Николо-Набережная церковь — образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада, расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.
Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени — «петровского» барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с «разорванными» фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов — круглые окна. Особенно «европеизировала » образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году.
В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века, почитаемая в городе чудотворной — образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею. Церковь находится в историческом центре города недалеко от краеведческого музея, видна из Окского парка, набережной и с воды.
Николо-Набережная церковь (Николы Мокрого). Построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка на холме над Окой, в Мережной слободе. В храме покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой — семья православного священника из Франции, привезли образ праведной Иулиании. Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая.
Церковь во имя св. Николая чудотв. «Набережного» названа так по своему положению на береговой террасе реки Оки. Первоначальное основание этой церкви приписывается царю Ивану Васильевичу Грозному и связано с пребыванием его в Муроме во время похода на Казань. По показанию сотной книги 1574 г., против этой церкви был двор государев; на нем хоромы, горницы и повалуши; на государевом дворе жили тогда дворники.
Как основанная государем, Никольская церковь и впоследствии пользовалась вниманием со стороны московских царей. Так, Михаилом Федоровичем причту ружной церкви Николы Мокрого «пожалованы были рыбные ловли и бортные ухожья по реке Оке». В описи Бартенева 1638 г. записана: «Церковь вел. чудотворца Николы древяна с папертью, в приделе Федор Стратилат да другой придел Космы и Дамиана… да церковь теплая Соловецких начальников Изосимы и Савватия древяна, на колокольнице 6 колоколов, а в церкви образы, свечи и колокола, все строение блаженной памяти Государя Царя и вел. князя Ивана Васильевича всея России».
В 1700 г. вместо бывшей деревянной церкви начат постройкою каменный храм; строителем нового храма был священник московского храма Воскресения Христова Дмитрий Христофоров. На клиросах сохранялась надпись о построении храма: в 1707 г. была взята благословенная грамота, в 1714 г. устроен иконостас, в 1715 г. написаны св. иконы, в 1716 г. иконостас был вызолочен, а в 1717 г. храм был освящен по благословению преосв. Стефана, митрополита Рязанского. Этот каменный храм сохранился до настоящего времени в своем первоначальном виде. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна храма в 2 света. Архитектура храма весьма близка к архитектуре других муромских церквей, построенных в XVII ст. В 1803 г. к этому храму пристроена трапеза, в ней был устроен престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Престол освящен в это наименование в память прежде бывшей деревянной церкви в честь Сошествия Св. Духа, которая стояла ниже Никольской церкви на берегу реки Оки. В 1847 г. трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь св. муч. Власия. Прихожане Никольской церкви прежде занимались торговлею скотом, посему и пожелали устроить храм в честь св. Власия, считающегося покровителем стад.
Что касается холодного храма, то он внутри сохранил свое первоначальное устройство и украшения. Иконостас и иконы в нем те же, что были и при основании храма. Иконостас весь резной, сохранил свою первоначальную позолоту, которая значительно уже потускнела, но обновить ее в настоящее время нет у церкви достаточных средств, что, вероятно, сохранило иконостас от переделок.
Кроме иконостаса, в церкви сохранилось немало древних икон. Из них особенно чтима прихожанами икона Николая чудотв., которая считается чудотворною. Обращают на себя внимание резные изображения Николая чудотв. Можайского; митра на нем серебряная вызолоченная, украшенная стразами, риза серебряная. По ценности украшений обращает на себя внимание икона Знамения Пресвятой Богородицы; риза на ней серебряная вызолоченная, украшена драгоценными камнями.
Утварь церковная и ризница довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала и от служб и требоисправлений до 525 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 194 души муж. пола и 185 жен.; все православные и живут в городе.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
Согласно легенде, некогда на берегу Оки в Муроме стоял деревянный дворец Ивана Грозного. Церковь возводилась прямо напротив царских палат. Строительство церкви связано с именем Ивана Грозного. Церковь была заложена в те дни, когда Иван Васильевич находился в Муроме, во время Казанского похода. В записях сотной книги 1574 г. указано, что против церкви стояли горницы и повалуши, царского двора. В год составления сотной книги значительная часть построек уже была полуразрушенной, на государевом дворе жили дворники. Как и все храмы, основанные царями, Никольскую церковь не оставляла вниманием царская семья во все времена. Согласно указу царя Михаила Федоровича, к церковному наделу принадлежало множество земель в Муромском уезде.Среди них озеро Беловоща, вместе с рекой, образующей его, еще три небольших озера – Солодко, Стопорко и Калинко, озерцо Колодивое и рекой Калинкой и безымянное озеро, вместе с источником, находившимся выше по Оке, напротив села Казнева. Сохранилась государева грамота, подтверждаемая припиской дьяка Порфирия Пахарева, в которой полностью перечислены все воды речные и озерные, принадлежавшие храму Николы Мокрого. Ежегодный оброк, собираемый с этих угодий, составлял около двадцати рублей.
