Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец, построенный в конце XVIII века, можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, неподалеку от Зимнего дворца и Летнего сада. Строительство велось по личному заказу Екатерины II. Был приглашен, пожалуй, самый именитый архитектор тех лет – итальянец Антонио Ринальди. Впрочем, как гласят городские легенды, императрица и сама приложила руку к созданию эскиза будущего сооружения.

Особенности расположения Мраморного дворца

Мраморный дворец находится на Адмиралтейском острове, на участке между Миллионной улицей, Дворцовой набережной, Суворовской площадью и Мраморным переулком. В петровские времена на этом месте стоял Почтовый двор. Первые постройки датируются 1706 г. В 1714-1716 гг. Почтовый двор был перестроен и расширен, также появилась пристань для служебных фрегатов. Над проектом работал известный архитектор того времени Доменико Трезини.

Памятник Трезини установлен в Санкт-Петербурге на одноименной площади рядом с Университетской набережной и Благовещенским мостом.

Постройка представляла собой двухэтажное мазанковое здание с большим внутренним двором. На первом этаже работал ресторан, на втором располагался парадный зал и гостиница. Это было одно из тех мест, где Петр I устраивал свои знаменитые ассамблеи. Расположение Почтового двора позволяло Петру I и Екатерине I приходить сюда пешком из Летнего сада. В 1726 г. здесь была открыта и Академическая художественная школа.

К сожалению, постройка быстро обветшала. В 1731 г. Трезини было поручено снести Почтовый двор и на его месте создать кордегардию и конюшни лейб-гвардии Конного полка. Уже к 1732 году Манеж был готов, но просуществовал недолго. В 1737 здесь случился пожар, который полностью уничтожил сооружение. После площадку расчистили, и она получила название Верхняя Набережная площадь. В таком виде местность оставалась вплоть до начала строительства дворца в 1768 г.
Кому предназначался Мраморный дворец?

Изначально здание строилось для фаворита Екатерины Великой – графа Григория Орлова. Столь ценный подарок преподносился как знак благодарности за участие в событиях 1762 года. Тогда именно Орлов со своими братьями помог совершить дворцовый переворот, в результате которого Екатерина оказалась у трона. Об этом свидетельствует и надпись «Здание благодарности», которой декорирован главный вход.

Граф Григорий Орлов

Строительство было сложным и требовало огромных затрат, из-за чего растянулось на целых 16 лет. На момент начала работ Григорий Орлов имел близкие отношения с императрицей и жил с ней под одной крышей – в Зимнем дворце.

Интересный факт
Как и многие исторические объекты Санкт-Петербурга, этот архитектурный памятник окутан множеством тайн и поверий. Так, одна из легенд гласит, что в фундаменте здания замурован сундук с монетами.

Какое-то время Екатерина II даже подумывала о венчании с Орловым, но окружению удалось отговорить ее от этой затеи. Так, воспитатель царевича Павла, Никита Панин, говорил: «Императрица может поступать, как ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей российской».

Отношения Орлова и Екатерины Великой нельзя было назвать гармоничными и спокойными, они часто ссорили и в итоге такой роман стал императрице в тягость. Сам Григорий, понимая, что его отправляют в отставку, устраивал скандалы и запивал свое горе. Все закончилось знакомством Екатерины с князем Потемкиным и ее новым романом, а Орлову пришлось окончательно покинуть императорский дом.

Князь Григорий Потемкин-Таврический

Казалось бы, он мог заехать в свою новенькую резиденцию в центре Санкт-Петербурга, но этого не случилось. Во-первых, стройка еще не была завершена. Во-вторых, граф не сильно и рвался там жить, ведь это было связано с неприятными для него воспоминаниями. На тот момент он сильно переживал из-за разрыва с императрицей, что нанесло сильный удар по самолюбию. Роскошные хоромы в его глазах стали прощальной подачкой от государыни.

К удивлению для всех, достаточно быстро Орлов женился. Его новоиспеченной супругой стала молоденькая фрейлина Екатерина Николаевна Зиновьева. Многие полагали, что этот шаг был сделан с целью вызвать ревность у императрицы, ведь даже имя избранницы было схожим. Как бы то ни было, граф искренне полюбил свою жену.

Фрейлина Екатерина Николаевна Зиновьева

Из-за проблем со здоровьем пара большую часть времени жила не в Санкт-Петербурге, а на европейских курортах. К сожалению, несмотря на старания лучших докторов, Екатерина Николаевна скоро умерла от туберкулеза. Ей было 22 года. Григорий сильно переживал утрату. Он переехал в Москву и почти не выходил из своего дома. Как писал Шарль Массон в «Секретных записках»: «Надменный, могущественный, блестящий Орлов умер в ужасном безумии, пачкая лицо собственными испражнениями». Орлов ушел из жизни в 1783 г. Он пережил жену лишь на два года и так и не увидел свой дворец завершенным.

История трех Константинов

Как можно видеть, к Григорию Орлову Мраморный дворец имеет лишь косвенное отношение, ведь граф в нем никогда не жил, и вообще резиденция была достроена лишь после его смерти. В 1785 году, когда все работы были закончены, Екатерина II выкупила здание у наследников. Новым владельцем стал второй внук императрицы – Константин Павлович.

Первый Константин

Императрица преподнесла Мраморный дворец в качестве подарка на свадьбу своего внука князя Константина Павловича и принцессы Юлианы Саксен-Кобургской, которая в православии стала Анной Федоровной. Внук императрицы отличался сложным характером и нервозностью с частными вспышками необузданного гнева, что унаследовал от отца. Семейная жизнь не задалась уже после первой брачной ночи. Так, известно, что царевич любил стрелять из пушки в просторных коридорах резиденции, пугая всех, кто находился рядом. После очередной выходки все закончилось решением Екатерины об его аресте. Так дворцовый комплекс вновь опустел.

Князь Константин Павлович

Интересный факт

Имя Константин имеет греческое происхождение. До екатерининских времен в России оно использовалось крайне редко. И вдруг Екатерина Вторая нарекает так своего второго внука. Это произошло не случайно. В планах государыни было возрождение Византийской империи. После чего она планировала посадить на византийский трон русского царевича с греческим именем – собственного внука.

Спустя полгода императрицы не стало, и дальнейшей судьбой здания распорядился Павел I. Два года это место было пристанищем для польского экс-короля Станислава Августа Понятовского. После его смерти сюда вернулся Константин Павлович. В резиденции регулярно проводились шумные пирушки и оргии. Такой образ жизни привел к разводу с Анной Федоровной. Новой избранницей стала Жозефина Фридерикс, которая родила князю внебрачного сына.

Начиная с 1813 года, царевич фактически не жил в Санкт-Петербурге. Он стал наместником Царства Польского и перебрался в Варшаву, где женился на польской дворянке Жанетте Грудзинской. Умер князь от холеры в 1831 году. Спустя несколько месяцев, скончалась и его жена. Внебрачный сын, конечно же, не мог стать наследником резиденции, но он получил от императорской семьи компенсацию в 1 млн. 300 тысяч рублей – фантастическую по тем временам сумму.

Второй Константин

По указу Николая I Мраморный дворец перешел в собственность среднего сына императора. И вот опять комплекс стал свадебным подарком, на этот раз князю Константину Николаевичу и немецкой принцессе Александре Фридерике Саксен-Альтенбургской, которая после венчания стала Александрой Иосифовной.

Князь Константин Николаевич

Поскольку постройка длительное время не использовалась для постоянного проживания, она находилась в плачевном состоянии. Для молодой пары, по приказу императора, дворец был заново отделан и отреставрирован.

