Муром. Спасский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения.

Среди дошедших до нашего времени памятников архитектуры 16 века заслуживает внимания Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Несмотря на то, что архитектура собора в значительной мере пострадала после сделанной в 1839 году пристройки с западной стороны, замены шлемовидных куполов на луковичные, увеличения оконных проёмов, в своей основе собор сохранил первоначальные формы. Подобно Богородицкому, Спасо-Преображенский собор — четырёхстолпный, фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, соответствующие организации внутреннего пространства. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро, собор завершается пятиглавием, барабаны которого опираются на килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна, освещающие внутренне пространство храма.
Источник: Беспалов Н.А. «Муром». 1990

Ещё одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана — восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов). Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636-37 гг. было десять икон.
Следующая опись 1763 года несколько по иному представляет иконостас и, в частности, местный ряд. В этом же порядке перечислены иконы: Преображение, Спаситель с предстоящими, зато следующая — Богородичная икона названа Корсунской, вместо образа Иоанна Предтечи, перемещенного на столп, упомянута икона Иоанна Богослова, прежде бывшая в приделе его имени; совпадают упоминания об образах Богоматери Смоленской и Неопалимой купины, а икона Сергия Радонежского перемещена на столп; его же место занял образ «Что Тя наречем, о Благодатная»; на прежнем месте икона Николай Чудотворец, но совсем не упомянуты Воскресение и Троица. Теперь в местном ряду лишь восемь икон. В 1853 г. все эти иконы находились на прежних местах. Разница лишь в том, что здесь Корсунская икона Божьей Матери названа Умилением.
В 1839 г. по проекту архитектора Я. Петрова к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением. В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутристенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом. Стены и своды внутри и снаружи оштукатурены. В штукатурке же были выполнены все декоративные элементы фасадов. Возможно, в какой-то период XIX века собор имел четырехскатную кровлю.
В 60-х гг. XX века были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI века (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.
В новом проекте реставрации (1991 г.) задача целостной реставрации восстановления собора, на период XVI в., уже не ставилась и по причинам, носящим принципиальный характер. Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.
Предполагалось, что в результате реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик ХVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом — формы конца XIX в. «Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму».
http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря (исторический облик)
Среди дошедших до нашего времени сооружений монастыря, построенных в XVI—XIX столетиях, особого внимания заслуживает Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый, По преданию, на средства Ивана Грозного после победы над Казанью в 1552 году на месте древней деревянной церкви Спаса. Однако каких-либо документальных подтверждений участия Ивана Грозного в строительстве собора не имеется, хотя в описи Киреевского, проведенной в 1624 году, отмечается, что «монастырь и церкви и образы и свечи и книги и ризы и колокола и все монастырское строение Госу­дарево».
Несмотря на то, что архитектура собора XVI века в значительной мере пострадала при пристройке в 1839 году и ремонтных работах, проведенных во время реставрации в конце XIX века, вновь восстановлено большинство архитектурных деталей XVI века, в связи с чем Преображенский собор сохраняет в основном первоначальные архитектурные формы.
Подобно Богородицкому Преображенский собор пятиглавый, четырехстолпный, одноэтажный. В связи с тем, что Спасский монастырь имел значение крепости на подступах к Мурому, архитектура собора очень строга и монументальна, детали лаконичны и четки. Существующие главы имеют несколько своеобразный силуэт: на вершинах куполов вкомпонованы луковичные главы, характерные для XVII века. Никакой сложности не представляет восстановить покрытие куполов XVI века, придав им шлемовидную форму. Фактически в настоящее время здание Преображенского собора бывш. Спасского монастыря — единственное из полностью сохранившихся монументальных сооружений XVI века в Муроме, так как большинство сооружений того времени утеряно безвозвратно (Благовещенский, Богородицкий соборы, Николо-Можайская церковь и другие), а старая Козьмодемьянская церковь почти 100 лет (с 1868 г.) находится в полуразрушенном состоянии.
Почти кубическое в объеме и квадратное в плане, размещенное в геометрическом центре монастыря на пересечении продольной и поперечных осей здание Спасо-Преображенского собора отличается суровой простотой и лаконичностью архитектурных форм. Плоскими пилястрами западный, южный и северный фасады разделены на три части, подчеркивающие членение внутреннего пространства, разделенного четырьмя квадратными столбами на 3 нефа. Полуциркульные закомары в виде кокошников опираются на широкую ленту карниза, состоящего из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро.
Здание собора завершается пятиглавием, барабаны которого опираются на килевидные кокошники, и карнизом из двойного ряда кирпичных зубчиков. В барабанах прорезаны щелевидиые окна, освещающие внутреннее пространство храма. Несмотря на то, что луковичные главы XVII века несколько искажают первоначальную архитектуру здания, барабаны которого были перекрыты, по всей видимости, шлемовидными куполами, Спасо-Преображенский собор не утратил своей монументальности и некоторой суровости, так как подобно большинству культовых зданий XVI века собор выполнял функции крепостного здания, являвшегося во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей.
Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970.http://book33.ru/murom-monastyri/spaso-preobrazhenskij-sobor-spaso-preobrazhenskogo-monastyrya-istoricheskij-oblik.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?