Муром. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

История города Мурома разнится от истории старинных городов. Обыкновенно в старину князья великие и удельные строили в своих городах каменные храмы, которые становились соборами. Так было во Владимире, Суздале, Юрьеве и Переславле Залесском. Но в Муроме первоначальная церковь, построенная князем Константином по принятии христианства муромцами, была Благовещенская церковь в нынешнем Благовещенском монастыре, где и покоятся мощи просветителя города Мурома.
Естественно было бы, чтобы Благовещенская церковь стала собором. Но по каким-то причинам этого не случилось. Может быть, центр города, то есть города в старинном смысле этого слова, был перенесен на другое место, вместе с этим должен был устроиться на новом месте и главный городской центр. А что такое перенесение действительно было, это подтверждается замечанием, что монастырь Благовещенский находится «в старом городище».
Если принять во внимание, что в Богородицком соборе покоятся мощи благоверного князя Муромского Петра и супруги его Февронии, которые скончались, по показанию пролога, в 1228 году, то можно думать, что основание соборный церкви произошло не позднее начала XIII века. В противном случае, князь и княгиня были бы погребены в Благовещенской церкви.
В этой соборной церкви св. Иона, архиепископ Рязанский и Муромский, бывший в последствии митрополитом Московским, принял на свою епитрахиль с рук князя Ивана Ряполовского юных князей Иоанна и Юрия, детей великого князя Московского Василия Васильевича Темного, гонимых Димитрием Шемякой. В 1468 году здесь молился, помня свое избавление от злобы Шемякиной, великий князь Иоанн Васильевич III. В 1549 и 1552 годах здесь молился также царь Ивам Васильевич Грозный.
У Бартенева имеется следующее описание этого соборного храмах. «В городе соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы о трех верхах с папертью, паперть каменная же, а в церкви верхние своды разселись до паперти и во многих местах сыплятся, в приделе верховных апостол Петра и Павла да в том же приделе лежат Муромские чудотворцы благоверный князь Петр и княгиня Феврония. Строенье та соборная церковь блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, а в соборной церкви Божия Милосердия — по росписи протопопа Федора — образ местной Преч. Богородицы Одигитрии в киоте, у киота на затворех праздники Богородичны да Муромских чудотворцев на золоте, поставленья тот образ блаженныя памяти царя Ивана Васильевича, обложен серебром, басма чешуйчата, венец чеканный серебрян с короною, а в венце и на короне пять яхонтов да винис (sic) и бечать 25 каменей, да у каруны же 7 зерен бурмицких жемчужных, да другой венец жемчужный, ожерельице и зарукавье жемчужное же. Да у того ж образа прикладу: цата с розным каменьем да десять золотых, да три креста аспидных обложены серебром, да семь крестов серебряных, да две гривны басменые да гривна витая, двои серги одинцы да серги жемчужные, двои серги лапки серебреные позолоченые. Да у Богородицы пелена серебреная на зелени дорогая.
Другая пелена бархатная черная камка червчата, по концам шито золотом да серебром. А окладу того образа венцы и корона и гривны золотые (и) серги и пелены и покров, строение мирское многих оброчников, а иное прежнего протопопа с братьею Ивана. Да пред тем же образом подсвечник серебряный, яблоки золочены. Поставлен этот подсвечник боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым. Да местный же образ Рождества Пресвятой Богородицы обложен серебром басменым, венцы сканые. Да образ на аналое Пречистой Богородицы Казанской обложен серебром, вегец резной. Поставлены те образа муромца Ивана Чегодаева. Да образ же Всемилостивого Спаса на празелени, да образ Живоначальной Троицы, да образ Никола Чюдотворца, да образ Одигитрии, да образ муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и Февронии, да образ муромских чюдотворцев с деяниями все писаны на празелени. Да пред теми же местными образами восемь свеч поставных с красками. Поставлены те свечи протопопом Иваном з братией и иных обротчиков. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запретсольный на празелени. Да крест да двери Царские и Сени и столбцы на рези. Да в алтаре крест Воздвизальный обложен серебром. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица серебряна, кадило серебреное (серебро) церковное. Да два сосуда оловянные. В тябле деисус, праздники и Апостолы и пророки все написаны на празелени, поставленье блаженной памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея России.
