Московский район. Воскресенский Новодевичий монастырь.

Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обретает новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Но постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины Н.А. Сычев.
Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908-1915 годах. 3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.
Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора в русско-византийском стиле была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный — в честь Воскресения Христова; правый — во имя Успения Божией Матери; левый — во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый — во имя Святителя Николая и правый — во имя Всех Святых. В 1874-1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г.И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.
Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части — трехъярусные. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного ею монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 года.
Горизонтальные корпуса братских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя расположенными на втором этаже домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Живописно смотрелась келейная церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери (1850-1854 гг.) справа от главного собора, в игуменском корпусе. Закладка храма произошла 10 июля 1850 года, а 28 июля 1854 года церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны. Пять куполов церкви со звонницей по высоте были значительно ниже церкви Воскресенья Христова. Автором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан на благословение вновь созидаемой женской обители старцем Серафимом Святогорцем из русского Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон. К сожалению, как и большинство ценностей монастыря, в советское время икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов. Рядом с церковью находились митрополичьи покои, поэтому церковь иногда называли Митрополичьей. Храм был закрыт последним в монастыре – в апреле 1938 года, а с 1928 года он считался митрополичьим.
Церковь во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1850-1855 гг.) – пятиглавая, с шатровой колокольней – была возведена Н.Е. Ефимовым и Н.А. Сычёвым симметрично Ватопедской в больничном корпусе монастыря и предназначалась для обслуживания монастырской больницы. Храм был выстроен на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего на его постройку 10 тысяч рублей, и на пожертвования игуменьи Феофании. Освятили ее в 1855 году. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери «Благоухающий Цвет», находившейся в алтаре.
На кладбище монастыря, возникшем в 1845 году, нашли последнее успокоение Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Майков, К. Феофанов, М. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, С. Боткин, Д. Отт, Я. Грот, М. Чигорин, П. Багратион, Н. Римский-Корсаков, Э. Направник, К. Варламов, А. Лядов и многие другие известные деятели культуры и науки, государственные и военные деятели. Здесь же похоронен и строитель монастыря архитектор Н.Е. Ефимов.
В составе монастыря находилась расположенная в центре кладбища церковь в честь Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» («Карамзинская») – построенная в 1856 году над прахом убитого в Крыму командира Александрийского гусарского полка полковника А. Н. Карамзина, сына знаменитого историографа, на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной (в первом браке Демидовой) – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер. В 1902 году А.К. Карамзина была похоронена рядом с мужем в этой же церкви. В церкви имелась очень красивая икона Воскресения Христова, вырезанная из слоновой кости. В июне 1929 года церковь была закрыта, а в 1930 году снесена. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.
Справа от входа на кладбище стояла небольшая пятиглавая, облицованная глазурованным кирпичом, кладбищенская церковь в московском стиле во имя Святого Пророка Илии, построенная по духовному завещанию петербургского купца, лесопромышленника и благотворителя И. Ф. Громова в 1888 году. В Ильинском храме, построенном по проекту Л.Н. Бенуа, был резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь, сделанная в известных петербургских ювелирных мастерских Овчинникова и Хлебникова.
Главные корпуса Новодевичьего монастыря, возведенного в середине XIX века по проекту академика Н. Е. Ефимова, уцелели до наших дней, правда, без куполов и шатров. А вот одна из красивейших в Петербурге, высокая 75-метровая надвратная колокольня со стороны Забалканского (Московского) проспекта, сооруженная в 1892-1895 годах академиками Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлером и напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, в 1933 г. была безжалостно снесена. Колокольня завершила ансамбль, приблизив его силуэт к силуэтам древних русских монастырей. В нижнем ее ярусе была освящена церковь во имя святого Исидора Пелусиота, отчего колокольню называли Исидоровской.
8 июня 1908 года по проекту Вас. А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году и приступили к отделке. Знаток русских стилей, Василий Косяков умело использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую плитку, майолику, литые рельефы «под резьбу по камню», черепицу на куполе. Внешне храм напоминает храм Святой Софии в Константинополе, внутри же его было решено расписать в древнерусском стиле. Сделать это предложили художнику Ф.Р. Райляну, который успешно сотрудничал с Косяковым и прежде. В 1910-1915 годах им в интерьере церкви были выполнены темперой живописные работы, значительная часть этих росписей сохранилась до наших дней. Искусное сочетание богато декорированных элементов органично сливается с росписями, явно навеянными фресками Ферапонтова монастыря. Освятить храм так и не успели. а росписи так и не были закончены. После 1929 года храм стал использоваться как склад, а затем как машиностроительный цех. Во времена «хрущевской оттепели», которая для многих церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы. Но возникшие технические трудности помешали этому намерению. В 1989 году нижний храм Казанской церкви был передан приходу Русской Православной Церкви Заграницей. Позже Казанская церковь была возвращена Московской Патриархии и возрождающемуся Новодевичьему монастырю.
Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины была построена южнее главного ансамбля монастыря по проекту архитектора Н.А. Мельникова в 1884 году: заложена 3 июля и освящена 16 сентября 1884 года. К церкви примыкал монастырский скит, её окружал участок соснового леса, находившийся к югу от монастыря и пожертвованный ему владельцем, дворянином А.П. Платоновым. Церковь была снесена в конце 1920-х гг.
При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник — всё содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Их работы ценились не только по всей России, но и за рубежом. В 1904 году в новоотстроенных домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, келии, различные рукодельни, кладовые. Открыт был детский приют, Князь-Владимирская церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения со своей Введенской церковью.
В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. Однако иноческая жизнь ещё сохранилась в стенах обители, пока игуменью и последних сестер не арестовали и не отправили в ссылку в Башкирию. Внутреннее убранство монастыря было полностью расхищено. В начале 1930-х годов монастырский комплекс подвергся варварской перестройке, результатом которой стало разрушение колоколен, снос куполов собора и церквей, уничтожение часовен, коренная перепланировка помещений. Одновременно были снесены кладбищенские церкви – Скорбященская (Э.И. Жибер, 1855-1856 гг.) и Св. Пророка Илии (Л.Н. Бенуа, 1885-1888 гг.). Стоящее сейчас на Московском проспекте низкое унылое строение, похожее на казарму, ничем не напоминает о былом великолепии монастырского ансамбля.
В 1990 году началось возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. В нем открыли придел в честь Державной иконы Божией Матери. С 1994 года начался процесс передачи верующим всего комплекса монастыря. В ноябре 1995 года Воскресенский Новодевичий монастырь был юридически возобновлен. В начале 1996 года в монастыре появились первые насельницы и началось возрождение монашеского подвига. В наши дни в Казанской церкви проходят богослужения и ведутся восстановительные работы. Кроме Казанской церкви монастырю были переданы три полуразрушенных флигеля. В одном из них ютились сестры, там же помещаются богадельня, трапезная, библиотека, мастерские. Остальные храмы монастыря по-прежнему осквернялись, в основных монастырских корпусах , где располагался Научно-исследовательский институт электромашиностроения и различные коммерческие фирмы, – все то же запустение. Летом 2001 года монастырю было возвращено здание бывшей Владимирской церковно-приходской школы на Московском проспекте 104, а 30 сентябре 2001 года принято решение о передаче Новодевичьему монастырю всех остальных принадлежавших ему ранее зданий. В 2002 г. начались ремонтные работы в церкви Ватопедской Божией Матери.
На фотографиях: 1, 2 — Воскресенский собор; 3 — церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери; 4,5 — Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Новодевичий Воскресенский монастырь, 1 класса, общежительный, в Санкт-Петербурге. Основан в 1845 году. В нем находится освященный в 1854 году снимок с образа Божией Матери, именуемого «Отрада или Утешение». При монастыре Свято-Владимирская церковно-учительская школа с одноклассной школой и школой грамоты, больница, приют для девочек, мастерская живописи и шитья золотом. На кладбище монастыря погребены: художник А.А. Иванов, творец картины «Явление Иисуса Христа народу», и поэт Н.А. Некрасов.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Воскресенский Новодевичий монастырь — первая женская обитель Санкт-Петербурга. Изначально она находилась в районе Смольного собора: императрица Елизавета Петровна пожертвовала свой летний дворец для помещения монастыря. При Екатерине II монастырь обрел новый статус – в штат была назначена игуменья Ельпифидора, а в двух корпусах разместились инокини из Московского Новодевичьего и Смоленского Воскресенского монастырей. В то же время было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое затем переросло в Смольный институт. К 1797 г. часть монахинь перешла в другие обители, а в 1803 г. здесь остались только игуменья Анатолия (Яковлева, Рейнбор) и три пожилые насельницы. В 1827 г. Воскресенский Новодевичий монастырь был закрыт. Весной 1845 г. император Николай I решил возобновить Новодевичий монастырь и в марте этого же года подписал об этом указ. Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове, угол малого проспекта и 8-й линии, при Благовещенской церкви. Осенью 1848 г. было решено перевести обитель с Васильевского острова на более уединенное место, к Московским триумфальным воротам. По распоряжению Государя Николая Павловича для монастыря был выделен большой лесной участок 1418 кв. сажен. Проект монастыря создал в 1848 г. зодчий Николай Ефимович Ефимов (1799-1851), который был учеником основоположника русского стиля К.А. Тона. После его кончины строительство вел архитектор Л.Л. Бонштедт, затем Н.А. Сычев. Это был огромный комплекс с генеральным планом всего участка — с парком, кладбищем, огородами и главным монастырским двусветным собором. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери 10/23 октября 1848 г. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и освященная митрополитом Никанором. По этому случаю из Казанского собора Петербурга сюда была доставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Позднее был возведён каменный собор Воскресения Христова и корпуса для монахинь. В 1854 г. в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. Горизонтальные корпуса сестринских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект.
