Муром. Смоленская церковь.
В конце XVIII века в литературу и искусство приходит стиль классицизма. Это дворянский стиль. Архитекторы-классицисты заимствовали формы и детали из древнегреческих и древнеримских построек. В Муроме эпоха классицизма началась в XIX веке. Первой постройкой в этом стиле является Смоленская церковь. Построена она в 1804 году взамен сгоревшей Екатерининской. Основной объём – четверик – перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная апсида, а с севера и с юга – портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (своеобразной его трактовкой). Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создаётся впечатление воздушности и лёгкости.
Трапезная и колокольня, построенные в 1838 году, выполнены в других масштабах и несколько несоразмерны с основным объёмом церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной – архитектурные детали, характерные для первой половины XIX века. Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный приём является одним из местных приёмов, обусловленных традициями зодчих — «муролей», отличным от классических канонов.
После падения шатра Козьмодемьянской церкви весной 1868 года сохранившиеся иконы и церковная утварь были перенесены в Смоленскую церковь, которая среди прихожан получила название Новой Козьмодемьянской. Это название ошибочно вошло в некоторые источники. Благодаря удачному расположению на высотной точке берега реки и высокой колокольне церковь занимает важное место в завершении архитектурного ансамбля города. Колокольня Смоленской церкви (со шпилем и крестом) до сих пор является одной из самых высоких точек в городе.[/p] [p]В советское время храм был разорён. В 1977 году отреставрирован, в нём более пятнадцати лет был выставочный зал, в котором проводились выставки изобразительного и прикладного искусства местных и приглашённых художников, детской художественной школы. Благодаря отличной акустике там же проводились концерты академического хора.
В 1995 году храм был передан церкви и возрождён.
При Космо-Дамианской церкви, по описи Бартенева, была теплая деревянная церковь во имя св. муч. Екатерины. В 1804 г. деревянный храм сгорел и вместо него на горе близ древней церкви устроен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с теплым приделом в честь св. вмц. Екатерины. В 1838 г. теплая трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости». Каменная довольно высокая колокольня построена в 1832 г. Церковь и колокольня носят на себе ясные следы влияния архитектуры времени императора Александра I.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохраняются некоторые иконы из Космо-дамианской церкви: Смоленская икона Божией Матери в дорогой ризе, иконы св. и чудотв. Космы и Дамиана, св. вмц. Екатерины и другие.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: проценты с причтового капитала 3100 руб. – около 120 руб. и от служб и треб до 500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 150 душ муж. пола и 162 жен.; все православные и живут в городе.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
«Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты», — писал в своё время великий певец Волги и Оки писатель Максим Горький. Действительно, немалая часть городских достопримечательностей здесь расположена близ окских берегов. Именно отсюда открываются незабываемые виды на водную гладь красавицы Оки, на местные храмы и монастыри, одним из которых является храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. В обиходе его нередко называют просто Смоленским или же Ново-Козьмодемьянской церковью. Последнее название проистекает от бывшего монастырского Козьмодемьянского храма ХVI века, выстроенного чуть ниже по склону и закрытого в связи с обрушением шатрового покрытия. Согласно уже известной Бартеневской описи, у Козьмодемьянской церкви прежде имелся тёплый деревянный храм Святой Великомученицы Екатерины. В 1804 году его деревянное здание поглотил пожар, и тогда местный купец М. И. Елин на свои средства строит каменную церковь.
Строительство здания началось в этот же год (1804), а закончено было в 1838 году с пристройкой к основному четверику трапезной с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», объединившей колокольню, выстроенную в 1832 году и саму церковь в единое здание. Церковь была освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери, посвящалась победе русской армии в 1812 году над войсками Наполеона, а её тёплый придел в память об утраченном храме стал Екатерининским. Когда же шатёр Козьмодемьянского храма рухнул, Смоленская церковь обрела статус официальной преемницы (1868) её прихода, прежде существовавшего долгие годы. Вместе с приходом в Смоленской церкви появились некоторые иконы Козьмодемьянской церкви, и прежде всего Смоленская икона Божией Матери, заключённая в дорогую ризу. А также образ Святой Великомученицы, икона Козьмы и Дамиана и ряд других святынь. Всегда обращала на себя внимание посетителей храма оригинальная и красочная картина на липовой доске «Плоды Страданий Христовых», выполненная в старинной технике письма. Археологи датировали подобные художественные произведения на церковную тематику самое позднее началом ХVIII столетия.
В основу здания Смоленского храма был положен традиционный четверик, который зодчие увенчали парой восьмериков с луковичными куполами главок. Полукружье апсиды Смоленской церкви словно обрезано пятью строгими гранями, а по бокам здание украшают портики ионического ордера с широкими прорезями арок, добавляющих композиции воздуха и лёгкости. В 30-е годы ХIХ столетия церковь обрела трёхъярусную колокольню, для которой самые знатные прихожане — муромские купцы Титовы, Елин, Киселёв, финансировавшие строительство храма, закупили в 1840 году «звон» весом 200 пудов (3276 кг).
23 мая 1922 года власти изъяли из ризницы храма 24 килограмма серебрянных изделий, а восемь лет спустя церковь и вовсе закрыли вместе с семью другими муромскими храмами, так-как 20 января 1930 года ВЦИК утвердил решение Нижегородского крайисполкома «О закрытии в Муроме восьми церквей». Только в 1977 году здание начали реставрировать, после чего в Смоленской церкви устроили один из выставочных залов городского краеведческого музея. Также тут проходили хоровые концерты — в православных церквях всегда отменная акустика.
Незадолго до возвращения храма православной общине, 21 июля 1995 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, молния ударила в шпиль храмовой колокольни, загоревшись, он рухнул наземь, что многим верующим было воспринято как знамение. А властями, очевидно, как предупреждение: уже в августе 1995 года Смоленскую церковь возвратили Владимирской епархии, и в ней 10 августа прошло первое спустя многие годы богослужение. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) храм обрёл статус городского собора. В августе 2000 года был восстановлен пострадавший из-за удара молнии шпиль колокольни.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №307, 2018 г.
Стоит на высокой терассе р. Оки на пересечении современных улиц Мечникова и Губкина. В настоящее время является кафедральным храмом г. Мурома
Церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери построена вместо деревянной после пожара 1804 г. на средства муромского купца М.И. Елина. В 1832 г. возведена высокая колокольня, в 1838 г. — теплая трапезная. В 1840 г. прихожане храма муромские купцы Титовы, Елин, Киселев пожертвовали колокол в 200 пудов. Святыней церкви считался древний напрестольных крест 1676 г. с частицами святых мощей. В 1868 г. Смоленская церковь стала преемницей древнего Козмодемьянского прихода, ликвидированного после разрушения храма. В 1890 г. в приходе Смоленской церкви числилось 150 душ мужского пола и 162 женского.
23 мая 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья из ризницы храма было изъято серебряной утвари общим весом один пуд, 19 фунтов и 80 золотников (около 24 кг). 12 ноября 1929 г. городскими властями был поднят вопрос о закрытии храма. 20 января 1930 г. ВЦИК утвердил решение Нижегородского крайисполкома о закрытии в Муроме восьми церквей, в том числе и Смоленской.
С 1977 г. в храме размещался выставочный зал местного краеведческого музея. Летом 1995 г. в шпиль храма ударила молния. В августе 1995 г. Смоленская церковь возвращена Владимирской епархии. В августе 2000 г. восстановлен шпиль. В настоящее время храм является кафедральным собором г. Мурома.
Исторические очерки о Муроме