Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
МУГРЕЕВСКИЙ. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СЕНЕГСКИЙ (СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ), сер. 18 — нач. 20 в.
Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы.
Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера — Сенга-озеро). Очевидно, в нач. 17 в. — в период Смуты — пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских.
В течение всей 1-й пол. 18 в. наблюдается угасание пустыни. В 1752 г. здесь было всего пять монахов. 15 декабря 1756г. обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых некоторое время проводили богослужение. В 1757 г. здесь была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года. В 1764 г. в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных владений, Святоезерская пустынь была упразднена. Помимо двух церквей, деревянной Иверской и строящейся каменной Афанасия Афонского, к этому времени в обители, окруженной деревянным забором, существовали: деревянная «на столбах» (очевидно, каркасная), крытая тесом колокольня с семью колоколами, шесть деревянных келий, два житных амбара, скотный двор. С упразднением пустыни ее храмы были переданы приходу, а к концу 18 в. рядом с ними остались лишь два дома — священника и пономаря. К 1831 г. из двух обветшавших храмов было решено оставить один — Афанасия Афонского, пристроив к нему вместо разобранной деревянной церкви южный Иверский придел, освященный в 1834 г.
Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых. Это способствовало стихийному восстановлению пустынножительства здесь уже в 1-й пол. 19 в. В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни. Он включал одноэтажный дом на пять комнат с мезонином, кухонный флигель, амбар и погреб. 4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида. В г. на средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения. Уже к 1863г. пустынь была обстроена новыми деревянными домами, среди которых упоминаются: два двухэтажных корпуса келий, три одноэтажных флигеля, скотный двор, сарай и баня. Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехмастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах.
Вспыхнувший 8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения необычно крупного пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Размах такого строительства был возможен лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г.
Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В нач. 20 в. здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц.
В советское время часть построек и ограда монастыря были уничтожены, а сохранившиеся сооружения приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия. В 1993 г. была восстановлена община приходского Казанского храма Святоезерской пустыни, а в апреле 1998 г. состоялось открытие Святоезерской пустыни как женского монастыря. Несмотря на утраты завершений храмов и отсутствие ограды, этот небольшой комплекс сохраняет единство облика скромной провинциальной обители, главными композиционными доминантами которой остаются три храма, расположенные в центре территории. Стилистический облик пустыни определяют архаизированные в национальном духе формы позднего барокко и классицизма, а также неорусский стиль нач. 20 в. Особую индивидуальность силуэту комплекса придает необычный для русской архитектуры четырехгранный шатер колокольни церкви Афанасия Афонского — главный вертикальный ориентир в панораме поселка.
Территория пустыни, прямоугольная в плане, ограничена с запада ул. Советская, а с севера — берегом Святого озера. В центре наиболее высокую точку рельефа занимает Казанский собор, к северо-западу от него и чуть ниже по рельефу поставлена церковь Афанасия Афонского, тогда как небольшая и менее заметная деревянная церковь Преображения расположена между ними. Границы комплекса обозначены построенными по периметру участка одноэтажными и двухэтажными деревянными корпусами келий, оставляющими свободной от застройки только западную, выходящую к озеру сторону. Все жилые здания, в том числе дом игуменьи, сестринский корпус, дом священника, кельи схимонахинь, флигель и гостиница, построены не ранее нач. 20 в. Часть застройки по восточной границе — новая на фундаментах бывших здесь прежде келий.
Дом игуменьи (настоятельский корпус), рубленный из бревен с остатком, расположен на восточной стороне комплекса непосредственно за Казанским собором. Двухэтажный, под вальмовой кровлей, с симметричными пристройками лестничных блоков по торцам протяженного (в 8 оконных осей) фасада, он напоминает один из широко распространенных в это время типов казарм фабричных рабочих. Убранство фасадов, за исключением скромных наличников с небольшими ушками и консольками, поддерживающими сандрики с треугольным подвышением в центре, отсутствует. Пристройки лестничных блоков под односкатными кровлями с пофронтонными навесами над ступенями крылец, так же как и выпуски бревен на углах и по оси фасада, обшиты тесом. Внутри, по оси корпуса проходит коридор, освещаемый парами окон на торцовых фасадах с кельями по сторонам.
