Церковь Афанасия Афонского — наиболее ранняя из сохранившихся сооружений комплекса, — расширенная поздним приделом. В 1840 г. вместо прежнего деревянного купола храма, устроенного над плоским деревянным потолком, был возведен четырехлотковый кирпичный свод. При этом стены, по просьбе прихожан, были подняты на 1,5 аршина. В 1842 г. в церкви был установлен новый ордерный резной и позолоченный иконостас, а в 1850 г. стены расписали живописью на темы Символа Веры и чудес Иверской иконы. В келье на колокольне была изразцовая печь. В начале 1860-х гг. к колокольне храма пристроили небольшую двухэтажную ризницу и соединили придел аркой с папертью. Кирпичные стены частично оштукатурены (придел) и побелены.
В своей основе это своеобразный памятник позднего барокко, композиция и убранство которого по-провинциальному огрубленно архаизированы. Четверик храма с полукруглой апсидой алтаря, фланкированной прямоугольными объемами, завершен невысоким сомкнутым сводом, увенчанным небольшим световым двухъярусным барабанчиком главки. С запада к нему примыкает колокольня; ее третий ярус звона завершен необычным четырехгранным шатром с тремя рядами слухов. Фасады четверика расчленены пилястрами на три прясла с легким отступом на углах. Верхний ярус, отделенный скромно профилированным поясом, перебитым на средней оси небольшим киотом, завершался до надстройки карнизом с трехрядной пилой, сохранившимся только на восточном фасаде. Такие же карнизы завершают ярусы колокольни. Сухие безордерные формы лопаток, членящие фасады верхнего яруса, так же как и низкая четырехгранная изогнутая кровля храма с двухъярусным световым барабанчиком главки и люкарнами, похожими на большие чердачные окна, указывают на сравнительно невысокий профессионализм каменщиков. Два нижних яруса колокольни, расчлененные узким пояском с поребриком, переходящим в архивольт арочного проема главного входа, отмечены парными пилястрами на углах. Выше, по сторонам арок звона, — короткие одинарные пилястры, не доходящие до карниза.
Придел, закрывающий весь нижний ярус южного фасада храма, имеет схожую в плане, но чуть пониженную алтарную часть, декорированную крупным ленточным рустом. Фасад придела с тремя окнами завершен фронтоном и фланкирован отступающими на углах лопатками. Наличники прямоугольных проемов с небольшими ушками в верхней части завершены трехчастными крупными замковыми камнями. Внутри квадратное в плане пространство основного храма перекрыто сомкнутым сводом с небольшим кольцом светового барабана в центре и объединено тремя проемами с алтарем, перекрытым коробовыми сводами. У западной стены находились ранее хоры, связанные небольшим проемом с кельей в колокольне. Первый ярус колокольни имеет также коробовый свод и связан проемами боковых фасадов с поздними палатками по сторонам. Придел перекрыт полулотковым сводом с распалубками над проемами окон, выходов в основной храм и поздний притвор у западного фасада. Низкий коробовый свод алтаря придела прорезан конхой апсиды и распалубкой проема царских врат.
Ратшин, 1852, с. 28; Рыбаков, 1856; Восстановление.., 1860; Голубинский., т. 2, с. 297, 299, 355, 365-366, 389; Веселовский, 1882; Зверинский, 1890, с. 224-226, № 423; Веселовский, 1894; Денисов, 1908, с. 109—ПО; Святоезерская пустынь, 1911; Полный православный словарь, 1992, стб. 2016; Православные русские обители, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 670-678