В 1848 г. за монастырем открылось кладбище. Оно очень почиталось в столице. Здесь были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, К.И. Феофанов, М.А. Врубель, А.Н. Майков, А.Я. Головин, Г.И. Невельской, С.П. Боткин, Д.О. Отт, Я.К. Грот, М.И. Чигорин и многие другие. На кладбище есть скульптурный образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А. Вершининой (1858-1914).К 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило около 80 монахинь, действовало несколько художественных мастерских, больница и Свято-Владимирская школа, готовившая учительниц для церковно-приходских школ. После революции монастырь существовал некоторое время под разными названиями: сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря, колхоз «Труд» общежития Новодевичьего монастыря, Воскресенское трудовое братство. Чтобы спасти церкви от закрытия и разграбления, монахини создали церковный приход, который продержался до осени 1932 г. и пользовался сбором. В феврале 1926 г. в списке членов сельскохозяйственной артели числилась 291 монахиня: садовницы, скотницы, огородницы, белошвейки, стегальщицы, сторожихи, уборщицы. Заведовала артелью Ольга Николаевна Рентель — бывшая игуменья монастыря Феофания (Дубин А.С. Новодевичье кладбище// Исторические кладбища Петербурга. – СПб., 1993. – С. 379). 31 мая 1932 г. президиум Леноблисполкома постановил закрыть Воскресенский собор и передать его для устройства универмага. В ночь на 6 июля собор был закрыт. В дальнейшее время купола были снесены, а самому зданию придан вид, максимально приближенный к «коробке». В 1928-1933 гг. в Новодевечьем монастыре жил митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) и находилось епархиальное управление. В 1938 г. прекращены богослужения в Ватопедской церкви. В половине 1930-х гг. весь внешний облик монастырского ансамбля был варварски уничтожен. Полностью были снесены купола и колокольни Воскресенского собора и келейных церквей. Для расширения Московского проспекта была взорвана и грандиозная Свято-Исидоровская колокольня (в 1925 г., по другим сведениям — в 1933 г.). Были снесены все часовни, а кроме того две церкви — Скорбященская и св. Илии Пророка, располагавшиеся на Новодевичьем кладбище.В годы блокады в монастыре размещался штаб местной противовоздушной обороны. После войны здания занимали различные учреждения: в 1950-60-е гг. институт Гипрорыбпром, затем Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда, в 1970-80-е гг. — Институт электромашиностроения.Уникальный некрополь — Новодевичье кладбище разделил судьбу монастыря. «Грабежи и мародерство на кладбище продолжались несколько десятков лет. Некрополь стал громадной каменоломней, ценные надгробия из гранита и мрамора разрушались или вывозились. На кладбище и сегодня можно видеть захоронения 1920-30-х гг. с памятниками, взятыми с дореволюционных могил» (Дубин А.С. Новодевичье кладбище// Исторические кладбища Петербурга. – СПб., 1993. – С. 380).В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. С декабря 1990 до октября 1994 гг. в крипте каменной церкви действовала община свв. Новомучеников Российских Русской Зарубежной Церкви, а в самом храме с Пасхи 1992 г. обосновалась община Московской Патриархии (казачья община). 15 марта 1992 г. в храме состоялось освящение северного придела иконы Божией Матери «Державная» и началась реставрация. В Рождественский пост 1996 г. началось возрождение Воскресенского Новодевичьего монастыря. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. К 2002 г. монастырю возвращены все здания. Южные корпуса и Афонская церковь почти полностью восстановлены. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов.
http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html

После кончины архитектора Н.Е. Ефимова 11 сентября 1851 года, работами по завершению строительства зданий монастыря с 1853 по 1861 годы руководил арх. Л.Л. Бонштедт.

