Муром. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова.

Собор во имя Воскресения Христова девичьего Воскресенского монастыря города Мурома
Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) [1].
Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных [2]. Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого — возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами [3].
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее — зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но, к сожалению, изначальный облик собора (форма перекрытия, элементы декора) так и не был восстановлен.
Библиография:
[1] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. — Владимир, 1903. С. 37, 43
[2] Муром: Памятники архитектуры и искусства. — М., 1990. С. 34, 37
[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. — Ярославль, 1971. С. 5
[4] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. — Владимир, 1906. С.: 34, 35
[5] Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. — Муром, 2007

Воскресенская церковь Воскресенского муромского монастыря (исторический облик)
Несмотря на большое сходство архитектурного мотива Воскресенской церкви с Благовещенским собором, нельзя не отметить своеобразие архитектурных форм и композиции церкви. Архитектура Воскресенской церкви так же, как и Благовещенской, проста и лаконична. Четырьмя лопатками, опирающимися на белокаменный цоколь с четким объемным профилем, южный (главный) фасад разбит на три части, при этом в центральном простенке по оси одно над другим расположены два окна. Окно первого яруса но сравнению с остальными окнами значительно расширено и обрамлено богато орнаментированным наличником в виде резных пилястр, опирающихся на консоли и завершенных килевидными кокошниками. Среднее окно второго яруса по сравнению с боковыми несколько больших размеров. Боковые окна второго яруса вытянутых пропорций также обрамлены наличниками с пилястрами и кокошниками, но они более скромны в своих дета­лях. Пилястры несут широкий пояс карниза, фриз которого состоит из ширинок с углублениями, как в Благовещенском соборе.
Над карнизом с каждой стороны размещено по три кокошника ввиде довольно глубоких арок со сложным тянутым профилем и килевидным завершением. Пяты арок в отличие от пят арок Благовещенского собора расположены точно над пилястрами. Свободное пространство между кокошниками заполнено небольшими кокошничками, вершины которых расположены на одном уровне с вершинами кокошников-закомар.
В отличие от Благовещенского и Троицкого соборов в Воскресенской церкви не имеется второго ряда кокошников, и церковь покрыта четырехскатной крышей с несколько вспарушенной кровлей, на которой на довольно высоких цилиндрических барабанах установлено 5 луковичных глав. Барабаны опираются на спаренные кокошнички, поставленные под прямым углом друг к другу. Каждый из угловых барабанов прорезан четырьмя щелевидными проемами, а в центральном барабане их сделано восемь, подобных проемам угловых барабанов. Верх барабанов украшен относительно большим карнизом с несколько грубоватыми сухариками, размеры которых, возможно, увеличились после проведения штукатурных, работ в конце XIX века.
С западной стороны к Воскресенской церкви примыкает несколько вытянутая в меридиональном направлении трапезная, характерная для XVII века. С основным храмом трапезная соединена широким арочным проемом. С северной и западной сторон к церкви примыкает обходная открытая галерея на подклете с арочными проемами и двумя шатровыми с четырехскатной кровлей крыльцами. На плоскости южной стены трапезной, расчлененной пилястрами, расположено три оконных проема, обрамленных наличниками в виде полуколонок, опирающихся на консоли и соединенных фронтонами, повторяющими рисунок кокошников центрального объема.
Трехчастная апсида, соединенная с основным помещением церкви тремя арочными проемами, перекрыта куполообразными кровлями. По осям арочных проемов и с южной стороны абсиды сделаны оконные проемы, украшенные наличниками, подобными наличникам трапезной, но в отличие от них фронтоны проемов имеют криволинейные очертания с вогнутыми кривыми.
Несмотря на то, что Воскресенская церковь в общих чертах повторяет архитектуру Благовещенского и Троицкого соборов, зодчий не стал слепо копировать их, а умело использовав мотивы, создал своеобразное и совершенно отличное от стоявших перед его глазами образцов здание, применив новые, более прогрессивные архитектурные приемы, например: церковь перекрыта четырехскатной кровлей, улучшено освещение интерьера за счет увеличения оконных проемов с внутренней стороны. В связи с устройством четырехскатной кровли зодчим не сделан второй ряд кокошников. Купольные перекрытия абсид также подтверждают высокое мастерство и самостоятельность творчества зодчего. Фасады лопатками разделены на 3 части, широкий пояс карниза — с едва различимыми делениями на части, обрамления окон — в виде полуколонок с розетками и кокошниками, луковичной формы главы.
http://book33.ru/muromskij-rajon-derevni-sela/voskresenskaya-cerkov-voskresenskogo-muromskogo-monastyrya-istoricheskij-oblik.html