В их семье было шесть детей. По наследству дворец должен был перейти старшему сыну – Николаю Константиновичу. Но этому не дано было случиться. В 24 года князь влюбился в американскую певицу и куртизанку Фанни Лир, ради которой воровал драгоценности из собственного дома. За эти деяния Николай Константинович лишился и наследства, и титула. Он был выслан из Санкт-Петербурга и последние 44 года своей жизни провел в Ташкенте.

Последний Константин

Последним жильцом и владельцем Мраморного дворца был Великий князь Константин Романов. Он унаследовал резиденцию, поскольку являлся вторым по старшинству сыном в семье. Константин Константинович больше известен широкой публике как талантливый поэт, публиковавшийся под псевдонимом К.Р. Также он занимался переводами, сочинял романсы на музыку именитых композиторов, увлекался живописью и имел большую коллекцию картин.

Князь и поэт Константин Константинович Романов

Поэт умер от очередного приступа астмы в 1915 году. Содержание столько огромного комплекса зданий требовало внушительных затрат. В годы революции, когда у власти оказалось Временное правительство, сыновья К.Р., не имея таких денег, продали его государству.

Мраморный дворец в СССР
В советское время здесь была открыта Государственная Академия Истории Материальной культуры, а с 1936 года – филиал Центрального музея В.И. Ленина. Памятник архитектуры очень быстро утратил былую роскошь: закрасили позолоту, сбили лепнину, убрали камины. Большую часть ценностей передали Эрмитажу, роскошные хрустальные люстры перевезли в другие дворцы и партийные санатории.

Вход в филиал музея В.И. Ленина

Почти чудесным образом сохранились лишь парадная лестница и убранство Мраморного зала. Примечательно, что этот зал на многие годы стал местом, где ленинградских школьников-октябрят торжественно принимали в пионеры.

Чем уникален Мраморный дворец

Здание выполнено в стиле раннего классицизма, что редкость для Санкт-Петербурга. Более того, оно стало первой постройкой в городе, которая была полностью облицована натуральным камнем. Императрица не жалела средств на строительство и отделку резиденции.

Наибольшую художественную ценность представляют наружные фасады. Они сохранились до наших дней в почти неизменном виде. Портик выполнен из розового мрамора. Для отделки первого этажа использовался темно-красный гранит, для второго и третьего – светло-серый. Благодаря такому цветовому решению создается иллюзия, что постройка как будто вырастает из берегов Невы, а ее стены перекликаются с цветом серого петербургского неба.

Вид со стороны Невы

Интересный факт
Для внутренней и внешней отделки использовались 32 вида мрамора, а также гранит и агаты. Белый мрамор привозился из Италии, другие сорта – из Эстляндии и Карелии, агаты – с Урала.

Во дворе комплекса стоит памятник Александру III. Казалось бы, какое отношение он имеет к этому месту? На самом деле эта скульптура появилась здесь уже после развала СССР. Ранее тут стоял броневик, с которого выступал Ленин. Памятник Александру III, созданный еще в 1909 г., находился на задворках Русского музея.

Монумент Александру III

Помимо Антонио Ринальди над художественным убранством дворца трудились многие выдающиеся художники. Так, величайший скульптор XVIII века, Федот Шубин, создал белые барельефы из мрамора, трофеи и орлов для Парадной лестницы. Над плафонами для Мраморного зала работал живописец Стефано Торелли. Также для Мраморного и Орловского зала делал барельефы, портреты, скульптуры и композиции десюдепортов скульптор Михаил Козловский.

Внутренне убранство Мраморного дворца
Парадная лестница – первое, что можно увидеть, заходя в само здание. Эта часть дворца тоже сохранилась в неизменном виде. Для отделки использован цветной мрамор. Здесь же красуется рельеф с изображением архитектора Антонио Ринальди.

Парадная лестница находится четко посередине главного корпуса, но ее нельзя назвать центральным элементом архитектурной композиции. В основе здесь функциональность – лестница должна была давать доступ на верхние этажи. Вся уникальность и красота кроется в художественной отделке. В качестве основного материала тут, опять же, выступает мрамор.