Церковь Николы Набережного, или как ее еще называли Николы Мокрого, детально описана в Бартеневской описи 1637 г. Храм был построен за чертой города, за осыпью на речном берегу. В те времена церковь находилась в самом конце Пушкарской улицы. В храме существовало еще два придела, посвященных Федору Стратилату и святям Козьме и Дамиану. Читая Бартеневскую опись, можно оценить и внутреннее убранство храма того времени. Главный образ святого чудотворца Николая находился в серебряном окладе и позолочен. Икона включала еще несколько образов: по краям – Спаса всемилостивого, Пречистой Богородицы, также с серебряными венцами.
Каменная церковь на месте старой деревянной была построена в начале XVIII в. на пожертвования священника Дмитрия Христофорова, желавшего таким образом увековечить память о своем отце, некогда здесь служившем в деревянной церкви. Изначально церковь была небольшой – только основное здание в виде четверика, увенчанного пятью главками (1714 г.), которое к 1717 г. было отделано и освящено. Более чем через сто лет, в XIX в., к храму была пристроена колокольня и трапезная.
Внешний вид церкви, возвышающейся над Окой, привлекает внимание – ярко-желтые фасады, которые великолепно смотрятся не только со стороны реки, но из Муромского горсада. Скромное убранство церкви поражает своей простотой и изяществом – ложные закомара, украшающие барабаны, центральный из которых является световым и тонкий резной фриз великолепно гармонируют с луковичными головками, венчающими храм. Колокольня была пристроена восьмигранная, двухъярусная, украшенная сверху одной главкой. Широкая и кажущаяся массивной трапезная облегчена рядом окон, украшенных резными наличниками. Древний резной иконостас, который по своему возрасту не намного младше самого храма, в 1717 г. был украшен иконами работы знаменитого иконописца Александра Казанцева, который написал для этой церкви двенадцать икон с изображениями сивилл-пророчиц, которыми было предсказало скорое рождение Иисуса Христа. Перед революцией храм был украшен богатой резьбой с стиле барокко, обшитой листовым золотом.
В советское время, в 1940 г., храм был закрыт и разграблен. Было спасено несколько икон, которые было перенесены в краеведческий музей. В храме за все это время забвения и запустения чудом уцелел иконостас, который после возвращения верующим храма в 1992 г. после легкой реставрации вновь сияет как прежде. В настоящее время храм отреставрирован, в нем идут богослужения и, как прежде, венчает собой высокий окский берег.
http://www.murom-hotel.ru/curiosity/34/
Стройный, высокий четверик с крутыми скатами кровли, с необычной формы пятиглавием. Под кровлей декоративные закомары, сдвоенные окна, массивная апсида. С другой стороны — широкая невысокая пристройка трапезной церкви и колокольня в виде круглой башенки, красивая и ладная. Сама церковь — Петровского времени, 1700-1717 гг., трапезная — 1803 г., в 1847 г. построена колокольня и перестроена трапезная. Вокруг теснятся жилые домишки, а внизу, совсем рядом, река. Стоит церковь на месте старинной Мережной слободы, вблизи бывших Тайницких ворот кремля.
http://book33.ru/murom-monastyri/monastyri-i-cerkvi-goroda-muroma-istoricheskij-oblik.html
Николо-Набережная церковь, Муром (исторический облик 1970 г.)
В первой трети XVIII столетия фактически выстроено всего лишь несколько культовых зданий. Мы в настоящее время не можем с достоверностью определить, почему нарушен Указ Петра I «О каменном строении», во всяком случае эти три замечательных сооружения сыграли значительную роль в завершении композиции и оказали дальнейшее влияние на планировку города. Органически вписалась в ансамбль города выстроенная в 1700-1717 гг. вблизи Тайницких ворот кремля церковь Николы-Набережного (Мокрого).
Николо-Набережная церковь построена на месте деревянной церкви XVI века, вблизи «двора государева» и «зелейного двора» XVI века, пришедших в ветхость. Она расположена, подобно Козьмодемьянской церкви, на террасе берега Оки, на одной из самых заселенных улиц города — Береговой, называемой от Беседского до Ямского моста Мережной, где жили царские рыболовы, образующие царскую Мережную слободу.
Из описи Бартенева 1637 года известно, что Береговая улица тянулась вдоль реки более чем на три с половиной версты вдоль всей территории города и на ней кроме жилых домов, дворовых строений, огородов располагалось несколько мостов через ручьи, протекающие по оврагам, и деревянные церкви — Иоанна Милостивого вблизи Козьмодемьянской и Ильи Пророка вблизи Николо-Набережной церкви.
