Мученик Василёк и Мария

«Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя» (Летописец)

Среди покровителей семьи и верности кроме Государя и Государыни, Петра и Февронии, князя Михаила Тверского и Анны Кашинской, Ивана да Марьи устюжских, наверное трудно назвать имена других святых. А они есть и у них сегодня памятная дата. 4/17 марта 1238 года принял венец мученика за Христа князь Василёк. Не Василий и не Василиск, а именно Василёк. Это произношение, оставшееся навсегда — лучшая летопись деяний и жизни князя.

Когда в 1224 году молодой князь Василько шел на битву проитив монголов на реке Калке, он остановился в Чернигове у князя Михаила. Там он и увидел свою любовь — вторую дочь князя-мученика Михаила Черниговского Марию. Через три года в феврале 1227 года они повенчались в городском поселении Москва на границе Владимирских и Черниговских земель. Два сына Василька и Марии продолжили славный род, слугой которого был отец Сергия Радонежского боярин Кирилл, не раз сопровождавший их в Орду. А внучка Василька — Анна Кашинская стала женой великого князя Михаила (Тверского)…

Долго ли коротко ли, а пришла беда на Русь… В лесах за Волгой дядя князя Васлька — святой князь Юрий Всеволодлович собирал дружину для новой битвы с Ордой зимой-весной 1238 года. Однако, решающая битва была тяжелой и последней для русского воинства — «татары язву велию понесоша и немало их самех полегло там» (Летопись), но немногим русским отрядам и князья удалось выжить. Лишь двородные братья Василька, знавшие угличские леса, смогли продолжить сопротивление отрядам идущим в строну Новгорода. Но князь Василёк попал в плен…

Был выбор у Василька — «следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них». — «Никак не отведете меня от христианской веры!» «И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском».

«Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение велико, омраченным — звезду светоносную зашедшую. На весь бо церковный чин отверз ему Бог очи сердечные, и всем людям церковным, и нищим, и печальным яко возлюбленный был отец… Кровью мученической омыл прегрешения свои с братьями».

Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники, погибшие на Сити, похоронены были рядом в соборе: «Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их».

Жена Василька княжна Мария официально ничего не писала, но если посмотреть летопись того времени, то с такой эмоциональностью и такими подробностями описаны страницы жизни Василька и Марии — радость княжны о том, что Князь недошел до Калки, их венчание, рождение детей, поход на Сить, похороны князя, приезд Александра Невского — двоюродного брата князя Василька, утешить её в скорби и прочая и прочая, то возникает уверенность, что никто никогда не мог передать это так ярко и глубоко если не прожил это сам. Княжна же Мария вместе со своей сестрой преп. Ефросинией суздальской «не в Афинех учися, но афинейской премудрости научени в совершенстве…». Да и учил их небезызвестный боярин Фёдор — мученик — слуга князя-мученика Михаила Черниговского отца кн. Марии и преп. Ефросинии.

А «Слово о полку Игореве», хоть и говорит о событиях предыдущего для Марии века, однако, стало свидетельством того, как она видела события своего времени — опять Ярослав, но уже новый, не Галицкий князь, а тот, который будучи братом Юрия Всеволодовича и дядей её мужа, после их гибели при защите его земель, едет к Батыю и получает ярлык на великое княжение… Вот так княжна Мария перелагает известное ей с юности сказание о плаче Ярославны в свою историю любви и смерти.

В начале двадцатого века Прокудин-Горский запечатлел храм над могилой княжны Марии и её сына князя Бориса «во всех красках». Однако сейчас этот дивный храм, построенный в семнадцатом веке по архитектуре новгородских храмов XII века — стал не у дел… Сейчас там подсобные территории Спасо-Яковлевского монастыря. Над её гробницей — склад стройматериалов. Вокруг — коровники, трактора,.. Но спасибо — хоть не свалка!

Около ста лет назад святитель и исповедник Тихон будущий патриарх московский, а тогда архиепископ Ярославский и Ростовский, благословил и утвердил идущее от древности почитание святого благоверного князя мученика Василька Ростовского.

На Реке Сити есть место «Прощеный ручей» — ключ-источник, на месте, где по преданию, княжна Мария провожала перед битвой или встречала Василька после неё…

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?