Архитектурный облик монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов были построены каменные Троицкий собор, Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Главная достопримечательность монастыря — великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора с резными фигурами в стиле барокко, один из красивейших в Устюге.
Гледенский-Троицкий монастырь, 3 класса, в 4 верстах от города Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII веке; в монастыре есть церковь во имя святого Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывает крестный ход в село Пухово — место рождения святого Иоанна (см. 29 мая).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
При слиянии рек Сухоны и Юга на высоком холме в незапамятные времена стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом-Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере. Известно, что город Гледен был разрушен в княжеских междоусобных войнах, а монастырь устюжане восстановили. Монастырь был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.
Троице-Гледенский монастырь будучи заложен на 6 лет позднее Архангельского выгодно отличается от последнего упорядоченной композицией отдельных сооружений и комплекса в целом. Расположен монастырь в четырех километрах от города, на правом берегу Сухоны. Ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов был построен в камне Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей, и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из-за нехватки денег. Почти все каменные постройки Троице-Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы.
Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum. О.Зенкова, г. Великий Устюг. Буклет о Троице-Гледенском монастыре
Троице-Гледенский монастырь расположен на противоположном правом берегу Сухоны в 4 км от города, возле предполагаемого местонахождения древнего Гледена. Дата основания монастыря неизвестна. Согласно жития преподобного Киприяна Устюжского монастырь Святой Троицы существовал с момента образования древнего Гледена. Н. М. Батаков в книге «Великий Устюг», не ссылаясь на конкретный источник, пишет: «В XII веке, — говорится в старинной книге, — на месте слияния Сухоны и Юга встал монастырь Гледенский – один из древнейших в России. И зачинался около него город Устюг – один из знаменитейших на Севере».
С. Васильев пишет: «Основание его относится к 1190-му году и даже ранее. По крайней мере его почитают древнейшим монастырем в двинских странах. История существования неизвестна». Скорей всего права В. Шильниковская, которая пишет: «Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «летопись Великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «…в которые лета построися о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице – Гледенский монастырь был оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, …возникали другие монастыри. В числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский, таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.».
Монастырь в первой половине XVII века был еще деревянным. Он имел два храма — соборную церковь Троицы и теплый храм Успения, а также ряд келий и ограду, выгоревшие в пожаре 1617 года. За монастырем на берегу реки Юга тогда еще сохранялась «половина осыпи старого городища Устюжского», то есть часть земляного вала древней Гледенской крепости. Противоречий не существует в отношении даты возведение основных каменных сооружений Троице-Гледенского монастыря, остатки которого дошли до нас, все авторы сходятся в том, что строительство было начато в 1656 году, а завершилось в 1659 году. В 1841 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен и приписан к Михайло – Архангельскому монастырю. С этого момента строительные работы были прекращены.
В 1912 году, после долгих лет запустения, вновь открыт в качестве женской обители. После установления Советской власти в 1918 году в монастыре неоднократно проводились обыски. В декабре 1918 года монахини создают Троицкую сельскохозяйственную коммуну, но фактически в монастыре остаются прежние порядки. В 1925 году коммуна ликвидируется с выселением всех монахинь. Территория монастыря отдается под размещение колонии для беспризорников. Троицкий собор, как памятник старины, передается Северо-Двинскому губоно, остальные постройки колонии. Ключи от Троицкого собора были переданы представителям музея 23 марта 1926 года. В феврале 1926 года в монастыре разместился детдом-изолятор для детей сирот с врожденным сифилисом и туберкулезом костей. К зиме 1926 года в монастырских храмах все стекла были выбиты беспризорниками. В сентябре 1929 года детдом – изолятор переводится в Яиковский монастырь. Троице-Гледенский монастырь передается коммуне «Зарево». В 1930-е годы Троице–Гледенский монастырь используется под пересыльный лагерь. Позднее под дом престарелых, с 1952 года – дом инвалидов. В начале 1980-х годов весь монастырский комплекс был передан в ведение музея.
К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.
Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12-15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледен-ского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.
Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «… в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.
Вся история Троице-Гледенского монастыря была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.
К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.
Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа. Так же, как в Михайло-Архангель-ском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля — величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаиле-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.
В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.
Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.
Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987.
С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь. Описание Зверинского В.В. №162: «Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае, он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».
Описание Зверинского В.В. № 1615: «Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».
Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.
Гледенский мужской монастырь основан в конце 12-го века. Управляли монастырём игумены и архимандриты. В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души. При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским. В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.
В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви: 1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью. 2. Тихвинская с трапезной — каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной — придел святителя Николая. Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах. 3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки. В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи. Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными. Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.
Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского. Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.
В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским. Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.
В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы. Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям. Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни. Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.
Македонская Н. М. Гледенский Троицкий монастырь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=345
Монастырь не действует, а принадлежит музею. 16 июля 2014 года Епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь», но это всего лишь означает, что здесь несколько раз в году проводится богослужение с разрешения музейной администрации.