Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.

Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома
Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены.
Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» [1, 5]. Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение.
Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря [2].
По своей композиции Троицкий собор представляет собой интересный образец бесстолпного храма с тремя апсидами. Многие исследователи сравнивали его с московской церковью Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы) [3]. Высокий кубический объем собора перекрыт сомкнутым сводом, который венчает традиционное пятиглавие. С южной и северной сторон к четверику некогда примыкали приделы святых князей Бориса и Глеба и Трех Святителей (второй из них пристроен уже в середине XVII века [6]). К сожалению, они не сохранились до нашего времени, и сейчас заменены приделами во имя святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (южный) и святых благоверных князей Петра и Февронии (северный, выстроен в 1996 году). С 1786 по 1810 год были перестроены и расширены крытая галерея и паперть, охватывающие собор с трех сторон. Наиболее поздние по времени изменения в облике собора произошли уже в наши дни. В 1990-е годы с западной стороны к нему пристроили шатровую колокольню и небольшое крыльцо под стилизованным декоративным шатром. Следует отметить, что эти пристройки довольно ощутимо нарушили гармоничную композицию, задуманную зодчими в XVII столетии.
Архитектура древнего собора имеет несколько поистине уникальных особенностей. Одна из них – это устройство двойных сводов с чердачным помещением между ними. Реставраторы, работавшие в монастыре в 1980-е -1990-е годы, считают, что: «система несущих аркбутанов второго свода собора прекрасно продумана и безукоризненно исполнена, ничуть не уступает лучшим образцам западноевропейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода» [4]. Столь блестящая архитектурная находка получила вполне достойное оформление: верхний свод украшен двумя рядами кокошников. Их богатая пластика очень глубокого и сложного рельефа создается как бы «вылепленными» в несколько рядов и вложенными друг в друга арками. Дополнительную живописность их нижнему ряду придают небольшие ромбики из фигурного кирпича, украшающие одну из «внутренних» арок.
Свод отделен от четверика широким нарядным декоративным поясом. Впоследствии, он станет непременным элементом декора монастырских соборов Мурома (см.: соборы Благовещенского и Воскресенского монастырей). В данном случае он выполнен даже более пышно, чем тот же элемент в архитектуре храмов 1650-х (Воскресенский собор) и 1660-х (Благовещенский собор) годов. В убранстве Троицкого собора это скорее даже «сдвоенный пояс. Сложный «многослойный» узор из пяти фризов, в котором чередуются пояса выносных карнизов и фризов из крупных зубцов-«сухариков» и «ширинок», создает ощущение легкого кружева. Подчеркивают это ощущение чудом сохранившиеся изразцы (это единственный случай в храмовом зодчестве Мурома). Двойной пояс в виде «полос» и «ромбов» из многоцветных керамических плиток с рисунком из причудливых трав, фантастических птиц и животных, вооруженных всадников, украшает верхнюю часть четверика под карнизом и полукружий всех трех апсид.
Что касается остального убранства собора, то в нем еще нет «сочной» пластики, которая появится в муромской архитектуре в последующее десятилетие. В данном случае, скорее можно говорить о тонком изяществе, лишь дополнившем и подчеркнувшем пышный рисунок резного пояса. Стены четверика делят на три части невысокие лопатки. Северную и западную стену прорезали по три узких вытянутых окна (сейчас некоторые из них заложены). С западной стороны решение в целом такое же, не считая крайнего прясла в северо-западном углу – он нем речь пойдет немного ниже. Окна четверика и трех апсид обрамляют тонкие тяги с полуколонками. Они вписаны в несколько стилизованный «аркатурно-колончатый» пояс, заполняющий прясла стен и украшающий апсиды. Так же украшены и изящные барабаны всех пяти главок.
Еще одна интересная особенность – след от разобранной пристройки, примыкавшей к северно-западному углу собора на высоту верхнего пояса кокошников. В некоторых работах, посвященных собору, было высказано предположение, что здесь изначально была возведена первая колокольня монастыря [2]. Вероятно, позже ее разобрали за ненадобностью, после того как завершилось возведение надвратной церкви Казанской иконы Божией Матери с колокольней.
В ХХ столетии Троицкий собор не избежал участи многих православных храмов и монастырей России. После того, как монастырь закрыли в 1921 году, собор вместе с другими помещениями обители использовался как склады и архив, позже в нем разместилась сапожная мастерская. Только в 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры, а 1980-х здесь началась кропотливая работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Монашеская жизнь в обители возобновилась с 1991 года.
Библиография:
[1] Писцовая книга Мурома, составленная Григорием Киреевым в 1624 году. Цит. по: Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 30
[2] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 34
[3] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 24
[4] Статья Щелокова О. О. на сайте: sobory.ru
[5] Травчетов Н.П. Материалы для истории Муромского Троицкого женского монастыря. Владимир, 1902. С.: 45. Приложения
[6] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 32

Сооружён в 1642-1643 гг. каменным на месте деревянной церкви. Бесстолпный пятиглавый трёхапсидный храм, окружённый крытой галереей, богато декорированный и украшенный изразцами. Придел Бориса и Глеба. С северной стороны к собору примыкал тёплый Трёхсвятительский храм, основанный в середине XVII в., со Скорбященским приделом (1810). В 1886 г. над Трёхсвятительской церковью возведен 2-й этаж с новым Пантелеймоновским престолом. Собор закрыт в 1920-е гг. В 1936 г. Трёхсвятская церковь сломана. Вновь открыт в 1991 г.

Крестив муромлян, благоверный князь Константин стал строить в городе храмы. Один из них — во имя страстотерпцев Бориса и Глеба (неслучайное посвящение, конечно) — он поставил, по преданию, на месте нынешнего Троицкого монастыря. Неизвестно, когда Борисоглебскую деревянную церковь сменила деревянная Троицкая, где князьям-страстотерпцам был посвящён лишь придел. Но в Писцовой книге 1624 года мы уже обнаруживаем именно её: «Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба… и в церквах Божия милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола — все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана». «Торговые люди, упомянутые в описи 1624 года, это муромские купцы Цветновы. Торговали они преимущественно москательными товарами, и в их числе — краской (отсюда, вероятно, и происходит их фамилия). Цветновы имели двор неподалёку от Троицкой церкви и, постепенно богатея, всё больше оказывали попечения о ней. То есть, говоря проще, были её ктиторами.
В 1642 году сын Бориса Цветнова Богдан заложил на месте деревянной Троицкой церкви каменную. Строилась она примерно год, о чём сообщает надпись на стене храма: «Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися… Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостиные сотни торгового человека Тарасия, Богдана сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Когда храм был отстроен, Тарасий (Богдан) Цветнов подал прошение епископу рязанскому Моисею об основании на месте Троицкого прихода девичьего монастыря и выразил готовность пожертвовать под его устройство своё дворовое место, а равно и выкупить соседний участок, принадлежавший Предтеченскому приходу. Разумеется, епископ не стал противиться благочестивому желанию Цветнова, а тот, усердствуя об основанной им обители, пошёл ещё дальше: «оную Предтеченскую церковь своим коштом перенес» на новое место, поскольку «от стоящих весьма близ монастыря у передних ворот приходской церкви св. Иоанна Предтечи деревянной с приделы… монастырю имеется застень, вред и опасность… и видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отнята…» Устроив Троицкую обитель, Тарасий Цветнов, по всей видимости, сам удалился в монастырь — в соседний Благовещенский. Монастырь, основанный Цветновым, продолжил свой исторический путь вполне бодро. У него появились новые жертвователи, а в 1663 году он, по грамоте царя Алексея Михайловича, получил в своё владение бобыльские дворы по соседству.
