Муром. Спасский мужской монастырь.

Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса… »
Монастырь многие столетия был одним из важнейших оборонительных плацдармов города. По преданию, монастырь возник на месте укреплённого двора первого Муромского князя Глеба (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071 г. причислила Бориса и Глеба к лику святых), построившего деревянную церковь Всемилостивого Спаса. Его первоначальное наименование – «Спасский, что на бору». «Да на посаде ж в Спасской и Никольской улице монастырь Спасский, а на монастыре церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная а пяти верстах… а монастырь и на монастыре церкви и в церквях Божия милосердия образы и освечи и книги и ризы и на колокольце колокола и все монастырское строение Государево, а иное мирское» (Писцовая книга города Мурома, составленная Б.Д. Бартеневым. С. 160).
Спасо-Преображенский собор – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м гг. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехапсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары5 опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.
Облик Спасского храма за века его существования был значительно изменён. Шлемовидные формы глав XVI в. заменены луковичными XVII века. Здание собора несколько потеряло свои первоначальные формы в связи с пристройкой с западной стороны трапезной по проекту архитектора Я. Петрова в 1839 г., растёсаны оконные проёмы, перспективные порталы превращены в обычные дверные проёмы с полуциркульным завершением (1841 г.). В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутри стенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом, стены и своды внутри и снаружи отштукатурены. Не сохранилась примыкающая к одному из фасадов «каменная колокольница» (возможно, плоская кирпичная звонница с арочными проёмами для колоколов), которая строилась одновременно с собором. Существенные перестройки были проведены при реставрации Спасского собора в 1885 г. В 1990-е гг. храм восстанавливается по научному проекту. Сохраняются некоторые перестройки, несущие на себе отпечаток различных эпох, которые только обогащают общее восприятие памятника, не разрушая его целостного архитектурного образа.
Покровская церковь монастыря построенная в 1691 г. на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома, расположена с северной стороны собора. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна ещё и тем, что она одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. По описи капитана Фёдора Сенявина, проведённой в 1673 г., известно, что «церковь каменная и тёплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под одною церковью хлебня, поварня и кладовых три палатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчёркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Настоятельный корпус Спасского монастыря — единственное из сохранившихся в городе кирпичных гражданских зданий XVII века. Настоятельный корпус построен в 1687 г. в исключительно скромных архитектурных формах. Прямоугольное двухэтажное здание, вытянутое с севера на юг, расположено с западной стороны собора. Оконные проёмы обрамлены простыми тягами в виде валиков. Настолько же просты и треугольные фронтончики6 над окнами. Николо-Ильинская часовня двухъярусная, восьмигранная с пирамидным верхом, построена в псевдо-русском стиле в 1889 г. на месте северо-западной башни монастырской ограды (архитектор Петров).
В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви), а затем и разобрана в 1807-1810 гг. В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его». К прошению прилагался «план с фасадом». Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Не был устроен и храм над св. вратами — «за теснотою и… за неимением в нем особенной надобности». В этой связи следует отметить, что в официальных документах надвратная церковь ошибочно именуется церковью Кирилла Белозерского; тогда как церковь Кирилла Белозерского, находившаяся над северными св. вратами, была упразднена и разобрана, а ныне существующий над западными св. вратами объем как церковь никогда освящен не был.
Расположенная в западной части Спасского монастыря, над главным въездом на его территорию, надвратная церковь является одним из основных композиционных элементов комплекса — памятника архитектуры Федерального значения. Объемно-планировочная структура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус — ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника. Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVII — XVIII вв.?), а затем включены в объем надвратной церкви. Архитектурное оформление западного фасада: руст, круглые окна второго яруса, профиль карнизов — позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю». Длительное время — вплоть до 1995 г. — комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки.

В. Муромский Спасо-Преображенский монастырь. 3 класса, в городе Муроме. Основан в 1098 году; перестроен в XVI и XVII веках. Из древних икон замечательны: Преображения Господня, Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Богослова и другие (1637 год) и аналойная икона с вызолоченным крестом с мощами (1693 год). В ризнице хранятся: Евангелие, напечатанное в Вильне в 1575 году, и напрестольный серебряный крест с изображением Распятия (1638 год); на колокольне древний колокол XVII века около 20 пудов.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Некрополь Спасского монастыря – одно из древнейших кладбищ Мурома. Первое упоминание о погребении при Спасо-Преображенском монастыре восходит в 1096 г., когда здесь было похоронено тело князя Изяслава Владимировича, сына великого князя Владимира Мономаха, погибшего в междоусобице. В XIV-XVII вв. некрополь Спасского монастыря был местом захоронения знати, бояр, дворян, духовенства и рядовых граждан. Среди них бояре Кравковы, дворяне Столыпины, Чертковы, Елизаровы, Дурасовы, Языковы и многие другие. В 1796 г. под кладбищем и Спасо-Преображенской церковью находилось 253 кв. сажен земли (свыше 530 кв. м).
Некрополь Спасского монастыря просуществовал до 12 июня 1929 г. и был закрыт по постановлению Муромского горсовета. Кладбище уничтожили, могилы сравняли с землёй, на месте древнего монастырского некрополя разбили солдатский плац, просуществовавший до 1995 г. В настоящее время известно более 350 имён людей, погребённых на кладбище Спасо-Преображенского монастыря.Информация с плаката на месте разорённого монастырского кладбища.

Несмотря на оживлённость и близость к реке, местность, где впоследствии был возведён монастырь, представляла собой удалённую от центра города лесную опушку, вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим раньше он так и назывался «Спасский, что на бору».
Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию, был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII-XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители. В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме. В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову), тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С.В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С.Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря. Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006), часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
http://spass-murom.ru/istorija/

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658-1662 гг.) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя «яко у царя тако поют». В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657-1674 гг.) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.
В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей. 26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.
В 1866-1868 гг. монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.
http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/

Первое упоминание о муромском Спасском монастыре находится в русских летописях под 1096 г.: «В лето 6604 (1096 г.) … Того же лета иде Олег к Мурому на Изяслава Воломеровича. И посла Олег Изяславу, глаголя: «иди в волость отца своего и в Ростов, а то власть отца моего». И не послуша Изяслав его и поиде противу Олга, и победи Олег Изяслава, и уби Изяслава Володимеровича месяца сентября 6. А Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у святаго Спаса, а от туду везоша в Новгород Великий и положиша в святей Съфии на левой стране …».
В середине XVI в. после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме воздвигли ряд каменных храмов, в том числе Спасо-Преображенский собор (точная дата постройки не известна).
В 1616 г. город подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили церкви, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни.
В 1636 г. территорию монастыря (длиной вдоль реки — 104 сажени /210 метров/ и поперек — 80 сажен /160 метров/) окружала деревянная ограда в виде частокола — «в заметы». Внутри обители стоял каменный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, каменная теплая, т.е. зимняя, Покровская церковь, над святыми вратами также каменная церковь Кирилла Белозерского. В 1636 г. в монастыре проживало 28 монахов.
Покровский храм подвергался многочисленным перестройкам. Так, в 1691 г. на средства митрополита Сарского и Подонского Варсанофия храм переделан в двухэтажный. Тогда же к трапезной этого храма пристроили хозяйственные сооружения — хлебню и поварню. Перед трапезной находился каменный погреб и три сушильных амбара. Всади амбаров стоял рубленый конюшенный двор с избой. Из других построек монастыря XVII в. можно выделить деревянную поварню, две житницы с монастырским хлебом, два сарая с кирпичами. Около 1687 г. тем же Варсанофием был возведен каменный 2-х этажный настоятельский корпус — первая каменная гражданская постройка г. Мурома.
По указу из рязанского архиерейского дома от 21 июня 1725 г. в Спасском монастырь было открыто духовное училище — первое в городе: «да в том же монастыре по Духовному Регламенту для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля — Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет…». В 1725 г. в Спасском монастыре находились архимандрит и 19 монахов.
В 1757 г. на средства муромского купца Павла Петровича Самарина была построена каменная трехъярусная колокольня с восьмигранный шатром. (Разобрана в 30-е гг. ХХ в.; в настоящее время восстановлена).
В 1807-1810 г.г. вокруг монастыря сооружена каменная ограда. Во время строительных работ надвратную церковь Кирилла Белозерского разобрали и перенесли с северной стены на западную, где находится и поныне. В память старого храма на территории Спасского монастыря до 20-30-х г.г. XX в. стояла небольшая часовня, ныне утраченная.
В 1886 г. в монастыре подзивались: архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 17 послушников.
В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус с домовой церковью.
Монастырь был закрыт в 1918 г. по обвинению в участии в Белогвардейском мятеже. В 1925 г. церковное имущество бывшего Спасского монастыря было передано местному музею. В 1926-27 гг. два корпуса Спасского монастыря арендовала фабрика «Красный луч».
22 октября 1926 г. иконостас из архиерейской домовой церкви Спасского монастыря продали группе верующих из деревни Прудищи за 150 руб.
В 1930-е гг. монастырь занят военным ведомством. В эти же годы уничтожен некрополь Спасского монастыря.
Весной 1995 г. воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. 23 апреля — в день Воскресения Христово — состоялось торжественное освящение территории обители. 19 августа 1995 года в Спасо-Преображенском соборе прошло первое богослужение, приуроченное храмовому празднику обители — Преображению.
Полное собрание русских летописей. — Т.30. — Владимирский летописец. — М., 1965. С.52.; Писцовая книга г. Мурома 1636 г. // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н.Г. Добрынкина, XIX в.; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. — Владимир. 1906. С.61.; Писцовая книга г. Мурома 1636 г. — Указ. Соч.; Монастыри, соборы — Указ. Соч.; Материалы для истории Владимирской губернии. Вып.1. — Владимир, 1901. С.44.; Мисаил (Смирнов). Муромский Спасский монастырь // Владимирские епархиальные ведомости. 1887, часть неофициальная.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?