Муромская церковь во имя Вознесения Господня находится на пересечении главных улиц Мурома. Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Конечно, в то время храм был деревянным, он не раз горел и перестраивался. Церковь Вознесения Господня в нынешнем виде была построена в 1729 году на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О. И.Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Пятиглавая, трехапсидная с шатровой колокольней. Закрыта во второй половине 1920-х гг. В марте 1929 г. снесли церковные главы. 7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции. До последнего времени здесь размешалась школа рабочей молодежи.
Возрождение Вознесенской церкви началось в 1999 году, когда наместник Спасского монастыря освятил один из приделов. С 1 января начались богослужения. Конечно, до полного возрождения еще далеко, но уже восстановлена колокольня, с которой теперь слышен звон колоколов, а над куполом поднимается яркий золотой крест. Совсем недавно восстановили и купол с главами и апсиды.
http://www.photosight.ru/photos/4199114/
Церковь Вознесения Господня в Муроме была построена в 1729 году на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Конечно, в то время храм был деревянным, он не раз горел и перестраивался. А муромским краеведом Н.Г. Добрынкиным было выяснено, что по епархиальному списку здесь прежде находился женский Вознесенский монастырь, хотя больше ни в каких источниках это не упомянуто. В храме было два придела: Вознесенский и Входоиерусалимский, устроенный несколько позже в приделе, пристроенном сразу после возведения основного объема храма. Каменное здание не отапливалось, поэтому службы здесь проводились только в летнее время, а для зимних богослужений рядом поставили «теплую» деревянную церковь в честь Иконы Владимирской Божией Матери.
Шатровая колокольня – ровесница храма. В 1840 году на ней было 10 колоколов, в том числе огромный 200-пудовый колокол (около 3200 кг), отлитый на пожертвование почетных граждан Мурома Петра и Андриана Мяздриковых в 1830 году. Храм был очень красивым, с пятью золотыми куполами, обширной трапезной и пристроем, сделанным в 1892 году. В пристрое был освящен алтарь в честь Сергия Радонежского. Кроме того, храм первым в Муроме освещался электричеством.
В 1922 году Вознесенский храм был закрыт и разорен, из него изъяли множество ценностей, а в 1929 году сломали главу и в здании устроили школу первой ступени. Храм стоял на Вознесенской площади, на месте которой в наши дни устроен городской сквер, а о площади напоминает только название храма. На площади прежде находилась биржа легковых извозчиков, а рядом с храмом стояла полицейская будка, одна из четырех в городе.
Возрождение Вознесенской церкви началось в 1999 году, когда наместник Спасского монастыря освятил один из приделов. С 1 января начались богослужения. Конечно, до полного возрождения еще далеко, но уже восстановлена колокольня, с которой теперь слышен звон колоколов, а над изуродованным куполом поднимается яркий золотой крест.
http://muromru.ru/Arhitect/voznes.htm
Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI в.; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе других городских церквей упоминается и церковь Вознесения Господня. Эта церковь находится в описи г. Мурома, составленной в 1637 г. г. Бартеневым, где говорится, что «В Вознесенской улице церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна, с приделы Варлаама, Хутынского чудотворца, и Василия Блаженного, Московского чудотворца… другая теплая церковь Вход в Иерусалим древяна, в ней Божия Милосердия образ местной Вход в Иерусалим на золоте, образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени… На колокольне 2 колокола. Все церковное строение мирских людей…». Что касается прихода при Вознесенской церкви, то в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. сказано, что при Вознесенской церкви поп Федор, в приходе 36 дворов посадских и 1 стрелецкий.
В 1729 г. «тщанием Комиссара Осипа Ивановича Названова, Бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в то же наименование. Вслед за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 г. устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма оставался без изменений.
В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в которой устроен новый престол. Таким образом, в настоящее время в храме три престола: главный – в честь Вознесения Господня, в приделах теплых – в честь Входа Господня в Иерусалим и преп. Сергия Радонежского.
