Московские триумфальный ворота — конструктор под натиском эпох

Московские триумфальные ворота (Санкт-Петербург, Московский проспект, 103) возведены в честь трех событий: триумфа русской армии над Персией в 1826-28-м, Турцией в 1828-1829-м, а также подавления восстания в Польше. Автор монументального сооружения – Василий Стасов. Заказчик – император Николай I. Вес самого тяжелого чугунного изделия в мире – более 51000 пудов. Гигантская арка чудом пережила советские времена с их утопическими проектами. Спасла ее, как это не странно, война.
История и время создания Московских Триумфальных ворот

Когда-то на месте Московских Триумфальных ворот проходила граница города – располагалось деревянное здание городской заставы, проверяющей всех, кто желал попасть в столицу. Дальше шла дорога на Москву.

План по созданию здесь триумфальных ворот появился еще во второй половине XVIII века. Подобный проект Екатерина II заказала французу К. Клериссо, но он оказался слишком дорогим. Различные варианты арок в честь победы над Наполеоном создавал и Василий Стасов, будущий автор Московских ворот, но все они не воплотились в жизнь.

К идее создания триумфальных ворот вернулся Николай I, чтобы увековечить победы России в войнах с Персией и Турцией, и над восставшими поляками. Замысел носил поистине имперский размах. Предполагалось, что ворота украсят площадь необъятных размеров там, где Московское шоссе пересекается с Лиговским каналом, недалеко от Обводного. Но Петербург вырос, и ворота решили строить на другом месте — дальше по дороге на Москву.

Крупномасштабный и дорогой проект Московских Триумфальных ворот разработал архитектор А. К. Кавос. Он предполагал создание целого триумфального ансамбля с площадью, окруженной копьями, аркой гигантских размеров, колоннадой, а также двумя пирамидами. Он понравился царю, но грозил разорением государственной казне, а потому его отклонили. Новый проект поручили Василию Петровичу Стасову, зарекомендовавшему себя как специалист по монументальным сооружениям. На его счету уже значились Нарвские ворота.

Стасов подстраховался и подготовил сразу два варианта – подешевле и подороже. Император одобрил более масштабный, и зодчий начал разрабатывать детали. К 1833-му он подготовил эскизы фасадов триумфальных ворот в карандаше.

Ворота решили делать из чугуна – надежно и на века, к тому же русские литейщики обладали непревзойденным мастерством в работе с этим сплавом. Каждая колонна (в 450 тонн), как конструктор, собиралась из 9 чугунных блоков. Их, а также медные капители, произвели на Литейном заводе Санкт-Петербурга. Стасов персонально контролировал этот ответственный момент, давал рекомендации рабочим.

Место для ворот подобрали только к январю 1834-го. На площади, которая впоследствии получила название Московские ворота, за 20 дней соорудили своеобразный их макет полного размера. На огромном щите можно было ознакомиться со всеми деталями будущих ворот. А также по настоянию Стасова на Литейном заводе отлили одну колонну. Николай I проект одобрил, но, как специалист по инженерным наукам, внес свои коррекции. Место установки монумента, наконец, было утверждено.

Ворота всероссийских масштабов…

К 1834-му окончательно утвердили и пристройку с двумя кордегардиями (помещениями для военного караула). Пока столь огромное и тяжелое сооружение требовался соответствующий фундамент. В качестве его использовали 569 блоков. Часть их достали из фундамента колокольни Смольного – ее заложили, но строить не стали. Сверху в 4 метра лежали тосненские плиты. Сваи не использовали, что было удивительно для зыбких болотистых почв Санкт-Петербурга.

Во время торжественной закладки Московских триумфальных ворот 14 сентября 1834 в их основание, как было принято, поместили целый клад: ценные монеты и памятные дощечки с именами Стасова и высокопоставленных особ, имеющих отношение к строительству.

Стасов на строительной площадке появлялся не часто – он одновременно руководил несколькими объектами, поэтому во время стройки его заменял его ученик Е. И. Диммерт. В 1836-м началась сборка Московских ворот под руководством мастера-литейщика Забурдина. Первую колонну внимательно осмотрели Стасов и Канкрин, министр финансов Российской империи. Оба остались довольны.

