монастырь стал как бы надвратным храмом на северных и восточных воротах города на Оке. Покидая город, путник мог помолиться перед дальней дорогой, прибывший же — находил приют на монастырском постоялом дворе, а в случае надобности – и помощь в монастырской больничной палате».
Скорее всего, монастырь существовал уже в XII в.: «… Известно, что в сентябре 1198 г. в Муроме была учреждена епископская кафедра, и поставлен первый епископ Муромский и Рязанский Арсений. Это дает основание полагать, что в Муроме был не только мужской Спаса что на бору монастырь, но, по определению, имела место женская обитель, на которую возлагались определенные важные функции: распространение православия среди местного населения, жившего по законам матриархата». Этой версии не противоречит предание, вошедшее в «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, об обретении князем Петром Агрикова меча: «Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Во время одной из поездок, за городом, в женском монастыре Петр обратился к Богу: как спасти брата и сокрушить Змея? К нему подошел отрок: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Петр, не раздумывая, ответил: «Да! Где он?» «Следуй за мной», — позвал отрок и «показал ему во алтарной стене между керемидами скважню, в ней же меч лежаше».
Существует предположение, что монастырь возник «вскоре после 1203 г., когда Пётр стал княжить в Муроме». Эта версия опирается на предание, согласно которому святые князья Пётр и Феврония, по изгнании их боярами из Мурома, поселились в загородном княжеском дворе, на котором ещё до этих событий они основали женский монастырь. Согласно тому же преданию, в этом женском монастыре княгиня Феврония в конце своей земной жизни приняла постриг в великую схиму с именем Ефросиния. В другой интерпретации предание связывает эти три события – обретение Петром Агрикова меча в женском монастыре за городом, поселение святых князей после изгнания боярами и постриг святой Февронии. Тогда женский монастырь за городом существовал до начала княжения святых Петра и Февронии и не был создан ими. Это также не противоречит первой версии о наличии монастыря уже в XII веке.
На роль «женского монастыря за городом», существовавшего в Муроме в XIII в., претендовала также Крестовоздвиженская церковь недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря (основан св. кн. Глебом в XI в.): «Местное предание относит начало Крестовоздвиженской церкви к глубокой древности. Церковь эта, говорит предание, построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой половине XIII столетия находился девичий монастырь и где будто бы св. Петр получил меч для поражения волшебника. Насколько достоверно это предание, совершенно не известно. Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI столетии дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно и тогда церковь уже существовала».
Известно также, что в монастыре св. Феврония вышивала золотом, это было — после молитвы — основным ее послушанием. При этом занятии она завершила свою земную жизнь, несколько раз прося супруга своего, св. Петра (схимонаха Давида), подождать пока она закончит вышивать воздух для святой Литургии, так как они дали обет Богу умереть в один день и один час. Свято-Воскресенский женский монастырь был известен своими золотошвейками по всей Руси на протяжении не одного столетия, чему остались письменные и вещественные свидетельства, тогда как о девичьем монастыре на месте Крестовоздвиженской церкви таких сведений нет.
2. Письменные свидетельства
Впервые в письменных источниках Свято-Воскресенский женский монастырь появляется в «Писцовой книге» 1566 г. В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью». «На колокольнице 8 колоколов, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строение Муромца Гостинныя Сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею, а около того монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская — старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестр, а земли под монастырем и церквами 43 саж. в длину 36 саж. поперег. На монастырской земле двор попа Симеона да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. Пустое дворовое место, купленное С. Черкасовым после попа Ивана, котораго «убили литовские люди в 124 (1616) году, как приходил Лисовской». Да к тому ж монастырю по Государевой грамоте дано в руги место в Муроме сусло и квас на оброке».
Вскоре после 1637 г. в обители был построен каменный Воскресенский храм. Год построения храма с точностью не известен, так как нет письменных свидетельств. По преданию пятиглавый Воскресенский собор с трапезной и приделами святителя Николая и Архангела Михаила (то есть с тремя престолами, как это было и в деревянной церкви), открытой галереей и шатровыми крыльцами построен в 1646 г. на средства ктиторов монастыря — братьев Черкасовых. Наружный вид собора до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной, а прежде бывшие узкие окна расширены. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде размещались различные монастырские службы (монахини занимались вышиванием). Храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества первой пол. XVII в.