Первый век существования обители и его собора почти не освещён в документах. Последовательные сведения о нём начинают поступать с середины ХVIII столетия, когда он обзавелся собственной летописью. Из неё мы узнаём, что в 1750-е годы здесь проживало пятнадцать насельниц, а сама обитель настоящим образом нищенствовала. В 1764 году монастырь разросся за счёт инокинь, переведённых сюда из упразднённых монастырей — Вязниковского Введенского, Воскресенского Муромского и Входоиерусалимской пустыни в селе Арефине. К 1786 году относятся первые известия о переменах в облике Троицкого собора: игуменья Мария испросила благословения у епископа Владимирского и Суздальского Виктора на расширение паперти и галереи соборного храма, так как «имеющаяся в монастыре настоящая Троицкая церковь усматривается к помещению народа несколько тесновата». В 1792 году плоды трудов игумении скорректировал пожар, уничтоживший деревянные кровельные связи (иконостас, к счастью, остался неповреждённым). Это уже не говоря о том, что сгорели все деревянные кельи. Деньги на восстановление собора и иных построек собирали с доброхотных дателей. Работы продолжались шесть лет. В 1803 году новая игумения Евгения тоже решила остаться в истории монастыря как переустроительница Троицкого собора: она испросила разрешение на переделку тёплого Трёхсвятительского придела с возведением при нём нового придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храмозданную грамоту она получила почти сразу, но пожары 1804 и 1805 годов поставили перед матушкой более насущные задачи, и работы в соборе начались только в 1810 году. Одновременно с сооружением придела шла переделка кровли. Обветшавшую черепицу заменили железом. Спустя несколько десятилетий, в 1855 году, усердием муромского почётного гражданина А.В. Ермакова были вызолочены главы Троицкого собора. На этом, казалось бы, благоустроительные работы могли бы и завершиться, но в первой половине 1880-х годов в монастырь прибыла с Афона икона целителя Пантелеймона, и тогдашняя игуменья Персида сочла это достойным поводом к постройке нового придела — Пантелеймоновского. Однако вширь распространяться уже было некуда, и матушка придумала надстроить вторым этажом Трёхсвятительский придел. Реконструкция завершилась к осени 1886 года, и 30 ноября 1886 года Пантелеймоновский придел был освящён. Освящение Пантелеймоновского придела явилось последним крупным событием в дореволюционной истории монастыря, хотя и в последующие годы игумения Персида неутомимо занималась его благоустройством. В частности, Троицкий собор её стараниями (и под наблюдением Московского археологического общества) был реставрирован, а его Скорбященский придел получил новый иконостас «с иконами греческого письма, вызолоченный сплошь червонным золотом».
В 1921 году Троицкую обитель закрыли. Насельницы её пошли в буквальном смысле по миру, а монастырские здания, оставшись без пригляда, вскоре так «опустились», что даже пролетарская пресса забила тревогу. С 1933 года монастырь был занят военными. Собор, надвратная церковь и колокольня служили складами. В 1936 году разобрали Трёхсвятительский и Пантелеймоновский приделы, кирпичи использовали на строительстве школы, а мусор и щебень так и оставили под стенами храма. С 1941 года «в здании бывшего Троицкого собора» расположилась артель им. Крупской, занимавшаяся пошивом обуви. После войны в монастыре расселили трудящихся, нуждающихся в улучшении жилищных условий, — то есть, попросту говоря, превратили его в коммунальные квартиры. Такая ситуация сохранялась до возвращения обители епархии. При этом в 1970-е годы монастырский ансамбль поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения, в связи с чем произвели косметический ремонт.
Передача Троицкого монастыря Церкви состоялась 15 мая 1991 года, на день памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Он стал первым женским монастырём, возрождённым во Владимирской епархии. В конце мая в обитель приехали первые насельницы из рижского Троице-Сергиева монастыря. На Троицу, 26 мая, в монастыре служили первую литургию — правда, ещё не в Троицком соборе, а в надвратной Казанской церкви. Малое освящение Троицкого собора состоялось 21 июля, на праздник Казанской иконы Божией Матери. Троицкий храм сейчас полностью отреставрирован. Некоторые изменения в его облике небесспорны (в частности, не вполне уместной представляется новая шатровая колокольня), однако в целом восстановительные работы считаются проведёнными удачно. В 2008-2011 годах в соборе выполнены росписи. Кресты, установленные сегодня на главах собора, подлинные, работы муромских кузнецов ХVII века, реставрация которых проводилась в 1990-е годы. В новейшее время главной святыней Троицкого собора, как и самого монастыря, являются мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также не менее известный Виленский крест-мощевик, появившейся в Муроме в 1658 году.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №120, 2015 г.

Увидеть Троицкий храм во всей красе и обозреть памятник как нечто цельное, скорее всего не получится: расстояние слишком мало, а как известно, первое знакомство со зданием лучше осуществлять издалека. Поэтому следует обойти монастырский двор и найти наиболее удобную точку для составления общего впечатления. А потом уж постепенно приближаться к храму.