Сестринский корпус расположен в центре южной стороны застройки комплекса. От дома игуменьи он отличается отсутствием второго лестничного блока с правой стороны и полной обшивкой тесом всех фасадов. Наличники его окон отмечены чуть более развитой профилировкой, включающей парные гирлянды на доске очелья, ромбовидные филенки на подоконной доске и накладной узор-плетенку по сторонам проемов. Навес над ступенями крыльца имеет также более претенциозное оформление с сегментообразным фронтоном пологой кровли над килевидным завершением проема входа. Фасады венчает широкий выступ фриза и карниз, декорированный мелким подзором. Дом священника расположен в ряду южной застройки комплекса, с правой стороны от сестринского корпуса. Судя по его облику, это, возможно, тот дом с мезонином, который был построен в 1854 г. М.С. Посылиным для богадельни. На это, отчасти, указывают переделки на главном фасаде, где было, скорее всего, крыльцо входа, переплеты окон на шесть стекол, а также характер старой обшивки. В то же время современный облик дома в русском стиле соответствует вкусам кон. 19 — нач. 20 в.
Одноэтажный, рубленный из бревен с остатком и обшитый тесом дом поставлен на кирпичный оштукатуренный цоколь и завершен вальмовой кровлей с мезонином на дворовом фасаде. Обшивка углов и перерубов по сторонам спаренного позднего окна в центре главного фасада имитирует пилястры с накладной резьбой, сильно вынесенный карниз декорирован мелким пропильным подзором по краю свеса и средней части фриза. Главный фасад, в отличие отторцовых с тремя проемами, имеет четыре асимметрично расположенных окна. Наличники с накладной резьбой завершены обработанными глухой резьбой сандриками с треугольным подвышением в центре. Со стороны бокового дворового фасада помещена пристройка сеней.
Кельи схимонахинь расположены на южной стороне комплекса, слева от сестринского корпуса. Небольшой (всего в три окна по главному фасаду) дом рублен из бревен с остатком и завершен вальмовой железной кровлей. По внешнему виду его можно причислить к образцам скромной мещанской застройки своего времени. Углы и перерубы на главном фасаде, по сторонам среднего окна, обшиты тесом с профилировкой наподобие пилястр, поддерживающих фриз с сильно выступающим над ним карнизом. На боковых фасадах всего по два окна, одно из которых, освещающее подсобное помещение, значительно меньших размеров. В филенчатых наличниках выделены подоконная доска и более широкое очелье, завершенное профилированной полочкой. Со стороны двора к дому примыкают хозяйственные пристройки.
Флигель, расположенный к востоку от дома игуменьи, рублен из бревен с остатком, обшит тесом и крыт шифером на четыре ската. Низкий прямоугольный в плане объем флигеля типичен для рядовой жилой застройки кон. 19 — нач. 20 в. Главный фасад в пять окон с перерубами по сторонам центрального проема, на торцовых фасадах по три одинаковых окна. Выпуски бревен на углах объема и перерубы обработаны в виде филенчатых пилястр, поддерживающих фриз и профилированную доску карниза. Ярко-желтые наличники с почти одинаковыми по размеру филенчатыми досками в нижней и верхней частях завершены прямыми полочками на небольших кронштейнах.
Гостиница расположена к северо-западу от основных зданий комплекса, на границе с монастырским садом. Она, как и многие другие поздние постройки пустыни, рублена из бревен с остатком. Обшивка сруба, шиферная четырехскатная кровля и наличники окон поздние. Это скромное жилое здание, играющее роль фона для главных сооружений комплекса, типично для мещанской застройки своего времени. Главный фасад в пять окон с двумя перерубами по сторонам среднего проема и обработка выступающих концов бревен филенчатыми пилястрами являются характерными для этого типа.
Ратшин, 1852, с. 28; Рыбаков, 1856; Восстановление.., 1860; Голубинский., т. 2, с. 297, 299, 355, 365-366, 389; Веселовский, 1882; Зверинский, 1890, с. 224-226, № 423; Веселовский, 1894; Денисов, 1908, с. 109—ПО; Святоезерская пустынь, 1911; Полный православный словарь, 1992, стб. 2016; Православные русские обители, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 670-678