Архитектура Николо-Набережной церкви явилась продолжением и развитием традиций муромской архитектуры. В плане — почти квадрат, завершенный на востоке полукружием трехчастной апсиды. Основной объем вытянут по вертикали, двухсветный, перекрытый сомкнутым сводом, на котором покоится пять глухих барабанов с главами луковичной формы, нижняя часть барабанов декорирована циркульными кокошниками. Фасады украшены деталями из профилированного кирпича. Все четыре угла основного объема подчеркнуты пучком вытянутых по вертикали колонок, из которых угловая большего диаметра. Верхняя часть колонок объединена общей капителью, затем переходящей в раскреповку карниза. Два яруса оконных проемов украшены богатыми тонко нарисованными наличниками, которые в сочетании с сильно развитым по вертикали карнизом, содержащим в своем составе по три декоративных килевидных кокошника, составляют пышную композицию стены, типичную больше для архитектуры XVII века, чем для архитектуры начала XVIII века, когда эта церковь выстроена. Одноэтажная трехчастная апсида на углах имеет также колонки. На каждой части абсиды — оконный проем с наличниками, близкими по формам и деталям к наличникам основного объема.
Несмотря на общие черты в композиции со зданиями, выстроенными в Муроме во второй половине XVII века, Николо-Набережная церковь имеет много своеобразных и отличных от XVII века приемов композиции и деталей, отражающих достижения архитектуры этого времени — «петровского барокко». Вертикально поставленный параллелепипед находится на расширяющемся уступами книзу кирпичном цоколе. На гладкой стене южного фасада в два яруса размещены четыре одинаковых окна. Белокаменные, очень скульптурные обрамления в виде трехчетвертных колонок опираются на резные консоли, соединенные подоконниками в виде тяг. Колонки несут карнизы, над которыми размещаются разорванные фронтоны вогнутого очертания. Разрывы фронтонов заполнены декоративными вставками. Карниз, состоящий из белокаменных тяг и кирпичных сухариков в виде поставленных под углом друг на друга кирпичей, раскрепован над угловыми колоннами.
В отличие от памятников XVII века, вместо закомар или кокошников, которые одновременно были декоративными украшениями сомкнутого свода и выполняли роль кровли этого свода, над карнизом Николо-Набережной церкви продолжается стена, расчлененная тремя декоративными арками с каждой стороны параллелепипеда. В продолжении угловых колонок основного объема сделаны лопатки-пилястры. Над параллелепипедом возвышается четырехскатная металлическая кровля. Пять глав с цилиндрическими глухими барабанами, поставленными плотно друг к другу, завершают этот замечательный памятник петровского времени. Барабаны установлены каждый на подставке, состоящей из четырех полуциркульных кокошников. Верх барабанов завершается карнизом, поверхность декорирована щелевидиыми нишами. Купола очень близки к шлемовидной форме и по своим очертаниям в значительной мере отличаются от куполов Благовещенской, Троицкой, Воскресенской и других церквей.
Северный фасад не имеет оконных проемов. Крыльцо с белокаменными ступенями размещено по оси стены. Окна размещенной в сторону реки трехчастной абсиды имеют украшения подобные оконным обрамления южного фасада. Любопытно отметить что в нише центрального кокошника с восточной стороны просматривается роспись по кирпичу. Не исключено, что и в других кокошниках могли быть росписи.
Известно, что Николо-Набережная церковь имела несколько этапов строительства. Пристройка трапезной в 1803 году и вторичное ее расширение в 1847 году вместе с небольшой колокольней закончили композицию замечательного памятника, хотя некоторые детали и поздние пристройки значительно грубее, чем основной памятник. Довольно грубо и безвкусно выполнен вход в церковь с западной стороны. Трапезная в стиле ампир симметрично примыкает к холодному храму через полуциркульные алтари. С южной стороны под трапезной имеется подклет с двумя входами. Пять вытянутых по вертикали окон объединены карнизом с арочными тягами над окнами. Карниз декорирован квадратными нишами. Резной позолоченный иконостас поражает торжественностью и высоким мастерством резчиков-исполнителей.
Безусловный интерес представляет колокольня, расположенная с западной стороны трапезной по оси входа и фактически встроенная в нее. Однако по наличию некоторых деталей четверика колокольни, и в частности скрытого на чердаке с южной стороны четверика окна, можно предположить, что либо колокольня выстроена в два приема, либо в связи с длительным сроком строительства восьмерик колокольни появился позднее, чем четверик. Восьмерик колокольни выполнен в виде восьмигранных столбов, соединенных циркульными арками. Над осями арок расположены круглые окна — люкарны, выполняющие роль слухов шатровых колоколен. Колокольня перекрыта плоским куполом шлемовидной формы.
Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970.http://book33.ru/murom-monastyri/nikolo-naberezhnaya-cerkov-murom-istoricheskij-oblik-1970g.html
Внутреннее убранство храма и предметы церковной утвари многое могут рассказать о жизни Божьего дома, его истории и достатке прихода, его настоящем и даже будущем. Глядя на уютные, хотя и довольно сдержанные интерьеры Николо-Набережной церкви, её резные иконостасы и красочные росписи, трудно поверить, к примеру, что поначалу и царские врата и деисус, и сень со столбцами этого храма, как в ряде других муромских церквей, были окрашены всего лишь так называемой празеленью. Это сложносоставная краска, которая включала в себя жёлтый, синий и сине-зелёный цвета. Писались «празеленью» и местные иконы, например, икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», и другие светлые образы. Напрестольный крест Никольского храма был изготовлен из дерева и обит медными пластинами. Сегодняшние богатые чаши, предназначенные для богослужений, раньше были оловянными, а сами службы, проводимые в интерьерах церкви, читались лишь по двум печатным книгам — остальные были рукописными. Всё это красноречиво свидетельствовало о скромности и малом достатке как самого храма, так и прихожан прежней, деревянной.
Внутреннее пространство имеет традиционную для православных храмов структуру. Своды храма покоятся на четырёх массивных столпах, одна пара которых отделяет основной объём от трапезной, другие два разграничивают приделы и трапезную. Подлинная гордость каждого храма — его иконостас. Здесь он уникален, поскольку по возрасту сравним с самой Николо-Набережной церковью. Когда её закрыли накануне Великой Отечественной войны и стали откровенно грабить, главный иконостас чудом уцелел, хотя и лишился всех своих икон. Он сумел пережить долгие годы запустения, великолепно сохранился и после возвращения храма в лоно Русской Православной Церкви, был аккуратно отреставрирован. Сегодня он снова радует глаз и сердце каждого посетителя Никольского храма.
История интерьеров церкви напрямую связана с именем замечательного иконописца А. И. Казанцева (1658-1717). Много писавший для муромских храмов, Александр Иванович прославился, в частности, огромными иконами панорамного вида, способными заменить большие стеновые фрески. Для только что выстроенной Никольской церкви мастер создал иконописные образы двенадцати античных предсказательниц-сивилл, известивших о грядущем явлении Иисуса Христа за несколько столетий до этого великого события. Главный иконостас и сегодня производит большое впечатление тонкостью и филигранностью украшающей его резьбы. Её характерная деталь, свойственная искусству эпохи барокко — стилизованные изображения гроздей и лоз винограда. Их можно увидеть и в сюжетах стеновых росписей внутренних интерьеров, где преобладают геометрические фигуры, элементы узоров и орнаментов. В северном приделе храма находится рака, где покоится часть мощей преподобной Иулиании Муромской, — главной святыни храма. Иногда её ещё называют Лазаревской, и ныне большая часть мощей этой праведницы открыто почивает в Михайло-Архангельском храме села Лазарево Владимирской области. Одной из святынь Николо-Набережной церкви является величайшая святыня из дореволюционного периода истории Никольской церкви. Это икона Святителя Николая Чудотворца, датируемая концом ХIII — первой половиной ХIV столетия. Она свято почитается всеми православными верующими и потому, начиная с 1940 года, когда храм был закрыт, хранится в городском музее, отныне — уже как достояние всего Мурома.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №307, 2018 г.
Самые красивые виды на этот храм в городе Муроме открываются из Воскресенского монастыря и городского Окского парка, одного из древнейших в России. Красивая и стройная Николо-Набережная церковь золотыми маковками возвышается на высокой террасе берега Оки. Отсюда проистекает и название храма: церкви во имя свт Николая Чудотворца на Руси нередко ставили по берегам рек, поскольку святой почитался как покровитель всех путешествующих по воде. Река всегда сопутствовала этому храму. Соседство набережной Оки и Береговая, как прежде именовалась нынешняя улица Плеханова, где была построена церковь, дополняли частые весенние паводки. Уровень воды в реке порой поднимался к самым стенам храма, отчего в народе его прозвали храмом Николы Мокрого и название это прижилось.
О времени и обстоятельствах строительства здесь деревянной церкви, достоверных сведений нет, первые письменные упоминания, отрывочные и весьма опосредованные, относятся ко второй половине ХVI века. Лишь столетием позже Писцовая книга города Мурома и другие источники сообщают о том, что у Николо-Набережной церкви (деревянной) было два придела, освящённых во имя мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. В Писцовой книге за 1636-1637 годы значится и расположенная рядом другая деревянная церковь, освящённая во имя соловецких святых Зосима и Савватия, причём каждый из соседствующих храмов характеризуется как «строение государево». Для столь высокого статуса Никольского храма есть определённые предпосылки, поскольку и само основание церкви — Николы Мокрого — молва приписывает тогдашнему самодержцу Государства Российского царю Ивану Грозному. Он действительно некоторое время находился в Муроме, во время военного похода на Казань (1552), о чём свидетельствует так называемая Сотная книга за 1574 год. Она описывает размещавшийся прямо напротив Николо-Набережной церкви двор государев: «… на нем хоромы, горницы и повалуши», к тому времени уже изрядно обветшавшие и развалившиеся настолько, что жили здесь уже лишь дворники. Городское предание повествует, что деревянный Никольский храм был заложен как раз в дни пребывания в Муроме царя. В пользу этой версии свидетельствует и запись в известной у историков, так называемой описи Бартенева: «Церковь вел. чудотворца Николы древяна с папертью, в приделе Федор Стратилат да другой придел Космы и Дамиана… да церковь теплая Соловецких начальников Изосимы и Савватия древяна, на колокольнице 6 колоколов, а в церкви образы, свечи и колокола, все строение блаженной памяти Государя Царя и вел. князя Ивана Васильевича всея России».
