Мстёра. Богоявленский монастырь.

«В слободе Мстере Вязниковского уезда Владимирской губернии во второй половине ХVII века был образован мужской Богоявленский монастырь. В 1722 году, в период владения этими землями графом Головиным, в Мстере среди местных жителей зародилось занятие иконописью, которое принес сюда московский иконописец А. Алексеев. В 1844 году мстерские земли вместе с населяющими их крестьянами и художниками-иконописцами перешли во владение графа Панина. К этому времени мстерские иконописцы получили широкую известность, и их стали часто привлекать к работам по реставрации росписей храмов и монастырей, и в особенности древних икон. В начале ХVIII столетия они занимались реставрацией соборов Московского Кремля и московских монастырей».

Первое упоминание о Свято-Богоявленском мужском монастыре относится к 1628-1629 гг. В выписке из писцовых книг этих годов упоминается о вотчине князей Ромодановских, на территории которой и располагался монастырь. «Погост Богоявленская слобода на реке Мстёра, два на погосте церковь Богоявления Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа да другая церковь Ивана Милостивого… А у церкви в церковной земле келья черного попа Конона да келья другого крылошенника Арсения, да келья старца и оный двор попа Ефимия». В описной и раздельной книге за 1710 г. в Богоявленской слободе обозначено два монастыря: «Монастырь Богоявленский, в монастыре церковь каменная во имя Богоявления Господня. Другая церковь деревянная во имя Иоанна Предтечи. Другой монастырь девичий, а в нём церковь Иоанна Милостивого… Другая церковь во имя Филиппа Митрополита…» В доношении иеромонаха Иоасафа в Суздальский архирейский дом в 1717 г. сказано: «В Суздальском уезде… в вотчине князя Ромодановского в Богоявленской слободе, что на Мстёре два монастыря: мужской Богоявленский монастырь, …да Ивановский девич монастырь, церковь Иоанна Милостивого деревянная и ограда деревянная…»
Богоявленская церковь к 1683 году обветшала, и князья Фёдор, Андрей и Михаил Григорьевичи Ромодановские били челом Иллариону, митрополиту Суздальскому, дозволить снова выстроить каменную церковь. В храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: «Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте» и давалось подробное описание, как должен выглядеть храм. Новый храм строился с 1683 по 1687 года, он же стал усыпальницей рода Ромодановских. «… в сей Богоявленской церкви погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими крестами среброгазовыми». (1844 год) По преданию, в трапезной части храма (у западных врат) был ход под самую церковь, где проходили поминальные службы. Князья Ромодановские делали в свой монастырь богатые вклады. Судьба многих из них, к сожалению не известна. Среди них были: «Евангелие 1644 года, печатное, обложено серебром и золотом с каменьями»; «потир серебрянный с позолотою»; «блюдо большое серебряное с позолотою» с изображением родового герба; два больших серебряных с позолотою кадила; подсвечник серебряный; дорогое церковное облачение; иконы древнего письма. В Богоявленском храме хранилась также «много древних бумаг». Отдельно от Богоявленского храма в северо-западной части расположена тёплая каменная церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Иссследователи-архитекторы относят время строительства церкви к ХVII веку. Однако первое упоминание о ней встречается лишь в 1734 году в донесении князьям Головкиным. С упразднением монастыря в 1764 году церковь становится приходской, оставаясь тёплой церковью Богоявленского храма. В память спасения жизни императора Александра III в Париже 7 июля 1869 года состоялась торжественная закладка придела в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освящён придел в 1898 году. В ХIХ веке монастырь становится духовным и культурным центром для жителей посёлка. 1864 год — по инициативе И.А. Голышева было создано Богоявленское православное братство; 1870 год — вышел в свет иллюстрированный альбом «Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре», демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. В 1887 году была выстроена часовня в юго-западном углу монастырской ограды, которая в годы атеизма служила лавкой для продажи керосина. В 2001 году часовня была восстановлена и вновь освящена в честь св. блгв. вел. князя Александра Невского. Настенная роспись часовни, выполненная художником-реставратором В.А. Лебедевым, повествует о главных вехах жизни великого князя. Над воротами с западной стороны была устроена колокольня с высоким шпилем, на которой «… в ХIХ веке располагались 8 колоколов. Подле её боевые часы на ходу. По обе стороны врат стояли пушки с лежащими около них ядрами».
