Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения.
Кубической формы собор обнесен с трех сторон двухэтажной галереей. Обычные пилястры, уступчатый карниз и закомары – вот и все украшение храма. Алтарный придел выгодно отличается от примитивной пристройки Архангельского собора: на правом прямоугольном этаже возведены трехлопастные волнообразные апсиды, обеспечивающие плавность перехода к основному объема храма. Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни.
Троицкий собор знаменит также своим пятиярусным резным иконостасом 18 века, одним из лучших в русском декоративном искусстве. Иконостас выполнен тотемскими мастерами братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Помимо тонкой резьбы колонн и картушей, иконостас украшен барельефными фигурами евангелистов и херувимов. Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу). По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.
Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum
Пятиглавый собор с колокольней построен в 1659 году, на месте ветхой деревянной церкви, с приделом во имя святого Николая Чудотворца, на средства купца Силы Грудцына. (Правда, еще в 1658 году по завещанию других видных купцов города — семьи Босых — в монастырь на церковное строительство было пожертвовано 1500 руб.).
Заложенный в 1659 году по заказу Силы Грудцына, собор возводили затем на средства его брата Ивана Грудцына. Однако через некоторое время в связи со смертью братьев работы были приостановлены. Старец этой обители Филарет, тесть третьего брата, Василия Грудцына, завещал ему достроить храм и даже оставил на это деньги. Однако Василий деньги присвоил, а сооружать собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря Андроника в 1689-1690 годах патриарху Иоахиму он возобновил строительство, которое было закончено, согласно описи города, в 1690-х годах.
Фасады Троицкого храма сходны с фасадами собора Михайло-Архангельского монастыря, но в Троицком соборе шире используются цветные изразцы. Кроме того колокольня Троицкого собора в отличии от Архангельского находится не сбоку, а по середине его западного фасада и через ее основание устроен вход в собор по лестнице, ведущей на паперть.
В 1925 году, после ликвидации коммуны, Троицкий собор был передан музею, ключи от собора переданы 23 марта 1926 года. Несмотря на это в сентябре 1926 года, без ведома музея, с колокольни Троицкого собора сняты колокола, сданы в комцветфонд и увезены из Устюга. На галереях собора разместились с одной стороны мастерская по изготовлению гробов, с другой – кинозал. В подклети собора овощехранилище и жилые комнаты. В 1933 году представители Академии наук заколотили двери собора.
Главная достопримечательность Троицкого собора его пятиярусный иконостас XVIII века, один из лучших в русском декоративном искусстве. Этот иконостас по праву можно назвать детищем, настоятеля Троице–Гледенского монастыря игумена Геннадия (в миру – Германа). Назначен 24 сентября 1771 года, был настоятелем монастыря 23 года, умер 18 августа 1794 года, похоронен в Троице–Гледенском монастыре (в настоящее время могила уничтожена). Более подробно про игумена Геннадия можно прочитать О. Б. Зенкова «Троицкий игумен». 25 января 1776 года игумен Геннадий отправляет епископу Иоанну прошение о благословении строительства нового иконостаса в Троицком соборе. 30 января 1776 года разрешение получено. Сохранившийся договор монастыря с иконописцами и резчиками о постановке и украшении соборного иконостаса позволяет уточнить дату его возведения и имена мастеров.
Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев. Участие в работе над иконостасом братьев Богдановых объясняет его столь ярко выраженный барочный характер: на 1770-1780-е годы приходится расцвет барокко в Тотьме. Напомним, что Великий Устюг именно в это время вовлекается в сферу художественной жизни Петербурга и ряд его памятников отмечен уже чертами нового стиля — классицизма. Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов – устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса (на обороте их есть авторская подпись: «писал иконописец Алексей Колмогоров 1776 г.») и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев, священник городского Успенского собора.
Вот что пишет об иконостасе С. Васильев: «Церковь во имя Троицы по отделке иконостаса может быть причислена к лучшим по епархии, а из монастырских в здешней губернии ее можно почитать первою после церкви, построенной баронами Строгановыми в Соль-Вычегодске. Резной, по полименту вызолоченный иконостас, в царских дверях евангелисты, а над ними серафимы и по сторонам ангелы, вырезанные из дерева – можно почитать мастерским произведением в художественном отношении. Живопись итальянской школы, исполненная здешними иконописцами, делает честь устюжским художникам и особенно протоиерею Оленеву». В 1973 году под руководством Ю. А. Рузавина (Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации) реставрируется иконостас Троицкого собора.
Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.
Однако Троицкий собор решен в более удачных пропорциях, большую законченность имеет и гледенская колокольня. Композиция собора Гледенского монастыря, в отличие от Михайло-Архангельского, симметрична. Обращают на себя особое внимание отдельные части Троицкого собора, в частности его апсиды — мягких, плавных очертаний с очень изящным наличником центрального окна. В декоративной обработке применены типичные для вологодско-устюжской архитектуры изразцы. Большую художественную ценность представляет пятиярусный барочный иконостас собора, относящийся к XVIII в. Он поражает своей великолепной тонкой резьбой.
И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. — Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.
Троице-Гледенский мужской монастырь был основан в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Великого Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья.
Ростово-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо в 1178 году решил заложить на холме Гледен, находящийся на левом берегу реки Юг близ слияния её с Сухоной город Гледен, на месте финно-угорского поселения. Вскоре сложился посад города, который доходил до реки Сухоны, а на территории крепости находился монастырь, который до середины XVII века был деревянным. Крепость была уничтожена в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Тёмного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Более того, северную часть города долгое время подмывала Сухона, а по весне часто её затапливало. Это стало причиной переселения части жителей Гледена на Чёрный Прилук, где на левом возвышенном берегу Сухоны был основан город Великий Устюг.
В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на месте ветхой деревянной церкви построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный пятиглавый Троицкий собор. Освящён он был не ранее 1705-1710 годов.
Пятиярусный иконостас в стиле барокко строился с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Возводили его устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, много деревянных скульптур, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже первоначально стояли зеркала! Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат медальон с образом Благовещения Богородицы. Фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался.
Еще одна деталь оформления иконостаса Троицкого собора — резные витые картуши. Это тоже «визитная карточка» тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт. Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах. Резчики перенесли знакомый им элемент в иконостас Гледенского монастыря.
Возрожденный в 1970-е годы московскими реставраторами деревянный иконостас, со светской точки зрения, — действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря, но и всей России. В иконостасе соединено сразу живопись, скульптура и удивительный декор с местными северными традициями.
С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это в большей степени связано с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: Троице-Гледенский монастырь был зачислен в число монастырей 3-го класса с количество монахов не более 12, а все вотчины обители были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина монастырь был упразднён.
Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго. В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых. В начале 1980-х годов здания переданы музею.
11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с освящением источника у церкви Иоанна Устюжского. 16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) благословил образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам теперь в монастыре служатся молебны.