Даже если версия об основании Николо-Набережной церкви Иваном Васильевичем всего лишь легенда, то она оказалась на удивление стойкой и принесла храму немалые блага со стороны преемников грозного царя на московском престоле. Государем Михаилом Фёдоровичем Никольскому храму «пожалованы были рыбные и бортные ловли по реке Оке». По его же указу в церковный надел добавили несколько озёр и питающих их речек в Муромском уезде, такие как Солодко, Стопорко, река Калинка с одноимённым озерцом. Все они, наряду с другими водоёмами и землями, вошли в перечень угодий, принадлежавших этому храму. Земли эти, Николо-Набережной церкви приносили доход только в виде оброка аж на 20 рублей, что по тем временам составляло значительную сумму. Процветало здесь и традиционное для округи рыболовство. «Да в Муроме жъ за городомъ въ осыпи у Николы Чудотворца набережново на поледной горе дворъ Государевъ рыбный, а съ того двора отпущаютъ къ Москве къ Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея русии съ поледною рыбою…».
Время от начала согласований будущих работ (1700) до освящения здания заняло 17 долгих лет. Каменную церковь на месте прежней, деревянной, вознамерился поставить приехавший в Муром священник московского храма Воскресения Христова Дмитрий Христофоров. В этом он видел дань памяти и сыновий долг перед своим отцом, священником Христофором, который в 1670-е годы служил в деревянной Николо-Набережной церкви и, по некоторым сведениям, был её настоятелем. Точные обстоятельства того, каким образом Христофорову-младшему удалось исполнить свой долг, ныне неведомы. На сегодняшний день известно лишь, что молодой священник с самого начала поступил так, как и следовало в подобных ситуациях: обратился к руководству патриархии за разрешением на постройку церкви на месте прежнего храма, неподалёку от бывших Тайницких ворот муромского кремля. После этого ему пришлось ожидать «добро» на каменное строительство целых семь лет! В 1707 году желание и долгожданная грамота с разрешением на постройку храма была получена. Отец Дмитрий тотчас же приступил к работе, пригласив лучших мастеров и вкладывая в храм собственные сбережения. К сожалению, до нашего времени не сохранилось сведений о ходе строительства либо о том, на какие средства было завершено здание, хватило ли для этого денег и были ли другие источник, благотворители и меценаты. Но в 1714 году здание наконец-то было освобождено от строительных лесов, внутри храма установили красивый резной иконостас.
Летопись возведения и обустройства Никольской церкви в Муроме долгое время сохранялась в записях, запечатлённых на её клиросах. В 1715 году для храма был написан целый ряд икон, через год вызолотили иконостас, а ещё год спустя преосвященный Стефан, митрополит Рязанский, даровал благословение на освящение храма. К тому времени была закончена отделка её двусветного четверика с пятиглавием. Небольшое, в один объём, здание храма было выдержано в канонах тогдашнего московского зодчества, характерного для конца ХVII века, с элементами барокко, свойственного западноевропейской архитектуре того времени. Позднее храм обрёл восьмигранную колокольню и трапезную, которая в 1803 году была построена, а в 1847-м значительно расширена за счёт нового придела. Новый придел решено было освятить во имя святого мученика Власия, согласно преданию, принявшего смерть от римских гонителей христианства около 316 года. Инициатива освящения придела исходила от прихожан. Среди них было намало бывших торговцев скотом, а одними из наиболее щедрых жертвователей стали купцы Суздальцевы-Ушаковы, известные муромские скотопромышленники, почитавшие этого святого.