Много вопросов вызвал архитектурный дизайн Московских ворот. При его разработке столкнулись несколько талантливых архитекторов. Первоначальный вариант Стасова отверг Николай I.
Интересно! Стасов, один из лучших мастеров русского ампира, не любил пышного декора и скульптурного оформления, а предпочитал строгий лаконичный стиль. Он добивался торжественности и величия с помощью архитектурных форм. Его творения: Академия наук на Васильевском острове, Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, Манеж, Конюшенный корпус…

Следующий проект скульптурного оформления ворот принадлежал Б. И. Орловскому (он одновременно работал над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора), но он запросил слишком большую сумму. Хотели привлечь более покладистого Демут-Малиновского, но император выбрал все же Орловского (на его кандидатуре к тому же настаивал Стасов). Скульптор получил эту работу, но буквально «сгорел» на рабочем месте. После того, как получил тяжелую травму на строительной площадке Казанского собора (сорвался с помоста), он чувствовал себя все хуже. До последнего времени Орловский работал над эскизом группы Александра Невского для Московских ворот, но так и не успел его закончить… Скульптор умер, и группу на ворота так и не установили.

Московские ворота выполнены в виде портика-пропилей (парадного проезда) и опираются на 16 дорических колонн, стоящих попарно. Над аркой стоят гении Победы, на их щитах красуются гербы всех российских губерний. Внутри одной из массивных колонн устроена внутренняя лестница. Восемь декоративных групп из воинских доспехов и трофеев расположены на самом верху ворот.

Ворота получилось поистине гигантскими: высотой почти 25 метров, а длиной под 40. Когда Николай поинтересовался размерами Бранденбургских ворот, к его удовольствию оказалось, что они 2 с половиной метра ниже Московских.

Надпись на Московских воротах придумал сам император. На них начертано: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». Русским текстом ворота «смотрят» на Москву, латинским – на Петербург.

Торжественное открытие Московских ворот состоялось 16 октября 1838 года. На нем присутствовали главные строители, гвардейцы и представители общественности. Военных, отличившихся в кампаниях 1830-х, наградили специально учрежденными памятными медалями.

С обеих сторон ворот, для соблюдения симметрии, позже соорудили две кордегардии, чугунные скамейки для отдыха, решетки и ажурные фонарные столбы.
Под воротами проходила дорога, на которой легко разъезжались два экипажа. Ее преграждал деревянный шлагбаум с будкой для часового. Пешеходы могли передвигаться по тротуарам, а скот – по объездным дорогам.
К 50-летию установки Московских ворот под ними прошествовали полки — участники русско-турецкой войны за независимость балканских народов.

Некоммунистические ворота

В 1930-е прекрасное сооружение помешало осуществлению грандиозных замыслов советской власти — ворота разобрали из-за перестройки Московского проспекта. Именно здесь планировалось возвести новый центр города, а ворота использовать для дизайна входа в парк Победы, который собирались разбить в рамках этого плана. Помешала война.

Любопытно! Московский парк Победы все-таки разбили, но после войны – на месте коллективного захоронения умерших от голода блокадников.

Проект переноса центра Ленинграда в Московский район стал одной из самых грандиозных коммунистических архитектурных утопий. В соответствии с эти планом старый город превращался в памятник старины. Вся административно-деловая жизнь перемещалась на огромные пустующие территории на юге города. Ее предполагалось застроить новым современным жильем и переселить туда из коммуналок жителей центра. Общественные и культурные учреждения Ленинграда, институты, театры, библиотеки, должны были переехать туда же.

Московский проспект становился главной улицей нового города, в Доме Советов предполагалось разместить все городские руководящие органы (обком партии, Ленсовет, Исполком). Перед ним намечалась гигантская площадь для парадов и демонстраций. Ради нее и демонтировали Триумфальные ворота.

Часть плана удалось воплотить в жизнь. За пять предвоенных лет возвели около 70 зданий в стиле сталинского ампира. Но начавшаяся в 1941 году война спутала все планы. А после нее идея переноса центра города на юг забылась. Заложенные широкие улицы застроили не помпезными сталинками, а панельными пятиэтажками.

Несмотря на то, что все детали Московских ворот при деконструкции передали в музеи, войну пережили не многие из них. В этом сложно винить власти: из чугунных конструкций получались отличные противотанковые ограждения.

И хотя планы по восстановлению ворот возникли на волне патриотизма сразу после войны, непосредственно к его осуществлению приступили лишь в середине 1950-х. Почти половина чугунных элементов колонн и больше половины скульптур Гениев была утрачена, и их пришлось воссоздавать заново. К 1961-му ворота уже опять триумфально возвышались над дорогой на Москву.

В 2000-01-х прошла генеральная реконструкция Московских ворот. Причем надпись, придуманную Николаем, долго согласовывали с Министерством иностранных дел, из опасения спровоцировать обострение отношений с Польшей. В итоге ничего менять не стали, а буквы из бронзы покрыли позолотой, на что ушло два с половиной миллиона.

Не так важно, какие победы первоначально воспевало это «неполиткорректное» сооружение. Великолепные Московские триумфальные ворота воспринимается сегодня как памятник величию русского народа. И просто как хорошая архитектура, великолепный образец монументального искусства.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?