Время построения расположившейся рядом теплой Введенской церкви с пределом Иверской иконы Божией Матери также неизвестно, но полагают, что она была построена также в XVII в. (по другой версии XVIII в). К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. По описи 1678 г., в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. Так выглядел монастырь в ХVII в.
К восемнадцатому столетию Воскресенский женский монастырь, в древнее время игравший в жизни города немалую роль, вероятно, утратил свое значение, уступая свои социальные функции Свято-Троицкому новодевичьему монастырю, образованному на месте деревянной Троицкой церкви, отстроенной в камне в XVII в. (основан в 1643 г.). Так, по описи 1723 г., составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано всего 26 домов, тогда как ранее приход был значительно больше.
Свято-Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. и был упразднен по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игумения Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь. Монастырские храмы стали приходскими. К храмам прилегало одно из четырех городских кладбищ. На этом кладбище находились отдельные могилы и фамильные склепы почетных Муромских горожан, чиновников, купцов, священников, известных деятелей; в частности, здесь был похоронен директор Петербургской рисовальной школы Михаил Васильевич Дьяконов, учеником которого был известный русский художник И.Е.Репин.
В 1835 г. в Воскресенском соборе был устроен новый иконостас, в который перенесли почти все древние иконы. Описания, относящиеся к XIX веку, дают представление о внутреннем убранстве Воскресенского собора и Введенской церкви, о наличии здесь древних богослужебных книг и церковной утвари, старинного колокола 1674 г. Сохранились некоторые вещественные исторические источники, принадлежащие прежде Воскресенскому монастырю.
3. ХХ век
В 1930-е гг. Воскресенский приход был упразднен, храмы закрыты, колокола сброшены, безвозвратно утеряны настенные росписи и чудотворные фрески, городское кладбище разрушено, местами закатано в асфальт. После закрытия храмы поочерёдно занимали студенческое общежитие, автошкола и детская спортшкола. На месте кладбища была устроена спортивная площадка, под колокольней – сауна.
В 1998 г. 26 сентября, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией. 20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю. 7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
С ноября 2003 г. настоятельница монастыря игумения Елена (Богдан). Матушка переведена из Суздаля. Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей. Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии.
Со дня возрождения обители её духовно окормлял и оказывал помощь в возрождении монастырской жизни Его Высокопреосвященство архиепископ (ныне митрополит) Владимирский и Суздальский Евлогий. Благодаря его молитвам, неустанным заботам настоятельницы и нелегкому труду сестер обитель стала возрождаться. С 16 июля 2013 года возобновлена Муромская епархия под управлением его Преосвященства Нила, епископа Муромского и Вязниковского, который немало заботится о монастыре.
В подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Свято-Воскресенскому монастырю сотрудниками МИХМ. http://svm-murom.ru/история.html

Воскресенский монастырь, Муром (исторический облик, 1970 г.)
Органически вписалась в ансамбль города группа зданий второй половины XVII века — Во­скресенская и Введенская церкви на Штабу, вы­строенные около 1658 года на средства купца Черкасова на территории существовавшего до 1764 года женского монастыря.
Воскресенская и Введенская церкви в ансамбле с вблизи стоявшей и не дошедшей до нас Георгиевской церковью 1655 года благодаря своему удачному местоположению на высоком берегу реки производили незабы­ваемое впечатление. Все три церкви по своим архитектурным формам имели много обще­го с Троицкой и Благовещенской церквами, построенными почти одновре­менно, хотя некоторые детали Воскресенской и Введенской церквей, по всей видимости, претерпели изменения в связи с проведенными в конце XIX столетия наружными штукатурными работами. Не испортили ансамбля и позднейшие пристройки — галерея у Вос­кресенской церкви и колокольня вблизи Введенской.
Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970.http://book33.ru/murom-monastyri/voskresenskij-monastyr-murom-istoricheskij-oblik-1970g.html

Ансамбль Воскресенской и Введенской церквей
Находятся на северной окраине Мурома. Сооружены в середине XVII в. на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых. До 1764 г. здесь находился женский монастырь. С 1764 по 1920-е гг. храмы считались обычными приходскими церквями. При них состояло одно из четырех городских кладбищ — Воскресенское. Храмы закрыты в 1930-е гг. В 1980-90-е гг. внутри церквей размещалась спортивная секция. Возвращены Владимирской Епархии в декабре 1999 г. Первые насельницы переведены из Муромского Троицкого монастыря. В настоящее время монастырь находится под управлением игумении матушки Юлии.
При Воскресенской церкви до 1764 г. существовал женский монастырь, но сведений об этом монастыре, о времени его основания, никаких не сохранилось. О существовании его свидетельствует только опись города Мурома Бартенева 1637 г. В этой описи сообщается следующее: «Да за ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трех верхах, на подклете; верхи шатровые, главы и кресты обиты железом. Да с приделы Собор Архистратига Михаила да другой придел великого чудотворца Николы. Да теплая церковь Введения Пресвятой Богородицы древяна на клетцах с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный Воскресения Христа Бога нашего обложен серебром, позолочен; венец сканный с финифтью, две гривны басменые позолочены. Да другой образ местый Воскресения ж Христа Бога нашего на празелени. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии обложен серебром позолочен, венец чеканный, другой венец жемчужный. Да образ Рождества Пречистой Богородицы на празелени, венцы басменые. Да пред местными образы 5 свеч поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус и праздники и Апостолы и пророки — все на золоте. А пред деисусом паникадило медное. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на золоте. Крест воздвизальный обложен серебром. Сосуды церковные оловянные. Да в приделе у Архангела Михаила образ местный великого архистратига Михаила и Гавриила обложен серебром и позолочен. Венцы сканные с финифтью, гривны басменые. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени и сосуды церковные оловянные. А в другом приделе образ местный великого чюдотворца Николы обложен серебром, позолочен. Венец да три гривны басменые. Да образ местный же Софии премудпости Божией на празелени. Двери Царские и столбцы на празелени ж. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Сосуды церковные оловянные.
Да в теплом храме Божия милосердия образ местный Введения Пречистой Богородицы обложен серебром, венцы сканные с финифтью, да образ местный же Всех Святых на золоте. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, сосуды церковные оловянные. Да в церкви же книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебреные; Устав; Апостол; два Охтая; Евангелие толковое — печатные же; 12 миней месячных письменные; Пролог да триодь постная, да триодь цветная письменные же; Служебник, Псалтырь, часовник печатные, синоксарь письменный. Да на колокольнице восемь колоколов, а в них весу по смете 80 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердии и образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение муромца гостиной сотни Семена Семенова сына Черкасова с братией. А около того монастыря ограда древяна в заметах. Да на монастыре келья игуменская старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестер. А земли под тем монастырем и под церквами и что около церкви кладбища и что под кельями и с огородом в длину 43 сажени, поперек 36 сажен. Да за монастырем на монастырской земле двор попа Семена да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. В длину того их двора и с огородом 31 сажен, поперек в узком месте 7 сажен, а в широком по двору и с огородом 25 сажен. Да по купчей гостиной сотни Семенова отца Семена ж Черкасова, что купил у Григория Федорова сына Елизарова в 122 году место дворовое пустое, что жил поп Иван. А того попа Ивана убили литовские люди в 124 году как приходил Лисовский. В длину того места и с огородом 34 сажени, поперек 24 сажени с полусаженью. Место дворовое пономарское Архипка Агапитова. В длину того места 7 сажен, поперек 5 сажен с четью. Да к тому ж монастырю по приправочным книгам Григория Кириевского 132 году написано монастырские церковные земли, что живали монастырские бобыли. В длину того места 44 сажени, поперек 13 сажен. Да пониже того ж монастыря под гору монастырские же земли в длину 18 сажен, поперек 15 сажен.