Да в приделе образ верховных Апостол Петра и Павла шести листовой на празелени (да образ муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и княгини Февронии обложен серебром басменым), венцы басменые. Прикладу четыре золотых да тринадцать басменных, две гривны витые, три креста серебреные. Да в приделе ж рака каменная, а в ней лежат муромские чюдотворцы князь Петр и Феврония, покрыты сукном черным. А над ракою образ князя Петра и Февронии и с деянием. Да в алтаре образ Пресвятой Богородицы запрестольный на празелени. Двери Царские и столбцы и Сеньи, в тябле деисус на празелени, строение протопопа Ивана з братией и мирских людей. Да в церкви книг: Евангелие запрестольное печатное, печать московская, евангелисты серебряные позолочены. Да другое Евангелие печатное ж, печать литовская, евангелисты медные. Два охтая, две треоди печатные, 12 миней письменных, два пролога письменных месячных. Даны то есть книги государем. Да книг же 6 миней печатных месячных, да минея общая, да служебник печатный же, печать московская. Евангелие толковое письменное, два трифоля полуустава письменные же. Служебник печать литовская. Да пред деисусом паникадило медное. Да в церкви же два кадила медные, да две чары церковные, в чем воду святят, одна медная, другая булатная строение протопопа Ивана с братьею. Да в ризнице покров бархатный, бархат черный. На нем образы благоверного князя и княгини Февронии шиты по багровой камке. В облаке образ Пречистой Богородицы Воплощения обнизан жемчугом. А у чюдотворцев венцы низан жемчугом же, а в венцах четыре яхонта да два камня изумрудных. А около покрова до подножия низаны жемчугом. А венцы и около риз шито кинителью. Да пелена тавта зеленая.
Да в ризнице три ризы камчатые, стихарь камчатый же, другой стихарь дорогой двуличные, четыре ризы миткалиные, а у риз у всех оплечье атлас золотной, шесть стихарей подризных миткалиных, оплечье у всех атлас золотной же, шесть епатрахилей бархатных, да шесть наручни. Да на колокольнице 4 колокола, а в них по смете весу пуд сорок. А даны эти покров, ризы, колокола и сукно, что покрыта рака, блаженной памяти государя царя и великого князя Феодора Иоанновича. Да по стороне той соборной церкви теплая церковь муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и Февронии древяна брусяная на подклете. А в церкви Божией милосердии образ местной муромских чюдотворцев, да местный же образ Живоначальной Троицы, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии все писано на празелени, да образ Пречистой Богородицы запрестольный. Двери Царские и сени и столбцы и в тябле деисус на празелени.
Строение церковь и в ней Божие милосердия образы и всякое строение церковное протопопа Ивана з братией, а иное мирское. А под тою соборною каменною церковью и под теплым храмом и под кладбищем и что около церкви земли в длину двадцать две сажени с полусаженью, поперек шестнадцать сажен. Да под тою церковью две полаты, а в них всякий городовой снаряд: пушки и ядра железные и каменные и свинец и зелье».
Этот памятник русской церковной архитектуры XVI в. существует в настоящее время, но уже не в первоначальном виде. Вместо трех на соборе возвышается пять глав; вокруг храма идет открытая галерея с трех сторон; в нижнем этаже в прежней палатке устроен храм. И внутренняя отделка, и украшения храма принадлежат уже новому времени.
Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалины; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев — благоверного князя Петра и княгини Февронии.
Главную святыню храма составляют мощи благоверного князя Петра и княгини Февронии, которые покоятся в раке, устроенной в 1797 г. на средства «Московского именитого гражданина и Высокоблагородного надворного советника и градского головы Василия Яковлева Жигарева». Рака кипарисная, обложена медью, снаружи вызолочена. Над ракой устроена сень на четырех резных колоннах. На св. мощах лежит бархатный покров, приложенный, как было отмечено выше, царем Федором Иоанновичем в 1594 г.
Главный престол обложен медными высеребряными досками с чеканными на них изображениями Тайной вечери, Рождества Пресвятой Богородицы, Моления о чаше и св. апостолов Петра и Павла. Иконостас пятиярусный. В нижнем ярусе иконы Господа Вседержителя, Рождества Пресвятой Богородицы, св. апостолов Петра и Павла, Смоленской Божией Матери, Божией Матери, именуемой «Звезда лучезарная», Распятие Иисуса Христа с предстоящими в серебряных вызолоченных ризах, частью украшенных драгоценными камнями и жемчугом. На аналое перед солеей лежит небольшой крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих; происхождение этого креста не известно. В приделах иконостасы резные дубовые. Здесь обращают на себя внимание две старинные иконы Муромских чудотворцев, благоверных князя Петра и княгини Февронии в житии.
На южной стене храма в стеклянном футляре хранится венок с могилы императора Александра II, пожалованный городу Мурому в 1887 году императором Александром III в память посещения Мурома Александром Вторым в 1837 г.