Архитектура холодного храма сохранилась без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью. Внутренние украшения обновлялись не однажды, и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Утварь и ризница церковная весьма богаты. В церковном архиве сохраняются: грамота на построение каменного храма, данная Рязанским епископом Гавриилом в 1728-29 гг., и грамота на освящение деревянной церкви, данная Владимирским епископом Иеронимом в 1771 г.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причта получается процентов с причтового капитала и дохода от служб и требоисправлений всего до 1500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. Причту принадлежит капитал 3979 руб., а церкви 1550 руб. В приходе по клировым ведомостям числится душ муж. пола 590, жен. 600, все православные и живут в городе.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
Церковь Вознесения, Муром (исторический облик 1970 г.)
Церковь Вознесения выстроена в 1729 году. Она поставлена на месте деревянной церкви, существование которой подтверждает Сотная книга 1574 года. При составлении генплана города в 1788 году церковь Вознесения явилась одним из важнейших композиционных узлов, на который были ориентированы главные магистрали города — улицы Московская и Касимовская, имеющие в отличие от других улиц ширину 12 сажен (около 25 м) вместо 10 сажен у всех остальных улиц.
Изящная по своим пропорциям основного объема, церковь Вознесения во многом напоминает Николо-Набережную. Так же, как в Николо-Набережной церкви, по углам параллелепипеда поставлены пучки из трех колонок, причем расположенные на углах колонны — большего диаметра. Над резными белокаменными капителями находится широкая лента поставленного под утлом к плоскости стены карниза с фризом, состоящим из кирпичных зубчиков. Сомкнутый свод декорирован аттиком с тремя полуциркульными арками с каждой стороны, углы аттика закреплены пилястрами. На четырехскатной кровле находились пять луковичных глав на чрезвычайно тонких и изящных шейках. Круглые барабаны поставлены на небольшие кокошники полуциркульной формы. Главы Вознесенской церкви поставлены очень редко, на больших расстояниях друг от друга — в отличие от глав Николо-Набережной церкви, расположенных очень плотно. Угловые главки спущена на самые края крыши. Рисунок их очень напоминает главы суздальских церквей, таких как Никольская, Пятницкая и другие.
На втором ярусе стены главного южного фасада расположены два окна с богатыми резными наличниками, по своему рисунку очень близкими к наличникам Николо-Набережной церкви: трехчетвертные колонки, опирающиеся на резные консоли, разорванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очертания.
С западной стороны основного объема примыкает трапезная очень приземистых пропорций с тремя низко расположенными окнами, обрамления которых напоминают обрамления основного объема. Фронтоны над окнами более массивны и опираются на карниз, состоящий из кирпичных зубчиков. Возможно, что трапезная Николо-Набережной церкви до перестройки была подобной же формы, но в связи с расширением приобрела характерные формы XVIII века. К западной стороне трапезной примыкала шатровая колокольня, четверик и восьмерик которой очень близки по архитектуре к четверику и восьмерику колокольни Николо-Набережной церкви.
Четверик, разделенный лентой карниза, являющегося продолжением карниза трапезной, на два яруса, выполняет роль вестибюля при входе в церковь с западной стороны. По углам четверика расположены пилястры, причем пилястры первого яруса значительно шире пилястр второго яруса. Восьмерик, равный по высоте четверику, состоит из восьми пилонов, соединенных между собой полуциркульными арками.
Площадка колокольни ограждена каменной балюстрадой. Восьмигранный шатер со слухами в виде одного ряда окон с пилястрами и фронтончиками завершен луковичной главкой.
Судьба не пощадила этот замечательный памятник. Вскоре после того как церковь была построена, с северной стороны к ней пристроили Входоиерусалимский придел, который в 1809 году вновь был расширен, а в 1892 году к нему сделана еще пристройка третьего придела. До нашего времени церковь дошла в искаженном состоянии.
Несколько десятилетий назад сломаны главы и декоративный аттик, срублены декоративные обрамления окон и растесаны окна, до основания разобрана колокольня. Несмотря на это, памятник сохранил свое композиционное значение в ансамбле города. Восстановить его можно по имеющимся фотографиям.
Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.http://book33.ru/murom-monastyri/cerkov-vozneseniya-murom-istoricheskij-oblik-1970g.html