Исидоровская колокольня
В 1892-1895 гг. по проекту Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлера на оси собора в честь Воскресения Христова была построена высокая колокольня, выполненная по образцу колокольни Ивана Великого в Москве и в честь юбилея правящего архиерея получившая название Исидоровской. Новая колокольня завершила формирование ансамбля Новодевичьего монастыря, привнесла в его линейную композицию объем и динамику.Колокола были отлиты на средства жертвователей и самих монахинь. Первоначальный набор составили десять колоколов весом от 18 до 104 пудов. Вскоре обители были пожертвованы еще два колокола: весом 250 и 563 пуда. По традиции на колоколах отливались изображения небесных покровителей жертвователей и их родственников и соответствующие надписи. Считалось, что каждый удар колокола станет молитвой об упомянутых на нем.26 июня 1933 г. было принято решение о сносе колокольни обители. При этом была уничтожена и существовавшая в здании колокольни церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота.
17 сентября 2016 года в основание возрождаемой колокольни был заложен камень митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием.
http://вноводевичий.рф/churches
Авторами проекта стали архитекторы Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлер. Чертежи и сметы были направлены из Духовной консистории в Строительное отделение Министерства Внутренних дел в мае 1891 г. 17 14 июля проект был Высочайше утвержден. Колокольня была заложена 19 июля 1891 г. Проект был рассмотрен 1 августа 1891 года в Техническо-строительном комитете и предварительно сооружение колокольни было признано одобрительным.
Проект предусматривал возведение мощного четверика главных ворот с арочным проездом, задуманного как воротная башня каменной крепости. Над воротами возвышалась колокольня, в которой размещался надвратный храм во имя Прп. Исидора Пелусиота. Прототипом для архитектурного, в том числе и конструктивного, решения колокольни стала колокольня с храмом Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Замысел, объединяющий высокую древнерусскую колокольню с крепостной башней, позволил придать монастырской ограде традиционный облик стены Горнего Града, воплотить на новом месте образ излюбленной в С.-Петербурге многоярусной колокольни, напомнив о первой колокольне Смольного монастыря, и завершить начатый в середине XIX в. ансамбль строений по Забалканскому проспекту стилистически близкой абсолютной доминантой.
В 1895 году работы по сооружению колокольни были окончены. Колокольня с воротами была поставлена по оси Воскресенского собора, от нее отходила полуовалом каменная монастырская ограда, выстроенная вдоль Забалканского проспекта между часовнями. В ходе строительства первоначально утвержденный проект был скорректирован: несколько изменено объемно пространственное решение, появились дополнительные объемы в нижнем ярусе, более стройными стали пропорции самой колокольни. Несомненно, были внесены изменения в конструктивное решение, в частности, заглушены несколько проемов нижнего яруса звона, что, очевидно требовалось для размещения лестницы более удачной конструкции. Значительно было проработано и декоративное решение, ставшее более строгим и выверенным.
Монастырь был закрыт в 1918 году. С 1918 года новой властью предпринимались попытки отчуждения территории и зданий монастыря с целью их нового использования. В начале 1930-х годов была взорвана и затем разобрана колокольня, разобрана ограда, снесены купола Воскресенского собора.
Сохранившиеся фотографии начала 1930-х гг., зафиксировавшие здание колокольни в процессе сноса, позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что она была разобрана заподлицо с дневной поверхностью и возможно выявление его плановой конфигурации, толщины стен, мощности и состояния фундамента, оснований конструкций лестничных маршей, уровня и характера мощения воротного проезда в ходе археологического раскрытия остатков здания.
http://новодевичий-колокольня.рф/istoria

Домовый храм в честь прп. Серафима Вырицкого
Храм устроен в игуменском корпусе Новодевичьего монастыря в 2012 году. 26 ноября протоиереи Константин (Смирнов), Андрей (Дьяконов) и Николай (Волков) совершили чин освящения храма и отслужили первую Божественную Литургию. В храме за богослужением молились благотворители и устроители церкви.