В храме нижнего этажа во имя свв. Петра и Февронии обращает на себя внимание лицевое изображение жития этих чудотворцев, написанное на 10 досках.
Утварь и ризница церковная довольно богаты. Имеется 10 напрестольных Евангелий: 1) Евангелие — средник и Евангелие серебряные, издание 1698 года. 2) Евангелие в таком же окладе с надписью: «Лета 7189 в 15 день сентября приложил в Муромский уезд в Борисоглебский монастырь в церковь Рождества Христова стольник Стефан Димитриев Борисов». 3) Евангелие издания 1657 г., 1663 г., 1640 г. Напрестольных серебряных вызолоченных крестов имеется 6, сосудов также 6. На одном из серебряных кадил имеется надпись: «Лета 7159 сделано сие кадило в Муром с соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Муромских чудотворцев Петра и Февронии в церковном серебре при протопопе Василии…»
В.Г. Добронравов. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.4. Владимир, 1897. С.136-143

Муромский Богородицкий собор занимает самое лучшее место в городе, на горе, называемой Воеводскою, возвышающейся над рекой Окой. Когда основана в Муроме первая соборная церковь, сведений о том не сохранилось, но в Муроме первоначальной церковью, построенною князем Константином по принятии христианства муромцами, была Благовещенская церковь в Благовещенском монастыре, где покоятся мощи просветителя г. Мурома. Естественно было бы, чтобы Благовещенская церковь стала соборную, но по каким-то причинам этого не случилось…
Если принять во внимание, что в Богородицком храме покоятся мощи благов. князя Муромского Петра и супруги его Февронии, которые скончались, по показанию пролога, в 1228 г., то можно думать, что основание новой соборной церкви произошло не позднее начала XIII ст.; в противном случае, князь и княгиня были бы погребены в Благовещенской церкви.
Этот памятник русской церковной архитектуры XVI ст. существует здесь и в настоящее время, но уже не в первоначальном своем виде. Вместо трех на соборе возвышается пять глав; вокруг храма идет открытая галерея с трех сторон; в нижнем этаже в прежней палатке устроен храм. И внутренняя отделка, и украшения храма принадлежат уже новому времени.
Престолов в верхнем этаже храма три: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя св. ап. Петра и Павла и во имя преп. Алексия человека Божия и Марии Магдалины; в нижнем этаже – во имя Муромских чудотв. благов. князя Петра и княгини Февронии. Главную святыню храма составляют мощи благов. князя Петра и княгини Февронии, которые покоятся в раке, устроенной в 1797 г. на средства «московского именитого гражданина и Высокоблагородного надворного советника и градского головы Василия Яковлевича Жигарева». Рака — кипарисная, обложена медью, снаружи вызолочена. Над ракою устроена сень на 4 резных колоннах, на св. мощах лежит бархатный покров, приложенный царем Федором Иоанновичем в 1594 г.
Главный престол обложен медными высеребренными досками с чеканными на них изображениями… Иконостас 5-ярусный. В нижнем ярусе иконы Господа Вседержителя, Рождества Пресвятой Богородицы, св. ап. Петра и Павла, Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Звезда лучезарная», Распятие Иисуса Христа — в серебряных вызолоченных ризах, частью украшенных драгоценными камнями и жемчугом. В приделах иконостасы резные дубовые. Здесь обращают на себя внимание две старинные иконы Муромских чудотв. благов. князя Петра и княгини Февронии в житии. Утварь и ризница церковные довольно богаты.
Из описи Бартенева видно, что рядом с каменною соборною церковью существовала деревянная церковь во имя св. Петра и Февронии, в настоящее время этой церкви не существует; когда она упразднена, с точностью неизвестно.
Рядом с собором существует каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного образа. По устному преданию, этот храм устроен в конце XVIII ст. муромским купцом Бушуевым. До устройства отопления в Богородицком соборе этот храм был теплым, соборным и в нем богослужение совершалось в зимнее время. Престолов в этом храме два: главный – в честь Спаса Нерукотворенного образа, в приделе – в честь иконы Божией Матери, именуемой Муромскою. В связи с Спасской церковью находится довольно высокая соборная колокольня; время построения ее неизвестно. Один из колоколов в ней весом в 300 пудов отлит в 1753 г. К собору приписана часовня, устроенная в стенах детского приюта. В часовне имеется иконостас с вставленными в него разными св. иконами, из этих икон своею древностью и украшениями отличается икона Спаса Нерукотворенного образа.