Начало двадцатого столетия Николо-Набережная церковь встретила в покое и благоденствии. Судьба была к ней благосклонна даже с приходом большевиков. После потрясений 1917 года храм продолжал работать, хотя и не избежал проявлений беззакония и произвола революционных масс. Действительно, в сравнении с многими другими храмами округи, Никольская церковь не была закрыта вплоть до лета 1940 года. Все эти нелёгкие годы существовал её приход, в храме шли богослужения, и потому сюда шли верующие со всех концов Мурома. Власти отыграются позднее: когда в годы Великой Отечественной войны начнётся потепление в отношениях государства и Церкви, о Николо-Набережном храме словно забудут. В ходе революционных экспроприаций под лозунгом голодающим Поволжья большая часть ценностей была изъята из храма, в том числе и серебряная утварь. При этом вандалы, пользуясь откровенным попустительством местных властей, сломали церковную ограду и повредили здание колокольни. Прихожанам оставалось радоваться, что «слава Богу, хоть сам храм уцелел». Вдобавок Николо-Набережная церковь была признана памятником архитектуры, хоть и второй категории, это дополнительно защитило её уже официально.
Как это нередко бывало, нецелевое использование здания Божиего дома уберегло его от сноса, однако нанесло немалый ущерб как фасадам, так и внутреннему убранству. Ровно полвека, вплоть до 1991 года, здесь размещались различные сторонние организации и предприятия, весьма далёкие от веры и духовности. Миазмы луковых испарений наполнили церковь до самых потолочных сводов, когда её здание осенью 1940 года передали местному сушильному заводу. Затем одной из «владелиц» церкви стала лыжная база, а в суровую военную годину, когда многие храмы открывались в знак единения властей с православным населением, в Никольском храме устроили склад муки. Затем, в 1943 году, местный промышленный комбинат разместил в стенах старинной церкви мастерскую по изготовлению спичек. Список подобных «арендаторов» здания, можно продолжить. Здесь размещался склад зерна, а в 1950-е годы в храме развернули… птицефабрику! На целых 20 лет. В 1970-е годы храм стал хранилищем экспонатов городского музея. После косметического ремонта в Николо-Набережной церкви была собрана представительная коллекция деревянной скульптуры — всё, что имелось по этой тематике в музейных запасниках. На исходе 1960-х годов некоторые музейные работники и деятели культуры Мурома планировали развернуть в стенах Никольского храма большую наглядную экспозицию, посвящённую Оке и той роли, которую эта великая река всегда играла в судьбе нашей страны. Однако эта затея не была реализована, после чего храм фактически пустовал. Власти так и не сумели найти достойного применения его зданию, и оно стояло открытым для всех, в том числе и мародёров, вплоть до начала 1990-х годов. Тогда, на волне массового возвращения храмов верующим, была отдана прихожанам и Николо-Набережная церковь — первая среди муромских храмов! В 1991 году она вошла в состав Владимиро-Суздальской епархии.
В студёный зимний день 19 декабря 1991 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, состоялась торжественная церемония освящения Никольского храма. Её провёл епископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Запущенное и местами уже обветшавшее здание нуждалось в срочном ремонте и бережной, тщательной реставрации. Одной из важнейших сторон восстановительных работ стала реставрация уникальных росписей церкви, к которой приступили немедля. Подвижникам не стал помехой даже произошедший в здании губительный пожар, в огне которого сгорело немало церковного имущества, однако при этом чудесным образом уцелел светлый образ небесного покровителя храма — святителя Николая Чудотворца. Уже через два года, в 1993-м, в честь великомученика Власия Севастийского был торжественно освящён придел церкви.
Большую помощь храму оказал коллектив и руководство завода «Муромтепловоз», благодаря им удалось оснастить новыми колоколами звонницу. В Воронеже звоны изготовили и доставили в Муром 31 марта 1993 года. В первый день апреля заводские монтажники АО «Муромтепловоз» установили восемь колоколов, изготовление которых оплатило их предприятие, истратив более 4,5 миллионов рублей. Две недели спустя к ним добавился и девятый, самый большой, почти в тонну весом. 9 июля 1993 года Николо-Набережная церковь обрела свою главную нынешнюю святыню. Сюда были перенесены нетленные мощи святой Иулиании Лазаревской. Жившая в ХVI веке под мирским именем Ульяна Осорьина, она была известна в округе как бескорыстная дарительница бедным и недужным собственного имущества. Для местных жителей она стала примером милосердия, доброты и благочестия.
Николо-Набережный храм заботами и трудами своих священников и прихожан на сегодняшний день полностью соответствует тому историческому облику, который он обрёл в середине ХIХ века после проведения в ней восстановительных работ.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №307, 2018 г.
Стоит на берегу реки Оки. Сооружена в 1700-1714 г.г. на месте деревянной церкви. Закрыта в 1930-е г.г. В 1991 г. передана Владимирской епархии. Церковь во имя св. Николая Чудотворца «Набережного» названа так по своему положению на береговой террасе реки Оки. Первоначальное основание этой церкви приписывается царю Ивану Васильевичу Грозному и связано с пребыванием его в Муроме во время похода на Казань.