Росписи домового храма прп. Серафима Вырицкого отражают основные события жизни преподобного, связанные с Новодевичьим монастырем, благодетелем которого он являлся во время своей мирской жизни. Все изображения написаны на лазурно-синем фоне. По левую сторону от иконостаса располагается композиция из трех сюжетов.
Первый сюжет — преподобный Серафим благословляет отроковицу Валентину и дает ей большую просфору в знак будущего игуменства. Впоследствии Валентина стала игуменией Варварой, настоятельницей Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря и духовной матерью игумении Софии (Силиной). Рядом расположилась композиция, символически разделенная водным потоком Обводного канала—самого крупного канала Санкт-Петербурга — на две части. В левой части — совершение монашеского пострига преподобного Серафима (Василия Николаевича Муравьева). В правой — на фоне Воскресенского собора Новодевичьего монастыря совершается монашеский постриг супруги Василия Муравьева Ольги Ивановны Муравьевой. С преклоненной главой она подает ножницы священнослужителю для пострижения власов. Над ними Христос — Эммануил, держащий в обеих руках монашеские схимы в знак особого Божия благословения на новопостригаемых.
Молитвенный подвиг преподобного Серафима изображен на стене напротив: старец, преклонив колени с воздетыми к небу руками, молит Пресвятую Троицу о спасении Земли Русской. На противоположной от иконостаса стене — чудесное причащения Святых Христовых Таин матери Серафимы перед ее преставлением. Преподобный Серафим, будучи сам прикован к постели болезнью, самостоятельно встал, надел епитрахиль и причастил умирающую супругу и духовную сестру. Справа от чудесного причащения изображено явление Божией Матери преподобному Серафиму в час его преставления.
В центре купольного пространства – «Души праведников в руце Божией». Справа – Ангел, свивающий свиток неба, слева – Ангел, трубящий при Втором Пришествии Спасителя. На противоположной стороне – Божия Матерь в Райском Вертограде.
В алтаре, слева от престола — изображение Христа «Недреманное Око». На Царских вратах изображена сцена Благовещения Пресвятой Богородицы. Справа от Царских врат – Христос «Пастырь добрый», слева от них — Божия Матерь «Казанская». На южной дьяконской двери—прп. Варнава Гефсиманский, духовный отец семьи Муравьевых; на северной — прп. Серафим Вырицкий.
Иконографическая программа домового храма прп. Серафима Вырицкого была разработана иконописцами монастырской мастерской Екатериной Ивановой и Анной Сысловой. Запрестольный образ Пюхтицкой Божией Матери «У источника» написан Екатериной Ивановой. Завеса, облачение на престол и жертвенник выполнены рабой Божией Людмилой благотворительно. Храм устроен усердием рабов Божиих Павла и Ларисы.
Храм в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому
4 сентября 2014 года в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм явления Божией Матери преподобному Сергию.
В 1848 году на месте новоосвященного храма было возведено первое монастырское строение на Московском проспекте. Это была деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В нескольких десятках склепов церкви были погребены князь генерал-майор В.И. Козловский, генералы А.А. Евреинов, А.А. Максимов, А.Н. Ридигер, В.В. Сахаров, член Государственного Совета Э.Я. Фукс и многие другие. В советское время храм был уничтожен. На его месте было построено трехэтажное строение, в котором в советское время располагались помещения НИИ Электромашиностроения, а ныне находятся швейные мастерские Новодевичьего Воскресенского монастыря.
После передачи корпуса монастырю в одном из его помещений было решено основать домовый храм. 4 сентября 2014 года новый храм освятили в честь чудесного явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому (1314-1392 гг.), почтив тем самым память святого Сергия в год 700-летия его рождения. Первый престольный праздник 6 сентября 2014 г. возглавил архиепископ Петергофский Амвросий.
Иконостас новоустроенного храма составлен из дипломных работ выпускников иконописного отделения СПбДА под руководством преподавателя Валентины Ждановой. Храмовый образ написан сестрами монастыря.
Церкви с таким посвящением в Санкт-Петербурге больше нет. Это третий храм в Русской Православной Церкви, посвященный чудесному явлению.
Согласно житию святого Сергия, Пресвятая Богородица явилась ему ночью после усердной молитвы об основанной им монашеской обители и подвизавшихся в ней иноках. Божия Матерь пообещала, что не оставит Своим покровительством монастырь и учеников преподобного. В память об этом событии в XV веке на гробе святого была поставлена икона явления Божией Матери, которая почиталась как великая святыня.
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?