Парадная лестница

Первый этаж был отведен для кухни, котельной и ряда других служебных помещений. Тут располагалась и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, закрытая в 1918 году.

Между первым и вторым этажом имеются ниши со статуями: женские фигуры, олицетворяющие время суток. Здесь поднимается философская тема человека и этапов его жизненного пути. Скульптуры являют собой не только утро, день, вечер и ночь, но и символизируют человеческий путь – детство, юность, зрелость и старость.

Пролет между вторым и третьим этажом украшают скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. Еще одна аллегория – олицетворение гармоничного развития личности.

Скульптура Весеннего (женская фигура) и Осеннего (мужская фигура) равноденствия.
На втором этаже расположились парадные залы:

• Лаковый, отделанный деревом;
• Собранный, с лаковыми стенами, посвященный Екатерине II;
• Орловский, здесь находится действующая картинная галерея;
• Китайский, оформленный в стиле шинуазри, и выполнявший в свое время функцию парадной столовой;
• Белый, самый большой парадный зал, выполненный в готическом стиле, тут хранилась коллекция оружий;
• Мраморный, облицованный разными сортами мрамора и украшенный пампезными барельефами, самое роскошное помещение во всем дворце.

Всего во дворце было 70 парадных помещений. До наших дней, как уже говорилось выше, сохранился лишь интерьер Мраморного зала. Другие были воссозданы по фотографиям и рисункам силами Русского музея. Восстанавливались и комнаты, где жил и работал Константина Константиновича. В семи из них на данный момент работает музейная экспозиция. Помимо залов и жилых покоев на втором этаже были ванная, парная, зал для игры в мяч, библиотека.

Мраморный зал

Это главное помещение во дворце, заслуживающее отдельного внимания. Как уже упоминалось, здесь многое сохранилось в том виде, как это задумывал еще Ринальди. Стены отделаны мрамором, на полу паркет из дорогих пород натурального дерева, оконные рамы и двери на балкон украшены позолотой. Для художественного оформления использовались и достаточно редкие материалы. Например, лазурит.

Мраморный зал

Вдоль двух стен можно видеть роскошные колонны, по периметру – округлые барельефы с композициями на тему жертвоприношения. На стене с восточной стороны изображены два двуглавых орла. Особую помпезность залу придают огромные хрустальные люстры, покрытые позолотой. Потолок украшен плафоном Стефано Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». К слову, высота потолков здесь 11.5 метров.

Зимний сад
Изначально, по проекту Антонио Ринальди, на этом месте находился Висячий сад под открытым небом. Позже, когда велась реконструкция накануне свадьбы сына Николая I и княгини Александры Иосифовны, архитектор Александр Павлович Брюллов полностью изменил архитектуру данного помещения.

Зимний сад

По задумке Брюллова, зал был перекрыт кессонированным потолком, который поддерживают две чугунные колонны. Потолок выполнен из металла и поделен на множество четырехугольников, в середине которых располагаются кессоны. С восточной стороны виднеется балкон с кованой решеткой, а в центре зала – трехуровневый фонтан. Среди экзотических растений, высаженных в Зимнем саду, можно разглядеть и изящные скульптуры. С Цветником сад соединен тремя арочными проемами.

Что сейчас находится в Мраморном дворце?

С 1992 г., по распоряжению мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, Мраморный дворец перешел в собственность Государственного Русского музея. На данный момент здесь можно посетить несколько постоянных экспозиций:

• Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских;
• Музей Людвига в Русском музее. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления;
• Константин Романов — поэт Серебряного века.

Посетители музея имеют возможность увидеть парадные залы, личные вещи и комнаты Константина Константиновича. Также в стенах филиала Русского музея регулярно проходят выставки российских и зарубежных художников современности.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?