По показанию сотной книги 1574 г., против этой церкви был двор государев; на нем хоромы, горницы и повалуши, в то время уже сгнившие и развалившиеся. На государевом дворе жили тогда дворники. Тут же был государев двор поледный и двор зелейный. (Примечание: см. Акты Юридические, стр. 247)
Как основанная государем, Никольская церковь и впоследствии пользовалась вниманием со стороны Московских государей. Так царем Михаилом Феодоровичем причту ружной церкви Николы Мокрого пожалованы были рыбные ловли и бортные уходья по реке Оке.
В описи Бартенева 1637 г. мы находим следующее описание церкви Николы Набережного или Мокрого: «В Муроме ж за городом в осыпи и за осыпью церкви и монастыри… Церковь великого чюдотворца Николы на Оке реке по конец Пушкарской улицы древяна клетцки с папертью. Приделы Федора Стратилата да другой придел Козьмы и Дамиана. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы обложен серебром и позолочен, да три гривны басменные ж, да десять копеек серебреных. Да у того ж образа на полях приписаны образ всемилостивого Спаса да образ Пречистой Богородицы, венцы и гривны серебреные басменные ж. Да местный образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени, венц серебреный басмен с жемчугом, три гривны серебрены басменые ж. Да образ Николы Чудотворца с деянием обложен серебром басменым, венц да три гривны басменые ж. Да образ великого Ильи Пророка, да образ святых мучеников Фрола и Лавра, да образ Пречистой Богородицы воплощения — все на празелени. А пред местными образы 11 свеч поставных. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени ж. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, венец да две гривны серебреные басменые, да серги жемчужные. Да на престоле крест Воздвизальный обложен медью, да другой крест Воздвизальный обложен серебром. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да в церкви ж книг: Евангелие письменное в полдесть, евангелисты медные; два охтая письменные; Апостол печатный, печать московская; минея общая да служебник печатный; триодь постная, да триодь цветная, да пролог, да книга Иван Златоуст — все письменные. Да в приделе образ местный Федор Стратилат да великой Христовой мученицы Ирины на одной доске на празелени. Да образ Пречистой Богородицы со святыми на золоте. Да в другом приделе образ местный же Кузьма и Домиан на празелени, венцы гривны серебреные, басменые. Да образ Пречистой Богородицы да образ великого архистратига Михаила оба на празелени. А у архангела венец и гривны серебреные, басменые. Да церковь теплая соловетских начальников Зосима и Саватия древяна клетцы. А в церкви Божией милосердия образ местный Изосимы и Саватия на празелени, да двери Царские на золоте, да образ Пречистой Богородицы на празелени, да престольный образ Пречистой ж Богородицы на празелени. Да на колокольнице 6 колоколов, а в них весу по смете с 20 пуд. А в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строение блаженной памяти государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси.
А земли под теми церквами и что около тех церквей кладбища в длину 21 сажень без чети, поперек 16 сажен. Да на церковной же земле двор Стефана Тарасьева. В длину двора его и с огородом 22 сажени с полусаженью, поперек по ворота 19 сажен. Двор попа Никифора Иванова и с тем местом, что было в споре со съезжей избы с подъячим с Иваном с Кочюковым, где живал на пушкарском дворовом месте Андрюшка Соков. И по судному делу и по купчей то место отдано ему же, попу Никифору. В длину того двора и с огородом до Поледной горы 32 (сажени) без чети, поперек в узком месте по ворота 7 сажен с полусаженью, а в широком месте в огороде поперек 11 сажен. У того ж попа на его же дворовой земле живет бобыль Якунка Панфильев да нищая вдова Татьяничка. Да на церковной же земле кельи бобыльские: велья Матюшки Иванова, келья Мартынка Петрова, келья вдовы Маланьицы, прозвище Муромки, келья Максимки Дехтя, келья Федорка Петрова, келья Петрушки свияженина да вдовы Натальицы, келья Васки Усова. А всего на церковной земле келий бобыльских бродячих людей. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 56 сажен, поперек 16 сажен. И оброку они дают попу Стефану и Никифору с кельи по полуполтине на год, итого 2 рубля 8 алтын 2 денги. Да к той же церкви попы поп Стефан да поп Никифор владеют по государевой грамоте великого князя Михаила Феодоровича всея России 132 года за приписью дьяка Прокофия Пахарева в Муромском уезде половина озера Беловоща с истоком по рубеж богородских вод и запалыми озерками озерко Солодцо, да озерко Стопорко, да озерко Калинко и с бортных уходий, да озерко Колодливое с Калинкою, да озерко речное с истоком вверх по реке Оке против села Казнева отдают ежегодно. А оброку они с тех вод емлют по 20 рублей на год.
Сведения о приходе при вышеписанной Никольской церкви мы находим в окладных книгах 1676 г. У тое церкви тогда был двор попа Флора, двор попа Христофора, да приходских посадских 33 двора, 3 двора пушкарских, 2 двора бобыльских, 1 двор боярский, — в нем живет дворник. Да к той же церкви Государева жалованья половина озерка Беловоща да два истока, 5 запалых озерков да бортной ухожей до 10 мест церковных».
