Проект Собора был рассмотрен 05 декабря 1830 года Строительным Комитетом Министерства Внутренних дел, о чем имеется надпись на проекте фасада в нижнем левом углу. В нижнем правом углу проекта имеется надпись следующего содержания: «Сообщено Управляющему Министерством Внутренних Дел, что Государь Император чертеж сей Проект Собора был рассмотрен 05 декабря 1830 года Строительным Комитетом Министерства Внутренних дел». В нижнем правом углу проекта имеется надпись следующего содержания: «Сообщено Управляющему Министерством Внутренних Дел, что Государь Император чертеж сей изволил рассматривать». Здесь уместно вспомнить еще одно моршанское предание, стоящее в неразрывной связи с первым, купцы-то хотели построить непременно выше столичного, однако при рассмотрении проекта император Николай Павлович сказал, что: «выше не строить». Что ж, такое вполне могло произойти, однако изречение императора сохранилось так же только изустно, какие-либо исторические документы, подтверждающие эти слова, на сегодня неизвестны.
Автор грандиозного сооружения неизвестен. Во второй половине XX века авторство приписывалось В.П. Стасову, крупнейшему и именитому мастеру XIX века, выполнявшему крупнейшие столичные заказы. Первым Стасова как автора упоминает В.П. Пилявский, член научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства СССР, доктор архитектуры, профессор ЛИСИ, автор большой монографии о Стасове в своем письме от 07 сентября 1970 года: «Собор в целом и деталях является почти точной репликой столичного Преображенского собора, произведения гениального русского зодчего В.П. Стасова. Очевидно, что никто их иных зодчих не посмел для Моршанска воспроизвести замысел Стасова, стоявшего в 1820-30 гг. во главе архитектурной жизни России. Можно с уверенностью утверждать, что Моршанский собор является произведение зодчего Стасова… Таким образом к числу городов, хранящих творения великого Стасова … мы по праву можем причислить и Моршанск» . Это мнение авторитетного специалиста было продолжено моршанским краеведом Шолоховым: «По документам установлено следующее: … здание строил по чертежам Стасова (подлинные чертежи отыскиваются) крепостной крестьянин Люлин С.В.)» . Сразу заметим неточность – Люлин не крепостной крестьянин, но вольноотпущенный. Действительно, моршанский храм является «почти точной репликой» Преображенского собора В.П.Стасова. Это очевидно при сравнении чертежей и фотографий, однако до сегодняшнего дня не обнаружено ни одного документа или чертежа моршанского храма с именем столичного мастера.
Е.Острова в упомянутой «Исторической записке» говорит о письме самого Стасова моршанским строителям. Это письмо было найдено в Ленинградской библиотеке Салтыкова-Щедрина. Оно названо «Записка по строению собора в г. Моршанске в ответ на требование строителей по письму». Этот интересный документ не датирован. Стасов отвечает моршанским строителям на многочисленные технические вопросы, касающиеся таких основных моментов как кладка, толщина стен, связи, устройство куполов, колонн, дверей, окон и много другого вплоть до мелких деталей. Ответив по существу на все вопросы, В.П. Стасов заканчивает свое письмо заявлением: «Архитектор Стасов считает обязанностью уведомить, что он планов для этого собора не сочинял, с которых присланы копии, а видит, что они кем-то составлены по подражанию Преображенского всей гвардии собора и С. Троицы, им устроенных в С. Петербурге – но в некоторых частях неправильно, без рассмотрения внутреннего, т.е. невидимого глазами образа постройки, а именно…» . На основании этого заявления можно без малейшего сомнения исключить авторство Стасова. Сам архитектор пишет, что чертежи моршанского собора составлены «кем-то», то есть неизвестным лицом, имени которого нет ни в копиях чертежей, ни в письме строителей. В заявлении Стасова нетрудно заметить желание именитого архитектора отмежеваться от подражательного, хотя и интересного проекта. Однако он, ведущий архитектор страны, оставаясь в рамках своего заявления, оказывает строителям в своих ответах квалифицированную помощь, которую от него просят. Таким образом, мнение Пилявского о том, что «никто не посмел бы подделываться под Стасова» опровергается. Как раз и произошло подражание. Более того, Стасов спокойно относится к этому плагиату, даже помогает профессиональной корректировкой проекта вместе с заявлением о непричастности. Строительство собора изобиловало трудностями, но имя Стасова в истории возведения больше не встречается. Обратим внимание в письме Стасова о присланном ему плане: «… но в некоторых частях неправильно, без рассмотрения внутреннего, т.е. невидимого глазами образа постройки». Из этого очень похоже, что Преображенский собор был «увиден глазами» снаружи, а скрытые от глаз линии и технические решения ускользнули от взора, не имея возможности быть увиденными. Не случайно Острова, отталкиваясь от этого, предполагает посольство тамбовцев в Петербурге, увидевших столичную святыню: «Возможно, что по их возвращении, в Петербург был выслан местный специалист для изучения архитектуры собора и составления чертежей».
