#МосковскиеЗаписки уже рассказывали вам о том, как в XIX веке в Первопрестольной проходили гастроли знаменитых европейских музыкантов и композиторов — Гектора Берлиоза, Ференца Листа. Сегодня вспомним о московском триумфе Рихарда Вагнера, этот немецкий композитор посетил нашу страну 160 лет назад, весной 1863 года.
Вагнер ехал в Россию поездом. Где-то рядом в вагоне – агенты Третьего отделения. Ведь этот немец – давний знакомый русского анархиста Бакунина, участвовал в дрезденском восстании 1849 года. Теперь композитор вроде бы остепенился, но в России будут следить за каждым его шагом.
Вагнеру уже 50. Ему очень важно, как примут его в Петербурге и в Москве: ведь он гастролирует после серии провалов в Европе. Впрочем, в Россию он отправился не только за славой, но и высокими гонорарами — 10 тысяч рублей серебром.
Вагнер с первого же концерта шокирует публику. И даже не тем, что дирижирует наизусть, без партитуры. Поклонившись, он встанет к слушателям спиной – неслыханная дерзость! В те времена дирижеры могли видеть музыкантов лишь на репетициях, а на концерте маэстро был вынужден стоять лицом к публике. Вагнеру простят нарушение этикета. Тем более, что вскоре его примеру последуют и другие дирижеры. Музыкальный критик Цезарь Кюи тогда писал: «Приехал, наконец, Вагнер и доказал нам несколько истин, простых, как колумбово яйцо: так как капельмейстер управляет не публикой, а оркестром, то и подобает ему стоять лицом к оркестру, а не к публике. Это убедительнее всего подействовало на наших капельмейстеров: К. Б. Шуберт, 20 лет любовавшийся публикой, повернулся к ней спиной; А. Г. Рубинштейн повернулся только боком».
Московская публика услышала гораздо меньше вагнеровской музыки, нежели петербургская, но в Москве прозвучал один новый фрагмент — свадебный марш из «Лоэнгрина». Зал Большого театра рукоплескал немецкому музыканту после каждого исполненного отрывка из его опер. После второго концерта Вагнеру преподнесли два лавровых венка и золотую табакерку с видом Москвы. Князь Владимир Федорович Одоевский, делясь впечатлениями от выступления Вагнера в Первопрестольной, писал так: «Этот концерт для нас – эпоха! Здесь все было ново: и глубоко задуманная музыка, как мелодия, и как гармоническое сопряжение, и как оркестровка, и как исполнение с тончайшими оттенками, и как эстетическая дирижовка. Вагнер решительно играет на оркестре».
Впрочем, не всем в Москве пришлась по душе музыка Вагнера. Лев Толстой был в числе зрителей на премьере главного произведения немца — оперной тетралогии о Нибелунгах. Ему там не понравилось абсолютно всё. Музыка для него оказалась «груба, громка, напориста и примитивна». Главный герой, Зигфрид, «поёт что-то невнятное, вроде хей-хо, хей-хо, хей, хей». Зрители — «загипнотизированные люди, находясь в ненормальном состоянии, были в полном восхищении». Автор, по мнению Толстого, «сочиняет фальшивые сцены, и всё у него дурно, потому что он не знает, что такое истинное художественное произведение».
В честь Вагнера в Москве был устроен прощальный обед, на котором было около 40 музыкантов. Звучали горячие речи, и Вагнер, не избалованный успехом, был глубоко тронут и сказал: «Как в Петербурге, так и в Москве я был встречен с таким теплым чувством участия, что не нахожу слов, чтобы благодарить вас за этот почет моему слабому таланту».
Кстати, после этих гастролей немец всерьез рассматривал возможность остаться в России, где его любили и отлично платили. Великая княгиня Елена Павловна сделала композитору очень щедрое предложение. Но уже в следующем 1864 году на баварский трон взошел 18-летний Людвиг II, открывший для Вагнера поистине бескрайние возможности для творчества.