«МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ ИЛИ ДВОРЕЦ ТРЁХ КОНСТАНТИНОВ» ТРЕТИЙ КОНСТАНТИН

«МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ ИЛИ ДВОРЕЦ ТРЁХ КОНСТАНТИНОВ»
ТРЕТИЙ КОНСТАНТИН.
Если быть точной, то после смерти Великого князя Константина Николаевича в 1892 году Мраморный дворец наследовала его жена Великая княгиня Александра Иосифовна, а после её смерти в 1911 году Великий князь Константин Константинович — один из ярчайших представителей российской истории рубежа XIX–XX веков. Сенатор, генерал-инспектор военно-учебных заведений, президент Академии наук и один из основателей Пушкинского Дома, талантливый поэт, писавший под псевдонимом КР. Но по сути после венчания Великого князя Константина Константиновича в 1884 году на принцессе Елизавете Августе Марии Агнессе Саксен-Альтенбургской, герцогине Саксонской, в православии Великой княгине Елизавете Маврикиевне, они стали хозяевами дворца. Но к концу XIX века раннее часто пустовавший дворец вдруг оказался перенаселённым. Там жили вдовствующая Великая княгиня Александра Иосифовна, часто гостившая в России с детьми её дочь королева Эллинов Ольга, которая после смерти матери заняла её апартаменты, Великий князь Дмитрий Константинович. Все они с многочисленным штатом прислуги.
Поэтому Константин Константинович в 1884 году поручил архитекторам А. К. Джиоргули и Д. Д. Зайцеву переделать помещения первого этажа по Миллионной улице под отдельные апартаменты для своей семьи. Реконструкция была закончена к 1886 году. Это своеобразная квинтэссенция стилей того времени от старорусского (приёмная, опочивальня, горенка, расписанные художником Ф. Седовым) до готики.
Личные покои, в которые Константин Константинович допускал только близких людей, тех с кем у него были теплые дружеские отношения, одновременно стали избранным местом культурной жизни России. Там на музыкально-поэтических вечерах у него бывали А.А. Фет, А.Н. Майков, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский и другие выдающиеся деятели культуры. В своём малом кабинете он несколько лет работал над переводом «Гамлета», считающимся наиболее приближенным к оригинальному тексту. Но интересы Великого князя касались не только литературы и музыки. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола «Ермак» по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.
Будете смотреть фильм «Земля Санникова» вспомните Великого князя. Без его ходатайства и личных средств эта экспедиция не состоялась бы.
Великий князь Константин Константинович испытает только боль от гибели сына Олега в самом начале Первой Мировой войны, умерев в 1915 году. Он, к счастью не узнает, что его сын, унаследовавший Мраморный дворец — Князь Императорской крови Иоанн Константинович будет зверски убит под Алапаевском вместе с двумя своими родными братьями Константином и Игорем. Его родной брат Великий князь Дмитрий Константинович, у которого были апартаменты в Мраморном дворце, будет растрелян в Петропавловской крепости. Вдову Великую княгиню Елизавету Маврикиевну с младшими детьми выгонят из дворца, не разрешив забрать вещи. Уже в эмиграции Князь Императорской крови Гавриил Константинович напишет воспоминания, которые назовёт «В Мраморном дворце».
После Февральской революции на первом этаже дворца Временное правительство разместило Министерство труда. Был даже подготовлен договор на покупку всего здания за десять миллионов рублей. Но после октября 1917 года дворец национализировали. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время в Мраморном дворце работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года там находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения, институт красной профессуры. В 1931 году по решению советской власти медную кровлю дворца сняли и отправили на «нужды социалистической индустрии».
В 1936 году здание передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Интерьеры дворца совершенно не соответствовали предполагаемой для размещения экспозиции, поэтому архитекторам Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым поручили «приспособить» залы. Прекрасно понимая какое варварство над уникальным памятником архитектуры и искусства им нужно совершить, отказаться было невозможно. Практически постоянно находящемуся в тюрьмах и ссылках Лансере удалось закрыть живописные плафоны холстом, а сверху нанести другую роспись. Благодаря ему, спустя много лет стало возможным восстановить многие детали интерьера в дореволюционном виде. Но всё равно большинство за время существования во дворце музея Ленина безвозвратно утрачено.
Очень повезло личным покоям Великого князя Константина Константиновича. Там находилась административная часть, отдел кадров, бухгалтерия. На перестройку помещений не стали тратить время. Поэтому когда в 1990-х годах убрали шкафы, архивные стеллажи, то интерьеры предстали в первозданном виде.
С 1940 года до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград в 1917 году. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент в 1994 году поставили мраморный «Форд Мондео» — памятник «Век мотора», который, к счастью, простоял несколько месяцев.
С 1994 года во дворе Мраморного дворца находится памятник Императору Александру III работы Паоло Трубецкого.
С 1991 года дворец официально является филиалом Русского музея. В нём ведутся реставрационные работы, которым не видно конца. Залы используются, в основном, под временные экспозиции современных деятелей искусства.
В 1998 году коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские подарили музею свою уникальную коллекцию живописи, скульптуры, графики XVIII-XX веков, декоративно-прикладного искусства.
Так же в постоянной экспозиции «Музей современного искусства Петера и Ирэне Людвиг» — работы современных европейских, американских и русских художников.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?