Можайск. Лужецкий Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы возведен в первой половине XVI века. Освящение состоялось в 1547 году, на месте первого каменного собора монастыря. Перестраивался в середине XVIII века, галереи, окружающие собор, разобраны. В 60-х годах XX столетия реставрировался. Росписан, возможно, учениками преп. Дионисия. В соборе почивают св. мощи преп. Ферапонта Белозерского.

Согласно источникам, повествующим об основании Можайского Лужецкого монастыря, собор Рождества Богородицы был здесь с самого начала обители. Его возводили по указанию и под присмотром преподобного Ферапонта, и вполне вероятно, что возводили из камня. Простояв около ста лет, первый собор Лужецкого монастыря сгорел. Во всяком случае, на это указывает толстый слой пепла, обнаруженный под фундаментом нынешнего собора. Когда же именно сооружался пятиглавый Богородице-Рождественский собор, являющийся сегодня композиционным центром архитектурного ансамбля обители? Что строительство его связано с крупным денежным вкладом святителя Макария — в этом практически ни у кого из исследователей сомнений нет. Но если раньше считалось, что вклад этот святитель сделал, её будучи лужецким архимандритом, то есть в начале 1520-х годов, то ныне установлено, что вклад датируется 1532 годом. Теперь чаще всего предполагают, что собор был заложен в 1544 году, а закончен в 11547-м. Но ряд авторов всё-таки убеждён в том, что он строился при настоятельстве свт. Макария (в 1523-26 годах).
Архитектурный облик собор Рождества Богородицы лишён каких бы то ни было излишеств. Это простой пятикупольный четырёхстолпный храм, поднятый на высокий подклет. Строен он из кирпича, имеет три алтарные апсиды. Выразительность собора следует связывать не с какими-либо особенностями декора, но с очень продуманным сочетанием форм. Довольно долго купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Об этом свидетельствет опись 1757 года: «В оном монастыре Соборная и апостольная церковь каменная о пяти главах. Главы крыты чешуею деревянною,выкрашена краскою красной,на главах пять крестов позолоченных».
В начале XX века соборный храм Можайского монастыря выглядел, согласно описанию, составленному архимандритом Геронтием, так: «Это священный памятник седой старины — градиозный, византийского стиля, каменный, пятиглавый летний соборныйхрам и поныне красуется посреди широкого двора монастырского. Фасад его прямоугольный, возвышается четырёхуголным столбом; алтарь с восточной стороны выступает тремя полукруглыми апсидами: в среднем устроен св. престол, а по сторонам: справа жертвенник, слева — дьяконник с шкафама, где хранятся священные предметы. Верх церкви шатровидный — квадратом, покрыт железом и окрашен медянкой на масле; главы увенчаны золотыми крестами». После революции собору Рождества Богородицы пришлось пережить не лучшие времена. Организация,расположившиеся на территории монастыря, обустроили все здания, не считаясь с их историко-художественной ценностью, под свои нужды.
В 1941 году в Лужецком монастыре, захваченном фашистами, был лагерь для военнопленных. После того как фашисты от Москвы отогнали, монастырь прибрало к рукам НКВД и тоже устроило здесь лагерь. Только в 1961 году началась реставрация древних лужецких памятников. Проводя её, реставраторы осовободили основной объём здания Богородице-Рождественского собора от позднейших пристроек, разобрали заложенные проёмы древних окон. Кроме того, при реставрации были открыты фрагменты фресок XVI века, когда-то украшавших собор. Фрески эти были созданы сразу же после возведения собора. То есть он уже замысливался его создателями как расписанный. Вполне возможно, что над иконографической программой этих росписей работал, в частности, и святитель Макарий. Но утверждать что-либо конкретное сейчас трудно: в 1799 году фрески сбили. Они не отвечали художественным вкусам эпохи. Обиднее всего то, что, видимо, росписи находились в не столь уж плохом состоянии (если делать выводы, опираясь на уцелевшие в оконных проёмах небольшие «лоскуты» фресок).
Вообще, в конце XVIII столетия собор значительно изменил свой внутренний облик. В том же 1799 году был утрачен древний пол, настланный из чёрных керамических плиток. Плитки эти изготавливались особым способом: после обжига их коптили или натирали сажей, а поверх вощили. Затем плитка слега обжигалась вновь, и разогретый воск, проникая в поры глины, закреплял на ней чёрную краску. К концу XVIII века пол этот значительно изветшал, и поновлять его не сочли нужным. Его засыпали строительным мусором, а сверху настелили обычную красноватую керамическую плитку. Тот кирпичный пол, который существует в соборе сейчас, устроен уже накануне революции.
Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. № 21, 2009 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?