Мордовское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

МОРДОВСКОЕ (НОВО-БОГОРОДСКОЕ). ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО, нач. 19 в.
Расположена у дороги на краю села, на открытом месте, хорошо видна издали. Кирпичная побеленная церковь построена в 1805-06 гг. по благословению владимирского епископа Ксенофонта вместо двух прежних деревянных храмов. Была окружена оградой, включавшей часовню (не сохр.). Характерный для этих мест храм, который сочетает формы барокко и классицизма с архитектурной традицией 17 в., определившей его композицию.
Крупный трехсветный четверик увенчан поднятыми на четырехскатной кровле пятью луковичными главами со сравнительно тонкими восьмигранными шеями (центральная световая). К нему примыкают суженный и пониженный пятигранный алтарь и более широкая, квадратная в плане трапезная с трехъярусной колокольней по центру западного фасада. Над выпуклой кровлей последней на восьмеричке возвышается тонкий шпиль с основанием в виде фигурной вазы.
Основной мотив декора фасадов — парные барочные пилястры, членящие боковые стены четверика и трапезной на три прясла с арочными оконными проемами. Окна обрамлены наличниками с замками и треугольными сандриками. Необычность декору придают два ряда выступов (ромбовидных и круглых) под окнами третьего света, а также их сандрики, врезающиеся в плоский упрощенный антаблемент. Более строгое убранство отличает колокольню: разнообразные филенки в первом ярусе, пилястры и фронтоны — во втором и пучки полуколонн на углах — в третьем.
Своеобразно перекрытие четверика сомкнутым восьмилотковым сводом с тромпами в углах и световым отверстием главы в центре. Традиционные для местной архитектуры глубокие ниши в боковых стенах объединяют окна трех ярусов, забранные коваными решетками. Алтарь имеет коробовый свод с конхой и распалубками над окнами, трапезная — коробовые своды, опирающиеся на два столба в центре. У нижнего яруса колокольни также коробовый свод, лестница расположена в южной стене нижнего яруса.
Росписи исполнены в 3-й четв. 19 в. Клеевыми красками написан гризайльный орнамент, масляными — сюжетные сцены. Имеются утраты в апсиде, в нижней части стен четверика, в трапезной. Краски сильно загрязнены. Типичное произведение для провинциальной живописи своего времени, выполненное в академическом духе. Свод разделен по граням широкими гризайльными полосами, которые соединяются вверху с орнаментальной розеткой, а внизу — с широким рисованным карнизом. На каждом лотке была написана композиция (в значительной степени утр.). Подчеркивание конструкции свода росписью зрительно увеличивает его высоту.
На боковых стенах четверика живопись расположена в два яруса: вверху, между окнами, — в овальных рисованных рамах; ниже, на выступающих простенках, — в арочных обрамлениях. Под окнами в нишах изображены сцены на темы евангельских блаженств. На западной стене сохранился только верхний ярус росписи. В центре здесь написана большая композиция «Нагорная проповедь», заключенная в гризайльную раму и фланкированная с двух сторон рисованными колоннами и композициями в прямоугольных обрамленьях. Над ними изображен раскрепованный антаблемент.
Березин, Добронравов, 1898, с. 394-395. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 663-665

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?