Троицкий собор имеет ряд любопытных композиционных особенностей, представляя собой бесстолпный четверик с примыкающими к нему тремя апсидами. В искусствоведческой литературе давно уже повелось сравнивать его с московским храмом Троицы в Никитниках — сколько из-за упомянутых особенностей, столько и благодаря богатому, почти избыточному декору. Правда, московская церковь поставлена ещё на высокий подклет, но эта подробность в данном случае несущественна. С южной стороны собора изначально существовал Борисоглебский придел, унаследованный каменным храмом от стоявшей на его месте деревянной церкви. Позднее появился северный Трёхсвятительский придел. Они до наших дней не сохранились, и теперь храм имеет приделы во имя святых праведных жён Амины, Тавифы и Иулиании Лазаревской (южный) и святых благоверных Петра и Февронии (северный). Крытая галерея, окружающая храм, также перестраивалась. В 1990-е годы собор получил шатровую колокольню, что, конечно, нельзя назвать счастливым решением: зодчие ХVII века недаром отказались от постройки «присоборной» колокольни, она действительно расшатывает стройную композицию храма. В убранстве Троицкого собора обильно использованы изразцы.
В классическом путеводителе по Мурому А. Л. Монгайта (1947 года издания) Троицкому собору уделено должное внимание. В нём он пишет: «В ХVI веке очень распространилось употребление изразцов для украшения ширинок. Здесь же они использованы гораздо шире… Один пояс изразцов идёт посередине здания, охватывая находящуюся с южной стороны галерею и апсиды, другой пояс проходит под карнизом. Пояса двойные, часть изразцов составляет сплошную линию, другие поставлены над ними на угол. Кроме того, изразцы украшают ширинками галереи, кокошники над окнами и разбросаны в отдельных частях здания. Цвета их — зелёный, жёлтый и красноватый. На изразцах изображены драконы, сирины, двуглавые орлы, всадники, некоторые из них покрыты разнообразными геометрическим и растительным орнаментом. Глазурь глянцевая, непрозрачная». Все три апсиды собора оформлены практически одинаково и, как и весь храм, несколько избыточно. Говоря об этой избыточности, Монгайт отмечает: «Хочется высказать предположение, не было ли это обилие украшений, боязнь пустой стены, стремление к богатейшему рельефу и к исключительной узорочности своеобразным провинциализмом, стилем, впервые появившемся в Муроме и Ярославле и оттуда пришедшем в Москву. Хотя происхождение этого стиля несомненно московское, но те формы, которые он приобретает в 40-50-х годах ХVII века, имеют своим исходным пунктом провинцию и лишь позже появляются в Москве в таких памятниках, как Путинковская церковь и др.». Два ряда больших килевидных кокошников, расположенных над карнизом, венчают четверик здания. Мотив кокошников повторён в основании барабанов. Венчают Троицкий храм пять главок с ажурными кованными крестами, поставленные на горку кокошников. Важная конструктивная особенность собора — бесстолпное устройство. Отсутствие столпов в интерьере сообщает зданию, сравнительно, если не учитывать галерей, небольшому (четверик представляет собой в плане квадрат со стороной 10 метров), достаточную вместительность. Надо также отметить необычность конструкции сводов храма. Они — двойные с чердаком между ними.
Специалисты, реставрировавшие памятник в 1980 — 1990-е годы, отмечали, что «система несущих арбутанов второго свода собора прекрасно продумана, безукоризненно исполнена и ничуть не уступает лучшим образцам западноевропейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода». Что касается собственно убранства, то оно не сбереглось. Его фрагменты — некоторые иконы местного ряда иконостаса — можно увидеть в Муромском музее. По сохранившимся описям можно сделать вывод, что иконостас (по крайней мере частично) «переехал» в новый каменный храм из деревянной Троицкой церкви. Известно, что он был пятиярусным. Известен также и состав икон местного ряда: «Образ местный Живоначальныя Троицы обложен серебром басманным венцы чеканные позолочены да образа пречистые Богородицы Одигитрия… Трех Святителей… Великого Чудотворца Николы… Великого Святителя Тарасия… страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба… Великие мученицы Параскевы нарицаемой Пятницы… двери царские и сень и столбцы на празелени же». Иконостас почти без изменений (за исключением того, что икона Трёх Святителей была помещена в одноимённом приделе) дожил до закрытия монастыря. Сейчас в монастырском соборе и иконостас, и стенное письмо — новейшей работы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №120, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?