После Октябрьской революции Богоявленский храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Свято-Богоявленский собор был превращён в музей церковной старины (позднее получил статус краеведческого). С колокольни сняты все колокола, закрыто было и кладбище. В 1929 году вскрыли гробницы Ромодановских. Владимирская церковь сначала служила подсобным помещением музея, а потом просто стояла закрытой; лишь в 1945 году по просьбе мстерян было возобновлено богослужение в тёплой церкви. Краеведческий музей, расположенный в главном храме, просуществовал до 1954 года, а после его закрытия ценные экспонаты были вывезены и пополнили фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1959 года в течение 40 лет Мстёрское сельпо использовало Богоявленский храм под склад для хранения муки. Всё это, а также случаи бесчинства подростков, нанесли большой ущерб памятнику. В 1989 году по решению Мстёрского поселкового совета погибающий монастырь возвращён епархии. Но ещё 10 долгих лет он стоял осквернённый и безлюдный. В Богоявленском соборе тогда располагалась свалка различного мусора, а разрушаемая ограда к тому времени стала потихоньку сползать к руслу реки Мстёра, оставшийся кирпич от которой постепенно скатывался вниз, в воду.
Весна 1999 года принесла перемены. Общественность Мстёры и руководители предприятий приложили усилия для спасения святыни. 24 сентября 1999 года архиепископ Владимиро-Суздальский Евлогий благословил его открытие. На сегодняшний день преобразованы в келии и отремонтированы внутренние помещения бывших торговых рядов в ограде, проведено отопление. Завершены восстановительные работы на колокольне. К Пасхе 2001 года на колокольню были подняты сорокопудовый колокол и 5 разноголосых поменьше, отлитые на Урале, на средства В.Е. Бычкова, в те годы финансирующего всё строительство в монастыре. В Богоявленском соборе перекрыты крыша, главки, застеклены окна, проведены штукатурные работы, отремонтирован и выложен плиткой пол, проведено отопление. Благоустроена монастырская территория.
Материал из буклета «Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь»

Богоявленский мужской монастырь в поселке Мстёра (до XIX в. – Богоявленская слобода) был основан, вероятно, в начале XVII в. Как значилось в писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг., в Богоявленской слободе, которая была вотчиной князей Ромодановских (Ф.Ю. Ромодановский – глава Преображенского, Сибирского и Аптекарского приказов, практически второй человек в государстве, руководивший страной в периоды отсутствия Петра I в столице), уже существовал каменный храм и «кельи черных попов», то есть был монастырь. В 1687 г. на месте старой ветхой церкви был построен новый каменный храм Богоявления. Работой местных строителей, крепостных Ромодановских, видимо, руководил опытный и талантливый зодчий, который возвел храм, подобный прославленным московским церквам XVII в. Это было большим событием для глухого села Мстёры.
Форма храма – достаточно традиционна: к четверику для молящихся примыкали с востока достаточно массивные алтарные апсиды, а с запада – трапезная. Красоту Богоявленской церкви, прежде всего, придает оформление ее верха. На покатой поверхности свода, отступив от края, расположился ряд кокошников (восьмериком), из которого цветком «вырастают» пять изящных барабанов, тоже обхваченных кокошниками и аркатурой, с миниатюрными главками. Верх фасадов опоясан резной орнаментальной лентой и бочкообразными закомарами над ней. Углубления закомар и кокошников верхнего яруса расписаны фресками с изображением «святых ликов». Такое оформление фасадов церкви было закономерным: потомственные мстерские иконописцы должны были продемонстрировать свое мастерство на главном храме слободы. Одухотворенная резным оформлением, яркой росписью и красивой композицией пятиглавия верхняя часть храма зрительно как бы, взлетая, теряла весомость по сравнению с массивной, стоящей на земле нижней частью. Нарядность храму добавляют резные наличники окон и красиво оформленные арками и изящными портиками крыльца у входов. Князья Ромодановские устроили в храме фамильную усыпальницу в трапезной части, у входных западных ворот. Крестьяне считали гробницы чудодейственными.
Рядом с Богоявленским храмом находится одноглавая Владимирская церковь (Владимирской иконы Божией Матери). Время ее строительства точно не известно. Но первое упоминание о ней относится к 1734 г. Надвратная колокольня монастыря с пятью колоколами и часами с боем впервые упоминается в 1710 г. После повреждения шпиля во время урагана 1873 г. колокольня была полностью перестроена.
В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь расположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. С 1950-х гг. почти два десятилетия Богоявленский храм использовался как склад. 24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был возрождён.
http://meparhia.ru/eparh/31/41

Свято-Богоявленский монастырь — мужской монастырь в посёлке городского типа Мстёра Вязниковского района. Первое упоминание о мужском монастыре в слободе Мстёра относится к 1628-1629 годам. Монастырь располагался в вотчине князей Ромодановских. Рядом с ним в XVII веке находился Ивановский женский монастырь с церковями Иоанна Милостивого и Филиппа Митрополита.
В 1683 году монастырская деревянная Богоявленская церковь пришла в ветхость и князья Федор, Андрей и Михаил Ромодановские с разрешения Иллариона, митрополита Суздальского, выстроили пятиглавый каменный храм Богоявления, который был освящён в 1687-1688 годах. Здесь же была устроена усыпальница князей Ромодановских.
Другая церковь монастыря — Владимирская — впервые упомянута в 1734 году. первое упоминание о колокольне — 1710 год; на ней было пять колоколов и боевые часы. 7 июня 1869 года при Владмирской церкви заложен придел Александра Невского. В октябре 1873 года на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения; оно было полностью перестроено.
В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь раположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. В 1953-1973 годах Богоявленский храм использовался как склад.
24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был снова открыт. В октябре сформировалась община из четырех человек. Настоятелем был назначен игумен Илья (Иванов), потом его сменил иеромонах Сергий (Титов). В сентябре 2007 года вместо переведенного в Зосимову пустынь иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем обители назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук).
Богоявленский собор — старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами. В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фапсадов. В конце 1980-х годов склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций собора, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, собор выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной.
Затем несколько лет «смутного времени» собор стоял полностью бесхозным и все белокаменные полы в нём были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи комплекса построек Владимирской Епархии реставрация собора была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 году заканчивались отделкой интерьеры.
В коллекции различных интересных надписей, собранных К. Тихонравовым, в разделе V «С разной церковной утвари» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 день». Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись — ещё одно зримое свидетельство древности обители.
http://book33.ru/vyazniki-monastyri/svyato-bogoyavlenskij-monastyr-gorod-mstera.html

Богоявленский Собор
Первое упоминание о Богоявленском соборе относится к 1628-1629 г.г. В выписке из писцовых книг этих годов упоминается о вотчине князей Ромадановских, на территории которой располагался монастырь. «Погост Богоявленская слобода на реке Мстера, да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа». К 1683 году Богоявленская церковь пришла в ветхость. В том же году князья Федор, Андрей и Михаил Ромадановские били челом Иллариону, митрополиту Суздальскому о дозволении снова выстроить каменную Богоявленскую церковь. В Храмозданной грамоте которая была ответом на челобитную значилось: «Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте, алтарь сделать круглый, а чтобы на той церкве верх был не шатровый, а учинить на нем единую главу, а в церковь сделать входные трои двери и перед алтарем церковным сделать две ступени, а помост перед алтарем и во алтарь верхнею ступенею учинить равно и во алтаре сделать трои двери царские, южные и северные».
Время освящения храма 1687-1688 г.г., обозначены на Храмозданном кресте: «Да освятится алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен быть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 (1688) году ноябрь в 6 день. При святейшем Кир Иоакиме Московском и всех северных стран патриархе». В дальнейшем датой окончания строительства Богоявленского собора считается 1687 г. Собор выстроен о пяти главах. Князья Ромадановские решили устроить здесь усыпальницу, которая находилась в трапезе у входных западных дверей.
Церковь во имя Владимирской Божией Матери
В северо-западной части монастыря расположена теплая каменная церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. Это одно из древнейших каменных сооружений на Владимирской земле. По прочным сводам, кирпичной кладке с дубовыми связями постройку датируют концом XVI века. Церковь — кубического типа, одноглавая, с одной апсидой, безстолпная, с прямоугольной трапезной. 7 июля 1868 г. у южной стены состоялась торжественная закладка придела в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1875г. в нем был поставлен иконостас, мастер – резчик Степанов (г. Москва), иконы написаны лучшими мастерам и по старинным образцам.
Колокольня
В архитектурный ансамбль монастыря входит колокольня, расположенная по оси западного входа в Богоявленский храм. Первоначально она была шатровой. В середине 19 века на ее месте воздвигнута новая, которая сохранилась до наших дней. Колокольня построена с применением элементов классицизма. Колокольня трехъярусная, три ее четверика прорезаны арочными пролетами по всем сторонам. В первом ярусе пролеты исполняют роль проездной арки. Главные проездные врата с массивными коваными воротами. Между наружными арками внутри пролета плоское деревянное перекрытие. Проезд под арками вымощен плитами. В северной стороне проездных врат небольшая дверца — вход в придел. Другая дверца ведет на колокольню. По сторонам нижнего четверика располагаются прямоугольные пристройки с небольшими башенками, с высокими шпилями наверху. Основной объем колокольни украшен пилястрами. Средний четверик меньший по размеру. Третий ярус венчается куполом и высоким шпилем. В нем находится звонница, с 4-мя открытыми стрельчатыми арками. Последовательное уменьшение ярусов и членение их арками придает колокольне строгость и легкость. К колокольне пристроены справа кельи для братьев, слева – трапезная. Здания одноэтажные каменные с двускатной кровлей.
В ведомости о церкви Богоявления за 1831 год написано: «При ней на месте ветхой каменной колокольни строится вновь такая же каменная». Тоже за 1845 год: «При которой колокольня вновь выстроена каменная».
Часовня
В 1887 г. в честь 200-летия Богоявленского храма была построена часовня. Часовня небольшая по размеру, кубическая по форме, шатровая, верх завершается круглым барабаном и главкой луковкой. Фасад основного объема поделен на две части плоскими пилястрами, вход в часовню обрамлен килевидным кокошником. С южной стороны расположено окно. Часовня построена в честь святого благоверного Великого князя Александра Невского. Настенная роспись часовни повествует о главных вехах жизни великого князя. Роспись выполнена иконописцами В.А. Лебедевым, А.Г. Грачевым, П.Ф. Заецем. В 1989г. монастырь возвращен епархии.
Первым настоятелем обители был иеромонах Илья, в 2005 г. — назначен Сергий, в 2007 г. — игумен Авраамий. В 2001 г. на колокольню был поднят 40-пудовый колокол и 5 разноголосых поменьше. Колокола отлиты на Урале на средства В.Е. Бычкова.
С 1953 по 1973 гг. собор использовался как склад, что нанесло памятнику большой ущерб. Кованые ворота были сняты и сданы в металлолом. В апреле 1974 г. подростки сорвали решетки в алтарной части, вывернули несколько плит в полу, выбили штукатурку, а вместе с ней и стенопись, сломали надгробия у гробниц.
24 сентября 1999 года по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, митрополита Владимирского и Суздальского Свято-Богоявленский мужской монастырь был снова открыт.
Информация с сайта Богоявленского монастыря, http://mstera.blagochin.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?