Галерея и крылья Воскресенской церкви, Муром (исторический облик 1970 г.)
Заслуживают внимания открытые галереи и крыльца с северной и западной сторон Воскре­сенской церкви. Несмотря на более позднюю пристройку, они завершают композицию церкви, обогащают ее архитектуру, органически сливаясь как с основным объемом с южной стороны, так и с трапезной с западной стороны церкви. Низкие арки, несколько отличающиеся по размерам друг от друга, опираются на приземистые столбы квадратного сечения, завершенные простыми капителями в виде подушки и абаки. Пространство между опорами заполнено глухим парапетом с белокаменным поручнем. Вся галерея возвышена над уровнем земли. Под галереей расположен подвал для хозяйственных целей. Профиль цокольной части галереи повторяет рисунок цоколя основного объема церкви. Сводчатые перекрытия ее покрыты односкатной кровлей. С северной стороны глухой парапет декорирован глубокими нишами квадратного сечения.
По всей видимости, это единственное здание в городе, в котором сохранилось богатое гульбище, выполнявшее не только утилитарную роль, но и являвшееся декоративным элементом, позволяющим зрителю наслаждаться живописными видами заокских далей. Заделанная с восточной стороны арка не позволяет сейчас воспроизвести открывающуюся панораму Оки, но при незначительных реставрационных работах может представиться возможность вновь восстановить прекрасную видовую точку.
Главный вход в церковь подчеркнут мощным резным порталом из балясин, повторяющихся в различных сочетаниях. Каждая опорная часть портала состоит из трех балясин, при этом балясина, расположенная на первом плане, наполовину перекрывает балясины второго плана. Они опираются на низкие постаменты сложного профиля и несут довольно тяжелый карниз. Балясины того же рисунка изгибаются по направлению арки портала.
Дверной проем непосредственно обрамлен тонкими трехчетвертными колонками, на которые опирается арка сложного профиля с крупными резными сухариками. Западный и южный входы в церковь подчеркнуты шатровыми крыльцами, соединенными ползучими арками с галереями.
По своей архитектуре крыльца напоминают крыльцо Троицкого собора и значительно беднее трехшатрового крыльца Благовещенского собора. Они почти одинаковы по рисунку и размерам. Их восьмигранные столбы опираются на кубической формы постаменты. Столбы соединены трехцентровыми очень пологими арками четверика, свод которого перекрыт четырехскатным шатром пирамидальной формы, а в вершине укреплена небольшая луковичная главка на барабане.
Живописное расположение на высоких откосах Оки и глубокого оврага подчеркивает всю прелесть одного из лучших зданий XVII века в Муроме, которое в сочетании с Введенской церковью, колокольней и находившейся раньше вблизи Георгиевской церковью представляло собой один из самых совершеннейших городских ансамблей.
Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.http://book33.ru/murom-monastyri/galereya-krylya-voskresenskoj-cerkvi-murom-istoricheskij-oblik-1970g.html