Да на монастырской же земле дворишки бобыльские. А по новому письму и по мере той земли и дворишков бобыльских не сыскано. А по сказке того же Воскресенского девичьего монастыря Симиона да попа Тимофея да попа Ефрема у того Воскресенского девичьего монастыря той земли и дворишков бобыльских не бывало. А писал де те места и дворишки бобыльские писец Григорий Кириевский по челобитью муромца торгового человека Семена Семенова Черкасова. А по сказке муромских земских старост Василия Зотикова да выборных Семена Михайлова с товарищи, что де та земля посадская, а не церковная. И на том де месте живали муромские посадские люди Ивашка Резад да Филька да Лукашко. Отцов имен не упомнят, потому что исстари пустует. Да к тому же монастырю по государевой царевой и великого князя Михаила Феодоровича всея Росии грамоте 128 году за приписью дьяка Андрея Степанова по челобитью прежней игуменьи Маремьяны с сестрами дано им в руги место в Муроме сусло и квас. И отдают ныне то сусло и квас на оброк из монастыря игуменья Пелагея с сестрами. А что под тою сусленою избою земли и почему емлют оброку и то написано в сих книгах после лавок».
Таков был монастырь в первой половине XVII столетия. Судя по церковным украшениям монастырь был сравнительно не бедный. Вскоре после 1637 г. семьей тех же благодетелей, которая упоминается в Бартеневской описи, построен был в монастыре каменный храм. Год построения храма с точностью не известен за неимением письменных свидетельств, но по преданию храм построен братьями Черкасовыми в 1646 году.
Наружный вид храма до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной и прежде бывшие узкие окна расширены. Таким образом, храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества половины XVII в. Он разделяется на две части, собственно храм и трапезу; над храмом пять глав; алтарь с тремя полукруглыми выступами. Вокруг храма с западной и северной стороны идет крытая каменная галерея, на которую ведут два крыльца. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде помещались разные монастырские службы. В храм ведут три двери: с севера и запада; двери устроены в арках с полукруглыми уступами.
Внутри храма сохранилось не мало священных памятников церковной старины XVII в. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви: главный в честь Воскресения Христова, в приделах во имя Архангела Михаила и св. Николая чудотворца. Престолы ныне расположены в ряд, но так ли было и прежде, до переделки иконостаса, не известно. Над главным престолом устроена сень; жертвенники помещаются в нишах алтарных стен, над ними устроено нечто вроде сени.
Иконостас и царские двери в храме относительно новые, устроены в 1835 году, но иконы в иконостасах почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону Иверская икона Божией Матери, риза из золотого глазета, низана жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями, венец серебряный. Икона эта устроена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещены две древние иконы Смоленской Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. На этих иконах только ризы позднейшего времени. В следующих ярусах иконостаса размещены также древние иконы. Кроме того по разным местам храма находятся различные старинные иконы.
От прежнего времени сохранились в церкви также следующие священные предметы: 1) Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: «Лета 7154 (1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин», 2) сребро — позлащенные сосуды; на потире внизу надпись: «Лета 7158 (1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях», 3) серебряные сосуды с надписью: «1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини — схимницы Александры Климонтовны», 4) два серебряных кадила; на первом надпись: «Лета 7156 сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу»; на втором вычеканено: «Мур. Воскресенскаго дев. монастыря», 5) два напрестольных креста серебряных, в одном частицы св. мощей, 6) воздухи, шитые монахинями прежде бывшего здесь монастыря; на них вышиты херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа.
Современная церковная утварь и ризница Воскресенской церкви довольно богата.
Из богослужебных книг сравнительно древние: 1) Триодь, издан. 7164 (1656) г., 2) Апостол, печ. 1722 г. с надписью по листам: «Св. апостол бывшего Петровского монастыря иеромонаха Павла Иоаннова, после смерти его отданв поминовение его родителей в г. Муром, Воскресенского девича монастыря в ето 1722», 3) Петникостарион, печат. 7168 (1660) г., и 4) Октоих, изд. 1740 г. с подписью по листам: «сия глаголемая книга Октоих Воскресенского девича монастыря, дана по Иване Иванове Матушкине».
