Мугреево-Дмитриевское. Храмовый комплекс. Церковь Евфимия Суздальского и колокольня церкви Богоявления Господня.

МУГРЕЕВО-ДМИТРИЕВСКОЕ (МУГРЕЕВО-СПАССКОЕ), ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКОВЬ ЕВФИМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО И КОЛОКОЛЬНЯ ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ, 2-я пол. 18-19 в.
Расположен в центре села — вотчинного владения князя Д.И. Пожарского, посреди обширной прямоугольной площади. Состоит из небольшого теплого храма Евфимия Суздальского (1779), находящейся рядом, к северо-западу от него, колокольни (1-я пол. 19 в.) и, с юго-запада, маленькой кирпичной сторожки (2-я пол. 19 в.), нейтральной по архитектуре. Хорошо видная издали высокая колокольня принадлежала церкви Богоявления (1735-41), часто называвшейся Дмитриевской — по приделу Дмитрия Солунского. До своего разрушения этот храм был основным ядром комплекса. Постройки, окруженные ранее оградой (утр.), представляли характерный для этих мест комплекс летнего и зимнего храмов, господствующий в застройке села.
Церковь Евфимия Суздальского — небольшой кирпичный и побеленный храм простейшего трехчастного типа, в декоре которого барочные формы переплетены с мотивами 17 в. Низкий основной объем, квадратный в плане, завершен крупной четырехгранной купольной кровлей сер. 19 в. с одной миниатюрной вазообразной главкой. Еще более пониженный закругленный алтарь сильно выдвинут к востоку, равновысока ему очень короткая прямоугольная трапезная; оба эти объема немного уже четверика.
Архаичность декору фасадов придают восходящие к сер. 17 в. плоские лопатки, огибающие углы объемов, валик, отмечающий уровень цоколя, и широкие карнизы с рядами пилы (основной объем) или крупными зубчиками (алтарь и трапезная). Арочные оконные проемы сосредоточены в основном на главном южном фасаде (частично заложены), тогда как северный имеет единственное окно в четверике, сильно сдвинутое к востоку. Все окна заключены в простые барочные наличники с лучковыми сандриками и выступающими подоконниками на консолях. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым с конхой, трапезная — коробовым с лотком с запада. В своде четверика сохранились незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в. Уцелела также кафельная печь 1-й пол. 19 в. из расписанных кобальтом изразцов с изображением ваз с цветами.
Колокольня — оригинальное четырехъярусное сооружение, соединившее в своей архитектуре несколько огрубленные формы барокко и классицизма. Крупные кирпичные и побеленные четырехгранные ярусы с арочными проемами последовательно убывают по высоте, а верхний значительно уменьшен и в плане. Колокольня завершена пологой кровлей с врезанными в нее полуглавиями и стройной фигурной главкой на тонкой шее. Нижний ярус украшен плоскими парными пилястрами на высоких рустованных постаментах, упрощенным триглифным фризом и двумя ложными арочками над архивольтом заложенного западного проема. Второй ярус контрастирует с первым выраженной пластикой приставленных к углам колонн с мощными раскреповками антаблемента над ними. Третий — подчеркнуто плоскостной, с арками в неглубоких филенках и простым карнизом с пологими фронтонами. В верхнем ярусе — с укороченными полуколонками на высоких постаментах по сторонам арок и с круглыми нишами под изогнутыми карнизами полуглавий — явно торжествует барокко. Три верхних яруса имели плоские деревянные перекрытия, нижний перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками над боковыми проемами.
Елшин, 1852.; О начале.., 1853; Семенов, 1863, с. 354; Березин, Добронравов, 1898, с. 397-399. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 665-666

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?