Церковь Димитрия Солунского в селе Морево Дмитровского района Орловской области является памятником архитектуры XVIII века, в конструкциях которого преобладают архитектурные детали XVII века. Начало строительства церкви — 1703 год. Построена церковь была в 1711 году руками талантливых русских мастеров. Согласно переписи священнослужителей, их жен и детей 1707-1711 гг. в Комарицкой волости Моревская церковь была единственной каменной церковью на территории современного Дмитровского района.
В этой церкви в 1723 году отпевали тело Дмитрия Кантемира (1674-1723), молдавского господаря, который в 1715 году основал слободу Дмитриевку, ставшую согласно указу императрицы Екатерины II от 25 июня 1782 года городом Дмитровском. Но похоронен Дмитрий Кантимир, также как и его младший сын Антиох Кантимир (1708-1744), в родовой усыпальнице в Москве. В послевоенное время и по сей день здание церкви используется под склад.
В архитектуре церкви Димитрия Солунского в селе Морево соединились тенденции как архаизирующие, так и принадлежащие нарышкинскому барокко. Традиционен объемный тип здания — четверик (1), перекрытый сомкнутым сводом. Архивольты (2) этих пышных и крупных порталов частично закрывают профили карнизов, почти соприкасаясь с наличниками восточных окон на боковых фасадах. Западных окон нет вообще. Здание церкви имеет характерные для XVII века парные колонки с ребром уголка между ними. В первом ярусе в их основании сделаны ширинки (3). Каждый наличник завершают фигурные разорванные фронтоны с гребнями. Между окнами северной стены выложен небольшой киот (4).
Кирпичные стены храма были покрыты обмазкой. Они завершены четырьмя декоративными закомарами (5), за которыми поднимается сомкнутый свод с восьмериком (6). Углы восьмерика украшены колонками на консолях (7), которые закрыты куполообразной кровлей и железной обивкой главы, сделанных при обновлении храма в 1800 году.
Особенность фасадного убранства этой церкви — лекальные кирпичи (8) с круглыми выступами, сгруппированными по три и вписанными между консолями карнизов. Внутри храма стены, переходящие в лотки свода, прорезаны под пятами свода многочисленными голосниками (9). Внутри церкви необычны своды алтаря. Три апсиды (10) уже снаружи кажутся слитными. Не имеют они перегородок и изнутри. Западная часть алтаря перерыта сомкнутым сводом, который без резких членений распадается к востоку на три ветви, соответствующие апсидам. Своды над окнами прорезают распалубки (11).
_________________________
Сноски:
(1) Четверик — в русском и украинском зодчестве 4-угольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов.
(2) Архивольты — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
(3) Ширинка — декоративная деталь оформления зданий в виде углубленного квадрата, нередко со вставками из цветных изразцов.
(4) Киот — остекленный ящик или шкафчик для икон.
(5) Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод и повторяющее его очертание.
(6) Восьмерик — в русской и украинской архитектуре XVII- XVIII вв. 8-угольное в плане сооружение или его часть (нередко — на 4-угольном основании, т.е. «восьмерик на четверике»).
(7) Консоль — выступ в стене, подпирающий какую-либо выдающуюся часть постройки, например, балкон.
(8) Лекальный кирпич — кирпич, сделанный с помощью лекало — шаблона, модели, применяемых при изготовлении изделий сложного профиля.
(9) Голосники — небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые в стены или своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения, для акустики или облегчения конструкции.
(10) Апсида (иногда «абсида») — алтарный выступ на здании храма; обычно полукруглая ниша, покрытая полукупольным сводом, в восточной части византийских храмов для помещения алтаря; в древнерусских храмах было по три апсиды: для престола, ризницы и жертвенника.
(11) Распалубка — небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готического крестового свода, между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом).
Церковь в селе Мореве устроена во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Постройка ее относится к началу XVIII ст. ко времени водворения в местности Дмитрия Константиновича Кантемира, он же ее, по преданию, и создатель. Строитель соименный св. вмч. Дмитрию на чужбине, хоть в миниатюре, старался отобразить знаменитый Юстинианов-Солунский храм великомученика, но без мрамора, с одними тяжелыми кирпичами, не на Солунском возгорье, а на песчаном возвышении, это подражание плохо удалось.
Хотелось создателю, чтобы из-под храма, как в Солуне, вытекал источник, но в селе Мореве этот источник с каждым годом понижает местность, где храм и делает осадок, хотя почти незаметно, по наклону к источнику, от чего каждый год из-под стен храма выдвигаются кирпичи, и еще столетие едва ли удержат стены храм. Усилия закрыть этот источник напрасны, так как исток этот из большого подземного водохранилища. Снаружи в церкви есть изящные старинные орнаменты около окон, карниз, входные двери и колонки.
Церковь каменная, холодная, для малого прихода, как Морев, поместительна. Под св. престолом есть надпись, что она обновлена в 1800 г., в 50-х гг. пристроена деревянная колокольня, которая прежде стояла отдельно и имела изящный вид. По уклону к реке поддерживают стену трапезы два уступа, сложенные из кирпича. Замечательная святыня храма – икона Нерукотворенного Образа Спаса, помещается она над царскими вратами.
Земли церковной 36 десятин. Причт состоит из священника и псаломщика; жалование для причта от казны 400 руб.; дом имеется только для священника. В приходе есть в селе Мореве земская школа, существующая с 1870-х гг. Число учащихся около 40 мальчиков, но девочек нет. В состав прихода Морева входит деревня Мошки; число дворов в приходе 166, число душ муж. пола 603, жен. пола 577.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.