Рядом с Воскресенским храмом стоит другой храм в честь Введения Пресвятой Богородицы; храм об одной главе, до 1840 г. был крыт тесом, а ныне железом. Время построение этого храма не известно, но полагают, что и он построен в XVII столетии. К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. На колокольне сохранился старинный колокол с надписью, из которой видно, что он вылит при царе Алексее Михайловиче в 182 (1674) г.
В теплом храме в настоящее время два престола: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконостасы в обоих приделах новые. Иконами церковь снабжена достаточно, утварь и ризница общая с Воскресенской церковью.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (5000 руб.) до 800 руб. в год. Церковных домов для причта не имеется.
Земли при церкви по плану генерального межевания 1771 г. значится 1 дес. 437 кв. саж., из них 600 саж. под домами и усадьбой причта, 530 саж. под домами причта Георгиевской церкви г. Мурома.
В приходе по клировым ведомостям числится 187 душ мужского пола и 205 женского; все православные и живут в городе. (Примечание: при Воскресенской церкви были прихожане и в то время, когда здесь был женский монастырь, как это видно из окладных книг Рязанской епархии 1676 г., где сказано, что к этой церкви в приходе 28 дворов посадских, 3 двора, в которых живут дворники, 1 двор бобыльский и 2 двора ямских охотников).
Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. — Вып.4. — Владимир, 1897.

Свято-Воскресенский женский монастырь относится к числу древних. Точная дата его основания не известна, но в описи города Мурома Бартенева 1637 года сообщается следующее: «За ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем церковь Воскресения Христова древяна о трех верхах на подклетах, да в приделе собор Архистратига Михаила да другой придел великого чудотворца Николы, да теплая церковь Введения Пресвятой Богородицы — древяна клетски с папертью. На колокольнице 8 колоколов, а около монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская старицы Пелагеи Кольцовой, да 21 келья сестер, а земли под монастырем 43 сажени в длину и 36 сажень поперек». Таков был монастырь в первой половине ХVII столетия.
Судя по церковной утвари и украшениям, упомянутых в той же описи, монастырь был сравнительно небедный. Вскоре после 1637 года благотворителями был построен каменный Воскресенский храм. Наружный его вид до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тёсовая крыша заменена на железную, да первоначальные узкие окна расширены для доступа в храм большего количества света. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви. Рядом с Воскресенским храмом стоит ныне и другой каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы (сохранилась по сегодняшний день) с приделом в честь Иверской иконы Божией Матери. Время его возведения также неизвестно, историки полагают, что он построен в ХVII столетии.
В 1764 году при общем сокращении штатов, муромская Воскресенская обитель с храмами Воскресения Христова и Введенским, была упразднена, после чего образовался Воскресенский приход, территория его была обращена в кладбище, в котором тогда так нуждался древний город Муром. Вскоре после революции приход был закрыт, колокола сброшены, храмы осквернены и обезображены. Во время перепланировки и забелки интерьера, безвозвратно утеряны древние росписи и фрески, а старинные образа и церковная утварь варварски расхищена руками богоборцев. В 1929 году было полностью уничтожено кладбище (в 1950-х годах часть кладбищенской территории было превращено в футбольное поле, где местные мальчишки играли в футбол вплоть до конца 90-х гг. ХХ столетия). Церковные здания стали занимать различные светские учреждения. Пустующие монастырские храмы использовались по-разному: Воскресенский собор последнее время занимала детская спортивная школа, в Введенском храме располагалась лыжная база, под колокольней — сауна.
В 1998 году, 26 сентября, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме впервые за долгие годы стены церкви вновь услышали монашеское пение. По благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского, накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель муромского Спасо-Преображенского монастыря Игумен Корнилий с братией. 20 ноября 1998 года Воскресенский женский монастырь официально передан Владимиро-Суздальской епархии РПЦ. Приписан он тогда был к муромскому Свято-Троицкому монастырю. 7 марта 2000 года заседанием Священного Синода монастырь был утверждён как самостоятельный, настоятельницей обители была назначена монахиня Иулиания.
Из брошюры: Свято-Воскресенский женский монастырь. — Муром, 2004

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?