Московский район. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Собор Воскресения Христова.

Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 г. в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849-1850 гг. на сумму, выданную из казны. Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 г. 6 сентября 1862 г. викарный епископ Ревельский Леонтий освятил последний престол во имя Всех Святых. В 1885 г. позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет (в 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 гг. архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 г. главный престол был украшен серебряными рельефами. Итого, в соборе было шесть престолов: главный центральный — во имя Воскресения Христова, южный — во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный — во имя Архангела Михаила, южный на хорах — во имя Всех Святых, северный — во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении — святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского.
http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html

Собор в честь Воскресения Словущего, 1849-1861 гг.
3 ноября 1849 г. в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором была совершенная закладка каменного соборного храма Воскресения Словущего. Радость усугубилась прибытием из Казанского собора чудотворного образа Божией Матери.
Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. Главными благотворителями при строительстве собора были Василий Федулович и Прасковья Тарасьевна Громовы и подрядчик М. О. Конопов, который делал большие скидки при оплате выполненных работ, а также вносил денежные пожертвования. Сестры же Воскресенской обители помогали строительству собора, как личным трудом, так и значительными пожертвованиями унаследованных денежных средств.
Созидание Воскресенского собора окончилось в 1861 г. 2 июля того же года был освящен главный престол во честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение слову́щее), а затем — боковой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Всего в храме было шесть престолов: главный – в честь Воскресения Словущего, южный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, северный – во имя святого Архангела Михаила и Сил Бесплотных, на южных хорах – во имя Всех Святых, на северных хорах – во имя святителя Николая Чудотворца, в подвальном этаже собора – во имя святителя Григория, епископа Нисского.
Воскресенский собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля на начальном этапе его развития. Здесь присутствуют такие черты классицизма, как строгость и сдержанность, но еще нет многообразия декоративного узорочья, расцветшего в архитектуре этого стиля в конце XIX в. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах. Двухэтажное здание собора, стоящее на высоком цокольном фундаменте, обращено к проспекту высоким арочным порталом.
Иконы для собора писали академик Г. И. Яковлев, а также монахини под его руководством. Первоначально на стенах были написаны изображения на сюжеты Священного писания. Во время ремонта в 1899 г. вся обветшавшая живопись была уничтожена. Свод главного купола выкрасили в синий цвет со звездами, стены окрасили масляной краской под мрамор. Интерьеры приобрели строгий классический вид.
В 1914 г. собор был расписан вновь. К сожалению, ни фотографий росписей храма, ни эскизов не сохранилось. До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи, относящиеся к ремонту 1914–1916 гг., в сводах южной и западной галереи собора. Они представляют собой золотые орнаменты, выполненные на голубом фоне. До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня; икона Казанской Божией Матери — родовая святыня Ушаковых; Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.
13 января 1932 г. президиум Московского райсовета принял постановление ходатайствовать о сносе собора и использовании кирпича для нужд строительства района. Сносу собора помешала просьба потребсоюза о передаче храма для организации универмага. Храм был закрыт 10 июня, но универмаг там так и не открыли. Собор разграбили, колокольню взорвали.
Осенью 2001 г. произошло чрезвычайно важное событие в истории монастыря – возвращены основные храмы и здания монастырского комплекса. Собор в честь Воскресения Словущего нуждался в полной реконструкции. Началась многолетняя, очень трудоемкая и дорогостоящая реставрационная работа. Храм стал постепенно возрождаться: были убраны все перекрытия, восстановлены оконные заполнения, устроена отопительная система.
30 декабря 2006 г. произошло освящение малых куполов собора. В очень короткие сроки были сооружены центральные купол и крест, освящение которых произошло 3 марта 2007 г. Заключительным этапом восстановления собора стали работы по его росписи. Внутреннее убранство храма целиком создано заново.
31 мая 2019 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова.
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr/

Авторами проекта стали архитекторы Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлер. Чертежи и сметы были направлены из Духовной консистории в Строительное отделение Министерства Внутренних дел в мае 1891 года. 17 14 июля проект был Высочайше утвержден. Колокольня была заложена 19 июля 1891 года. Проект был рассмотрен 1 августа 1891 года в Техническо-строительном комитете и предварительно сооружение колокольни было признано одобрительным.
Проект предусматривал возведение мощного четверика главных ворот с арочным проездом, задуманного как воротная башня каменной крепости. Над воротами возвышалась колокольня, в которой размещался надвратный храм во имя Прп. Исидора Пелусиота. Прототипом для архитектурного, в том числе и конструктивного, решения колокольни стала колокольня с храмом Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Замысел, объединяющий высокую древнерусскую колокольню с крепостной башней, позволил придать монастырской ограде традиционный облик стены Горнего Града, воплотить на новом месте образ излюбленной в С.-Петербурге многоярусной колокольни, напомнив о первой колокольне Смольного монастыря, и завершить начатый в середине XIX в. ансамбль строений по Забалканскому проспекту стилистически близкой абсолютной доминантой.
В 1895 году работы по сооружению колокольни были окончены. Колокольня с воротами была поставлена по оси Воскресенского собора, от нее отходила полуовалом каменная монастырская ограда, выстроенная вдоль Забалканского проспекта между часовнями.
В ходе строительства первоначально утвержденный проект был скорректирован: несколько изменено объемно пространственное решение, появились дополнительные объемы в нижнем ярусе, более стройными стали пропорции самой колокольни. Несомненно, были внесены изменения в конструктивное решение, в частности, заглушены несколько проемов нижнего яруса звона, что, очевидно требовалось для размещения лестницы более удачной конструкции. Значительно было проработано и декоративное решение, ставшее более строгим и выверенным.
Монастырь был закрыт в 1918 году. С 1918 года новой властью предпринимались попытки отчуждения территории и зданий монастыря с целью их нового использования. В начале 1930-х гг. была взорвана и затем разобрана колокольня, разобрана ограда, снесены купола Воскресенского собора. Сохранившиеся фотографии начала 1930-х гг., зафиксировавшие здание колокольни в процессе сноса, позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что она была разобрана заподлицо с дневной поверхностью и возможно выявление его плановой конфигурации, толщины стен, мощности и состояния фундамента, оснований конструкций лестничных маршей, уровня и характера мощения воротного проезда в ходе археологического раскрытия остатков здания.
Воссоздание утраченной колокольни объекта культурного наследия федерального значения «Монастырь Воскресенский Новодевичий» по адресу Санкт-Петербург, Московский пр-т, д.100
В настоящее время ведутся работы по воссозданию колокольни с надвратным храмом в честь «Положения пояса Пресвятой Богородицы». Современный проект воссоздания колокольни опирался на архивные чертежи, сохранившиеся исторические фотографии, очерки современников того времени, аналогичные проекты авторов. Также архитекторы тесно сотрудничают с ярославским колокольным заводом (г. Тутаев), который делится своим ценным опытом по устройству колоколен. Проектом заложено вернуть помещение церкви преподобного Исидора Пелусиота над проездом со Святыми воротами, сохранить устройство нижнего и верхнего звонов с колоколами по историческому описанию «Колокола были отлиты на средства жертвователей и самих монахинь. Первоначальный набор составили десять колоколов весом от 18 до 104 пудов.
вноводевичий.рф

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?