Причт при соборе состоит из протоиерея, 2 священников, диакона и 3 псаломщиков. На содержание причта получается: жалования от казны 1421 руб., процентов с причтового капитала в 10 129 руб. — 406 руб. 27 коп., от служб и требоисправлений до 1500 руб., а всего около 3430 руб. в год. Члены причта живут в собственных домах, прихода при соборе нет.
Земли при церкви усадебной 1 дес. 158 саж. Прежние земельные владения соборного причта отобраны в казну в 1764 году. Прихода при соборе нет.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
Главный храм Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям.
В летописях под 1351 годом сообщается об обновлении города и его церквей князем Юрием Ярославичем. Тогда на прежнем месте был возведен новый деревянный собор. В 1408 году Муромская крепость восстановлена великим князем Московским Василием I, считавшим ее важным стратегическим объектом на востоке страны. Впоследствии, во время междоусобной борьбы Василия I с Дмитрием Шемякой, здесь в 1446 году получили приют его малолетние сыновья — Иван (будущий Иван III) и Юрий.
В соборе Рождества Богородицы перед древним образом Богородицы Архиепископ Рязанский и Муромский Иона принял детей на свою епитрахиль с рук князя Ивана Ряполовского. Став великим князем, Иван III не забывал Муром. После сильного пожара 1458 года он помог восстановить город. Ко времени его княжения относится древнейшая жалованная грамота собору Рождества Богородицы.
После завоевания Казани в 1552 году по приказу Ивана IV в Муромском кремле был построен новый каменный собор. Отныне город утратил значение пограничной крепости, но всю вторую половину XVI века служил местом сбора военных сил для контроля над присоединенными к России территориями. В это время под собором располагался городской арсенал с двумя палатками, в которых хранились пушки, пищали, заряды и ядра. В кремле стояли дома московских бояр, где они останавливались во время военных сборов. Многие из них жертвовали собору к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады.
Первоначально каменный собор был увенчан тремя главами, в середине XVII века собор был отремонтирован и увенчан уже пятью главами. В XVII веке рядом с собором стояла деревянная церковь Петра и Февронии. В память об этом храме в правой части нижнего этажа собора был устроен придел Петра и Февронии, где стояла их древняя каменная гробница. По устному преданию, здесь до открытия находились мощи святых. В 1811 году придел был отремонтирован и вновь освящен в день памяти святых супругов.
На месте бывшей деревянной церкви в конце XVIII века муромский купец Бушуев возвел величественную каменную колокольню с пристроенным к ней храмом во имя Спаса Нерукотворного. «Прекрасная колокольня имеет особо выдающийся по звуку колокольный звон. Главный колокол весом 1049 пудов пожертвован в начале XIX века Муромским купцом Е.И. Козновым. Преосвященный Парфений, епископ Владимирский и Суздальский, уговаривал Кознова не делать для уездного города такого большого колокола. Кознов настоял на своем, причем высказывал свое убеждение: «Большой колокол из ада душу вызвонит». Когда муромцы узнали, что будет отливаться для собора колокол, мужчины жертвовали для собора много серебряных вещей и монет, а женщины — от своих старинных костюмов, вышедших из употребления, серебряные украшения в виде массивных пуговиц, запястий, пряжек, галунов и бахромы. На колокольне имеются массивные башенные с курантами часы», — писал один из местных краеведов. В 1814 году к Спасскому храму был пристроен придел в честь Муромской иконы Богоматери.
В 1868 году в Муроме была вновь учреждена викарная епископская кафедра, а собор стал кафедральным. В 1872-73 годах проходила реставрация собора под руководством владимирского губернского архитектора Н.А. Артлебена. В результате облик храма сильно изменился и приобрел неовизантийские черты. Окружающее собор «гульбище» с крыльцом было разобрано; вместо него появилась открытая галерея и лестница, ведущая к главному входу. В ходе реставрации были открыты закомарные перекрытия, нижняя часть барабанов декорирована «кокошниками». В 1878 году в храме был устроен придел святого Алексия человека Божия и праведной Марии Магдалины — в честь патрональных святых — покойных городского головы Алексея Васильевича Ермакова и его супруги Марии Ефимовны.
О внутреннем убранстве собора протоиерей Леонид Белоцветов в своей книге «Муромский Богородицкий собор» писал: «Внутри собор очень благолепен. Четыре массивные столба поддерживают своды храма. Свет падает из 19 окон, расположенных в два ряда, из 39 окон — в пяти куполах. Под средним куполом висит на балансе массивное, из посеребренной меди паникадило с 40 свечами, по сторонам повешены такие же два паникадила, меньшего размера, по 36 свеч. Восточная стена храма занята пятиярусным, золоченым, с 62 иконами иконостасом, украшенным колонками из мелкой художественной резьбы».
В 1921 году мощи святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию, после чего были перевезены в музей, где с вульгарными комментариями выставлены для всеобщего обозрения. Собор был закрыт в 1924 году. Старинные иконы, церковные вещи также были взяты в музей для хранения и показа трудящимся. До 1934 года собор принадлежал общине верующих.
30 мая 1934 года «с согласия» общины верующих сдан в аренду одному из расквартированных в городе полков. С середины 1930-х годов соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня стала пожарной каланчой и раздевалкой для игроков. В течение 1930-х годов производились многочисленные осмотры храма, при которых отмечалось его постепенное разрушение.
В 1939 году по постановлению Городского Совета приступили к слому собора и церкви около колокольни. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной, а колокольня — восемь лет спустя. «На месте разрушенного собора намечается расширение Окского сада, где трудящиеся города Мурома будут проводить свой отдых» — записано одним из очевидцев.
Первоначально гробница святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других Муромских святых, была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х годах убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года. Зимой 1989 года по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви.
Промыслу Божиему было угодно, чтобы все Муромские чудотворцы собрались в «первоначальной» Благовещенской церкви на Старом Вышнем городище — бывшем соборном храме мужского Благовещенского монастыря. Молитвами Муромских чудотворцев этот храм устоял и в советские годы, когда все остальные церкви и монастыри города были закрыты или уничтожены. В Благовещенском соборе гробницы с мощами всех Муромских святых находились более трех лет.
19 сентября 1992 года мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении великого множества народа. Это был первый городской Крестный ход за прошедшие семьдесят лет. Он знаменовал собой начало возрождения церковной жизни в древнем Муроме.
Материалы подготовлены Свято-Троицким женским монастырем. http://hpf.ru.com/petr-fevronia/life/cathedral-nativity-virgin/

Рождества Пресвятой Богородицы собор
Построен каменным в начале XIII в. владимирским князем Св. Георгием Всеволодовичем. Полностью перестроен, кроме подклета, в 1549-1552 гг. Иваном Грозным. В 1811 г. возобновлён придел Петра и Февронии (в подклете, с юга, в восточной части южного центрального свода). В 1873-1878 гг. собор возобновлён губернским арх. Артлебеном. 12 июля 1878 г. освящён северный придел Алексия, человека Божия, и Марии Магдалины. Четвёртый престол — Петра и Павла (южный). Храм был сложен из большемерного кирпича, пятиглавый (первоначально трёхглавый), четырёхстолпный, трёхапсидный, на высоком подклете, окружённый с трёх сторон открытой галереей. Колокольня конца XVIII века. В конце января 1924 г. закрыт, затем вновь открыт, окончательно закрыт в 1935 г. В 1939-1940 гг. разрушен. Колокольня сломана в апреле-мае 1948 г.

Об архитектуре этого величественного сооружения можно судить по сохранившимся фотографиям и гравюрам. В архитектуре Богородицкого собора в Муроме очень много деталей Владимирского Успенского собора, много общего и в композиции обоих зданий. Его местоположение в центральной части кремля, являющейся композиционным центром всего города, величественные и строгие пропорции, запоминающийся силуэт ставили Богородицкий собор в число лучших архитектурных сооружений Мурома.
Уже в 1637 году, судя по описи, Бартерный собор находился в ветхом состоянии, «своды разселись до паперти». После ремонта кровли три главы его были заменены пятью, что в то время стало любимым декоративным приемом русской архитектуры. В 1873 году под руководством владимирского губернского архитектора Артлебена собор был реставрирован.
Если здания древнего Мурома до татаро-монгольского нашествия разрушали войны и пожары, то причина разрушений в XVI в. кроется, по всей видимости, в том, что, во-первых, не были известны просадочные свойства макропористых грунтов, распространенных в прибрежной части, и, во-вторых, во время татаро-монгольского ига было утеряно искусство строителей. Последнее подтверждает и история строительства Успенского собора в Московском Кремле. Возведенный московскими мастерами Кривцовым и Мышкиным до сводов, в 1474 году собор обрушился оттого, что «не крепко дело», как замечает летописец.
По приглашению Ивана III в Москву приехали итальянские архитекторы, среди них Аристотель Фиорованти, Пьетро Антонио Соларио и другие. Итальянцы научили обжигу кирпича и применению металлических связей, помогли восстановить славу русского строительного искусства XII-XIII веков.
По материалам: Беспалов Н. А.: «Исторические очерки. Муром. Памятники искусства XVI-начала XIX в.», Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с., http://book33.ru/murom-monastyri/bogorodickij-sobor-murom.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?