При утверждении проекта очень легко могло быть замечено сходство с прообразом — Преображенским, однако это не создало никаких препятствий для его утверждения. Судя по тому, что проект вполне удовлетворил высшие инстанции, он был выполнен со всей степенью грамотности. Конечно, уездному городу Российской провинции, ныне районному центру, весьма лестно иметь в своей летописи имя такого человека как В.П. Стасов. Весьма лестно было бы прикрепить на стене Троицкого собора табличку с датой постройки и с именем знаменитого архитектора, но, увы. Впрочем, не так уж все и огорчительно. Так как Стасов корректировал чертежи проекта, и внеся изменения в них, как бы санкционировал со свой стороны их реализацию. То внимание, которое столичный зодчий оказал в виде различных технических указаний и исправлений, тем самым внеся свою лепту в моршанскую грандиозную стройку, вполне можно расценивать как соавторство, к тому же если учесть, что прообразом моршанской святыни послужили творения столичного архитектора. Что ж, на памятной доске вполне можно написать «В разработке проекта неизвестного автора принимал участие петербургский архитектор В.П. Стасов». В решении плана, композиции, объема, пропорций и декоративного оформления Моршанский Троицкий собор явился промежуточным между двумя столичными постройками В.П. Стасова. Традиционное пятиглавие древне — русского классицизма оказалось соединенным с античными формами. Древне-русский классицизм характерен изяществом строгих линий наружной архитектуры, отсутствием пышности экстерьера, относительной простотой каменного убранства с применением всего лишь нескольких декоративных элементов. При внешней достаточно простой красоте соответствует богатейшее внутреннее содержание: золоченые иконостасы и росписи стен, изысканные паникадила, золоченые лампады и прочая церковная утварь. В этом как бы отражается стремление православной души к глубокому и внутреннему своему содержанию при простой внешней красоте.
Иерей Едесий Чернышов. o.edesiy@mail.ru
Соборная Троицкая церковь г. Моршанска. Церковь каменная, теплая, построена в 1857 г. на средства граждан, три престола: главный – в честь святой Троицы (день Пятидесятницы), придельный правый — в честь Казанской иконы Божией Матери и придельный левый — во имя святого князя Александра Невского. Местно чтимые иконы Божией Матери: «Всех скорбящих радости», «Боголюбская», «Достойно есть» и «Тихвинская». Приход открыт в 1753 году. Дворов 564, душ муж. пола 1380, жен. пола 1418, великороссы, занятие прихожан – торговля и работа на фабриках и заводах.
Школы две: церковно-приходская, мужская и женская, вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1797 г., при церкви библиотека в 447 томов.
Штат: протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. Для настоятеля имеется церковный каменный дом.
У причта полевая земля в 2-х участках: в 2 верстах от церкви 40 десятин, в 6 верстах от церкви 5 десятин неудобной с годовым капиталом в 557 руб.; братский годовой доход 4440 руб. Причтового капитала 17408 руб., церковного капитала 1200 руб.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Моршанский уезд, стр. 229.
350 лет стоит на земле моршанской величественный храм во имя Пресвятой Троицы — Свято-Троицкий собор. Его история началась 5 декабря 1830 г., когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен, но подобный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор. Ранее, 13 августа 1826 г., Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма. В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда. К 9 апреля 1836 г. было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы.
Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами. Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а потом под наблюдением выбираемых из граждан попечителей под непосредственным надзором местного протоиерея А.Я. Воскресенского и губернского архитектора Шубина. За короткий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем собор не возвышался и на половину высоты, предусмотренной по проекту. Собранные на строительство храма средства истощились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекратились. В 1842 г. на постройке храма было занято всего 45 человек. В следующем году утверждается новый добровольный сбор — торговая пошлина: с хлеба, сала и гречихи. После 1841 г. работы на соборе растянулись на целых 15 лет. В процессе стройки самой существенной стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяжестью массивного барабана они стали проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка крестьянина Степана Люлина. Он предложил единственно верное техническое решение. По совету С. Люлина столбы и своды храма были закреплены металлической обвязкой. Приостановленные на соборе работы продолжились.
После штукатурки стен и покраски деревянных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам. 24 ноября 1857 г. храм был отстроен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шацким Макарием. Средний — главный престол Собора был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Троицы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освящение состоялось на следующий день, 25 ноября. 26 ноября был освящен левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были устроены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харьковской метлахской плиткой. Храм был теплый — отопление калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечительного комитета Емельяна Захаровича Платицына. Солея пред иконостасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и картинами под руководством Московского художника Потапова за счет церковного попечительства и на средства церкви. Иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым, левом — Александро-Невском — почетным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым на собственные средства.
В главной части главного алтаря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, доставлена моршанским купцом Николаем Гасановичем Синевым; «Казанской Божьей Матери», жертвована эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной ризе, жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым.
В Святом кресте Троицкого собора находился огромный мощевик. В нем были собраны 83 частицы святых мощей: святого Пророка Даниила, святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки, святого Иакова брата Господня, святого Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Варнавы, Анисима, Карпа, святого царя Константина, святого князя Александра Невского, святых святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. 8 августа 1916 г. собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С. Долгоруков и многочисленная свита. Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая II.
В 1917 г. проводился в соборе последний капитальный ремонт. В 1920 г. собору суждено быть кафедральным и первым епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский. Богослужение в соборе продолжалось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 г. собор был закрыт. В 1939 г. «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разрушению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей. В 1940 г. собору нашли новое применение: в храме и его подвалах были размещены склады.
12 декабря 1971 г. в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В.И. Пилявского о необходимости сохранения этого редкого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановление собора. Реставрация храма началась городским отделом культуры в 1978 г. Троицкий собор частично восстановили. Пожар 1987 г. уничтожил плоды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжались отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 г. 21 февраля 1990 г. Тамбовским областным Советом народных депутатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Русской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры республиканского значения». 15 апреля 1990 г. был заключен договор: «О передаче в пользование православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуы XIX века». 16 мая 1990 г. принято решение Моршанского городского Совета народных депутатов: «О передаче здания Троицкого собора на баланс православной общины с баланса отдела культуры горисполкома». В 1995 г. архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной Общины Русской Православной церкви.
Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 г. 9 августа 1998 г. в Свято-Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архиепископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Его Святейшество Алексий II подарил Свято-Троицкому собору икону Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с частицей его мощей.
http://mymorshansk.ru/company/cerkov-nikolaja-chudotvorca.html
В городе Моршанск Тамбовской области, на берегу реки Цны, расположен уникальный памятник архитектуры — Троицкий собор. Проект храма был составлен в 1830 г. Для его строительства собрали около 300 тысяч рублей. Строительные работы были начаты в 1836 г., только через двадцать лет Троицкий собор был освящен во имя Животворящие и Святые Единосущные Троицы. Высота строения составила 75,6 метров, а площадь — 2,5 тысячи метров.После Октябрьской революции из Троицкого собора было изъято большинство ценностей, полностью уничтожен иконостас. В 30-е годы XX века помещения Свято-Троицкого собора использовались в качестве склада. В конце 1939 г. здание находилось в полном запустении: сорванные купола, выбитые стекла, разворованное убранство. Восстановление было начато в конце 80-х годов прошлого века, однако случился пожар, в котором были уничтожены практически все материалы и помещения. Весной 1990 г. объект передали в ведение православной общины. В 1998 г. Троицкий собор был практически полностью восстановлен.
Сегодня Свято-Троицкий собор поражает своим богатейшим внутренним убранством. Пол выложен метлахской плиткой, которая хорошо сохранилась до настоящего времени. Основной иконостас сделан пятиярусным, а придельные имеют три яруса. Внимание привлекают церковные стены, которые расписали московские художники в 1903 г.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/