При Воскресенской церкви до 1764 г. существовал женский монастырь, но сведений об этом монастыре, о времени его основания, никаких не сохранилось. О существовании его свидетельствует только опись города Мурома Бартенева 1637 г. В этой описи сообщается следующее: «Да за ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трех верхах, на подклете; верхи шатровые, главы и кресты обиты железом. Да с приделы Собор Архистратига Михаила да другой придел великого чудотворца Николы. Да теплая церковь Введения Пресвятой Богородицы древяна на клетцах с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный Воскресения Христа Бога нашего обложен серебром, позолочен; венец сканный с финифтью, две гривны басменые позолочены. Да другой образ местый Воскресения ж Христа Бога нашего на празелени. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии обложен серебром позолочен, венец чеканный, другой венец жемчужный. Да образ Рождества Пречистой Богородицы на празелени, венцы басменые. Да пред местными образы 5 свеч поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус и праздники и Апостолы и пророки — все на золоте. А пред деисусом паникадило медное. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на золоте. Крест воздвизальный обложен серебром. Сосуды церковные оловянные. Да в приделе у Архангела Михаила образ местный великого архистратига Михаила и Гавриила обложен серебром и позолочен. Венцы сканные с финифтью, гривны басменые. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени и сосуды церковные оловянные. А в другом приделе образ местный великого чюдотворца Николы обложен серебром, позолочен. Венец да три гривны басменые. Да образ местный же Софии премудпости Божией на празелени. Двери Царские и столбцы на празелени ж. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Сосуды церковные оловянные.
Да в теплом храме Божия милосердия образ местный Введения Пречистой Богородицы обложен серебром, венцы сканные с финифтью, да образ местный же Всех Святых на золоте. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, сосуды церковные оловянные. Да в церкви же книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебреные; Устав; Апостол; два Охтая; Евангелие толковое — печатные же; 12 миней месячных письменные; Пролог да триодь постная, да триодь цветная письменные же; Служебник, Псалтырь, часовник печатные, синоксарь письменный. Да на колокольнице восемь колоколов, а в них весу по смете 80 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердии и образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение муромца гостиной сотни Семена Семенова сына Черкасова с братией. А около того монастыря ограда древяна в заметах. Да на монастыре келья игуменская старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестер. А земли под тем монастырем и под церквами и что около церкви кладбища и что под кельями и с огородом в длину 43 сажени, поперек 36 сажен. Да за монастырем на монастырской земле двор попа Семена да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. В длину того их двора и с огородом 31 сажен, поперек в узком месте 7 сажен, а в широком по двору и с огородом 25 сажен. Да по купчей гостиной сотни Семенова отца Семена ж Черкасова, что купил у Григория Федорова сына Елизарова в 122 году место дворовое пустое, что жил поп Иван. А того попа Ивана убили литовские люди в 124 году как приходил Лисовский. В длину того места и с огородом 34 сажени, поперек 24 сажени с полусаженью. Место дворовое пономарское Архипка Агапитова. В длину того места 7 сажен, поперек 5 сажен с четью. Да к тому ж монастырю по приправочным книгам Григория Кириевского 132 году написано монастырские церковные земли, что живали монастырские бобыли. В длину того места 44 сажени, поперек 13 сажен. Да пониже того ж монастыря под гору монастырские же земли в длину 18 сажен, поперек 15 сажен.
Да на монастырской же земле дворишки бобыльские. А по новому письму и по мере той земли и дворишков бобыльских не сыскано. А по сказке того же Воскресенского девичьего монастыря Симиона да попа Тимофея да попа Ефрема у того Воскресенского девичьего монастыря той земли и дворишков бобыльских не бывало. А писал де те места и дворишки бобыльские писец Григорий Кириевский по челобитью муромца торгового человека Семена Семенова Черкасова. А по сказке муромских земских старост Василия Зотикова да выборных Семена Михайлова с товарищи, что де та земля посадская, а не церковная. И на том де месте живали муромские посадские люди Ивашка Резад да Филька да Лукашко. Отцов имен не упомнят, потому что исстари пустует. Да к тому же монастырю по государевой царевой и великого князя Михаила Феодоровича всея Росии грамоте 128 году за приписью дьяка Андрея Степанова по челобитью прежней игуменьи Маремьяны с сестрами дано им в руги место в Муроме сусло и квас. И отдают ныне то сусло и квас на оброк из монастыря игуменья Пелагея с сестрами. А что под тою сусленою избою земли и почему емлют оброку и то написано в сих книгах после лавок».
Таков был монастырь в первой половине XVII столетия. Судя по церковным украшениям монастырь был сравнительно не бедный. Вскоре после 1637 г. семьей тех же благодетелей, которая упоминается в Бартеневской описи, построен был в монастыре каменный храм. Год построения храма с точностью не известен за неимением письменных свидетельств, но по преданию храм построен братьями Черкасовыми в 1646 году.
Наружный вид храма до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной и прежде бывшие узкие окна расширены. Таким образом, храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества половины XVII в. Он разделяется на две части, собственно храм и трапезу; над храмом пять глав; алтарь с тремя полукруглыми выступами. Вокруг храма с западной и северной стороны идет крытая каменная галерея, на которую ведут два крыльца. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде помещались разные монастырские службы. В храм ведут три двери: с севера и запада; двери устроены в арках с полукруглыми уступами.
Внутри храма сохранилось не мало священных памятников церковной старины XVII в. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви: главный в честь Воскресения Христова, в приделах во имя Архангела Михаила и св. Николая чудотворца. Престолы ныне расположены в ряд, но так ли было и прежде, до переделки иконостаса, не известно. Над главным престолом устроена сень; жертвенники помещаются в нишах алтарных стен, над ними устроено нечто вроде сени.
Иконостас и царские двери в храме относительно новые, устроены в 1835 году, но иконы в иконостасах почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону Иверская икона Божией Матери, риза из золотого глазета, низана жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями, венец серебряный. Икона эта устроена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещены две древние иконы Смоленской Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. На этих иконах только ризы позднейшего времени. В следующих ярусах иконостаса размещены также древние иконы. Кроме того по разным местам храма находятся различные старинные иконы.
От прежнего времени сохранились в церкви также следующие священные предметы: 1) Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: «Лета 7154 (1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин», 2) сребро — позлащенные сосуды; на потире внизу надпись: «Лета 7158 (1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях», 3) серебряные сосуды с надписью: «1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини — схимницы Александры Климонтовны», 4) два серебряных кадила; на первом надпись: «Лета 7156 сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу»; на втором вычеканено: «Мур. Воскресенскаго дев. монастыря», 5) два напрестольных креста серебряных, в одном частицы св. мощей, 6) воздухи, шитые монахинями прежде бывшего здесь монастыря; на них вышиты херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа.
Современная церковная утварь и ризница Воскресенской церкви довольно богата. Из богослужебных книг сравнительно древние: 1) Триодь, издан. 7164 (1656) г., 2) Апостол, печ. 1722 г. с надписью по листам: «Св. апостол бывшего Петровского монастыря иеромонаха Павла Иоаннова, после смерти его отданв поминовение его родителей в г. Муром, Воскресенского девича монастыря в ето 1722», 3) Петникостарион, печат. 7168 (1660) г., и 4) Октоих, изд. 1740 г. с подписью по листам: «сия глаголемая книга Октоих Воскресенского девича монастыря, дана по Иване Иванове Матушкине».
Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4. — Владимир, 1897

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?