В 1700 году вместо доселе бывшей деревянной церкви начат постройкой каменный храм. Строителем нового храма был священник Московского храма Воскресения Христова Дмитрий Христофоров. (Примечание: Может быть, это был сын священника Никольской церкви Христофора, который упоминается в 1676 г.). На клиросах до последнего времени сохранялась надпись о построении храма: в 1707 году была взята благословенная грамота, в 1714 г. устроен иконостас, в 1715 г. написаны св. иконы, в 1716 г. иконостас был вызолочен, а в 1717 году храм был освящен по благословению Преосвященного Стефана, митрополита Рязанского. Этот каменный храм сохранился до настоящего времени в своем первоначальном виде. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна в храме в два света. Архитектура храма весьма близка к архитектуре других муромских церквей, построенных в XVII столетии.
В 1803 г. к этому храму пристроена трапеза; в ней был устроен престол в честь Сошествия св. Духа на апостолов. Престол освящен в это наименование в память прежде бывшей деревянной церкви в честь Сошествия св. Духа, которая стояла ниже Никольской церкви на берегу р. Оки. Время построения этой церкви неизвестно, но, очевидно, она построена позднее составления описи Бартенева, т.е. позднее 1637 г.
В 1847 г. трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь священномученика Власия. Прихожане Никольской церкви прежде занимались торговлей скотом, посему и пожелали устроить храм в честь св. Власия, считающегося покровителем стад.
Что касается холодного храма, то он и внутри сохранил свое первоначальное устройство и первоначальные украшения. Иконостас и иконы в нем те же, что были и при основании храма. Иконостас весь резной, сохранил свою первоначальную позолоту, которая значительно уже потускнела, но обновить ее в настоящее время нет у церкви достаточных средств, что, вероятно, и сохранило иконостас от переделок. На клиросах доселе сохранились изображения сивилл с подписями под каждым изображением.
На правом клиросе: 1) «Сивилла именем Персика, яже от Персицкие страны; ходила в зеленых ризах, а на плечах имела плат бел». 2) «Сивилла именем Гырбутина, ходила в красном одеянии, а на главе носила кожу козлову, а пророчество ее было до Рождества Христово за 19 лет, в Риме же есть». 3) «Сивилла именем Европия была до Рождества Христово, ходила в цветном одеянии, сице рекла: «Тако глаголет Бог». 4) «Сивилла именем Симия, ходила в цветном одеянии, меч голый по ногам своим метала». 5) «Сивилла именем Електриана, была добра образом, ходила в одеянии красном». 6) «Сивилла именем Оригиятль была от града Старожевского, до Рождества Христово 31 лето, лицем старообразна».
На левом клиросе: 7) «Сивилла именем Делфика, была добра образом, ходила в одеянии красном, а в руках всегда носила рог». 8) «Сивилла именем Ангифабо, возраста среднего была, ходила в одеянии розном и держала в руке в левой цветы, сице рекла: «Кайся Богу». 9) «Сивилла именем Елипостенка Бистранския земли, а пророчество ее было жена проста сице рекла: «Призрит Господь с высоты». 10) «Сивилла именем Демофилка, носила плат бел на главе своей, в цветном одеянии, сице рекла: «Благоволит Бога избрати». 11) «Сивилла именем Хивика, родом страны Волоски, ходила распустя власы свои в синих ризах, сице рекла: «Будет в младых летех». 12) «Сивилла именем Лубикар, яже от страны Врикийския от града Лубека, была взору среднего, ходила в зеленом венце, была радостна и смеялась всегда, сице рекла: «Прииде день светлости».
Кроме иконостаса в церкви сохранилось не мало древних икон. Из них особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца. Местными жителями она почитается чудотворной. Обращает на себя внимание резные изображения Николая Чудотворца Можайского. Митра на нем серебряная, вызолоченная, украшена стразами, риза серебряная. По ценности украшений обращает на себя внимание икона Знамение Пресвятой Богородицы. Риза на ней серебряная вызолоченная, украшена древними камнями (стоит около 1200 руб.).
Сохраняются в церкви два напрестольных Евангелия печати 1698 года, обложенные серебряными вызолоченными досками; напрестольный серебряный чеканный крест 1698 г.; сосуды серебряные вызолоченные, приложенные в 1717 г. строителем храма священником Димитрием Христофоровым.
Храмоздателем же приложены и несколько сохранившихся до настоящего времени богослужебных книг, например, минеи месячные печати 1704 и 1705 гг. и некоторые другие.
Современная церковная утварь и ризница довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала и от служб и требоисправлений до 525 руб. в год. Церковных домов для причта нет.
В приходе по клировым ведомостям числится 194 души мужского пола и 185 женского. Все православные и живут в городе.
Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. — Вып.4. — Владимир, 1897.