В начале 1750-х особый интерес Ломоносов проявил к мозаике, бисерным и стеклянным заводам. Учёный взял у государства беспроцентный кредит 4 тыс. рублей на 5 лет, и сам заложил фабрику, лично руководил строительством и в итоге сумел вернуть в Россию утраченное древнерусское искусство мозаики. Одновременно с этим Ломоносов предложил собственную технику выполнения мозаичных наборов: если западные мастера набирали мозаики тонкими смальтовыми пластинками, то Ломоносов – 4-гранными брусками разного сечения, что обеспечивало прочность.
На фабрике Ломоносова созданы были мозаичные портреты Петра I, портреты Елизаветы Петровны, Анны Петровны и других монарших особ. Одна из самых известных работ, выполненных под руководством М.В.Ломоносова – «Полтавская баталия» (1764).
«Все материалы имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне,» — писал Ломоносов, и время подтвердило правоту слов учёного.
на фото: Полтавская баталия.
Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук.