Молжаниновский. Церковь Рождества Христова в Черкизове.

Деревянный храм в с. Черкизово известен с 1584 г. Он представлял собой «клетскую церковь», окруженную с трех сторон открытой галереей-папертью с двумя входами-лестницами. Храм был построен на дворцовые средства и богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах.
Каменный храм построен в 1779-1789 гг. иждивением последнего гетмана Малороссии графа К.Г. Разумовского и освящен 3 ноября 1789 г. Продольно-осевая композиция церкви с прямоугольной алтарной частью свойственна переходному периоду от позднего барокко к раннему классицизму. В 1860 г. по благословению свт. Филарета Московского, храм расширен, построены два придела: Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая. Вокруг храма находился сельский погост. В 1897 г. по благословению митр. Московского Сергия при храме была основана богадельня.
Богослужения прекращены в 1938 г., с 1940 г. здание использовалось разными хозяевами. Богослужения возобновлены в 1993 г.
По материалам сайта «Русское православие»

Упоминается впервые в писцовой книге 1584–1586 годов как деревянная церковь на каменном фундаменте. В 1778–1779 гг. владелец села граф Кирилл Григорьевич Разумовский начал работы по возведению каменного храма. Его освятили 3 ноября 1789 г. Это была однопрестольная церковь с каменным двухъярусным иконостасом, украшенным гипсовой лепниной, и с двухъярусной колокольней. В 1860 г. с правой стороны трапезной возвели придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с левой стороны – во имя святителя Николая. В 1879 г. при храме основали богадельню.
В 1940 г. храм закрыли и переоборудовали «под культурные цели». Во время Великой Отечественной войны он был обезглавлен. В 1991 г. при храме Рождества Христова вновь образовалась православная община. В Великий четверг 1993 г. в нем была совершена первая литургия.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»

Село Черкизово в 7093 (1585) г. находилось в Московском уезде, Горетова стана, в числе вотчин царевича Ивана Ивановича и царицы Леониды. В селе изстари существовала церковь во имя Рождества Христова деревянная «на каменное дело». Потом это село было причислено к дворцовому ведомству. В приходных книгах Патр. Каз. Приказа под Загородскою десятиною за 7136 (1628) г. написано: «Церковь Рожества Христова в государеве дворцовом селе Черкизове, у пруда, дани 3 алт. 3 ден., по наказу гривна, и апреля в 8 день на нынешней 136 год те денги взято». За последующие 1635-1680 г. платилось церковной дани рубль 7 алт. с деньгою, заезда гривна.В писцовых книгах 7139 и 7140 (1631-1632) г. написано: «Государево дворцовое село Черкизово, по обе стороны пруда, а в селе церковь Рождество Христово древяна клетцки, на церковной земле 4 дв.: попов, дьячков, просвирницын и пономарев; пашни церковные середние земли 7 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена церковнаго от пруда, что в селе, вниз по обе стороны ручья, по Бурцовской мост, что на большой дороге, 50 копен; да пустошь церковная Федоровская, а в ней пашни перелогом и лесом поросло 2 четверти в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен; а владеет тою церковною пустошью поп с причетники; да в селе ж крестьянских и бобыльских 23 дв». В 7154 (1646) г. в селе числилось крестьянских и бобыльских 31 дв., в них 67 челов.; при Рождественской церкви находились: «во дв. поп Ларион Федоров (1646 — 1649 г.), во дв. пономарь Никифорко Игнатьев, во дв. просвирница Овдотьища». В 7157 (1649) г. этим селом владел Богдан Федорович Нарбеков; после его смерти оно снова было причислено к дворцовому ведомству.В писцовых книгах 7189-7190 (1681-1682) г. Рождественская церковь описана в следующем порядке: «Село Черкизово, по обе стороны пруда, а к нему припущено в пашню пустошь Горина, а в селе церковь во имя Рожества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки, около церкви с трех сторон паперть, на паперти две лестницы входных, церковь и паперть и над лесницею крыто тесом, в церковь двои двери, в церкви царския двери, сень и столбцы, по правую сторону царских дверей: образ Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в киоте, оклад серебреной басемной золочен, 13 венцов серебреных резных золоченых, перед образом свеча поставная восковая, надсвечник жестяной, образ Нерукотвореннаго образа Спасова; по левую сторону царских дверей: образ Пресв. Богородицы Казанския, образ Чудотворца Николая с житием, вставной в киоте, оклад серебреной резной, в образе оклад серебреной басемной золочен, венец и цата серебреные ж, разные каменья, 12 венцов не больших, перед образом свеча поставная, писана разными красками, надсвещник жестяной, пелены выбойка крашенинная; образ Огненное восхождение св. пророка Илии; над царскими дверьми деисусов и празников 21 икона, перед деисусами паликадило медное о 18 шейданех, кисть шелковая с серебром. — В трапезе: образ Рожества Христова, 4 венца серебреных басемных золоченых; образ св. Жен Мироносиц; два налоя деревянных, третий — крашенинной; два подсвешника деревянных. — В олтаре: на престоле евангелие оболочено бархатом черным, распятие и евангелисты медные, крест благословенной, обложен серебром золоченым, распятие чеканное серебреное белое; за престолом образ Пресв. Богородицы Смоленския, оклад и венец и цата серебреные золочены, да прикладу денег рубль, на иконе убрус отлас червчатой, кружево мишурное, пелена кумачная, на той же цке на другой стороне образ Чудотворца Николая; на жертвеннике сосуды оловянные, воздухи и покровы дорогильные. — Да книг: евангелие писменное, распятие и евангелисты медные, служебник, требник, две триоди — посная да цветная, апостол, шестоднев, псалтырь со следованием, псалтырь учебная в полдесть, часослов малой, минея общая, пролог первая половина — сентябрь по март. — Кадило да укропник медные. Колокольня рублена в лапу о 8 углах, верх шатровой, крыта тесом; на колокольне 4 колокола, а в них по смете пуд с 10. Церковь и в церкви ризы строение великаго государя, а достальное — книги и колокола и всякая церковная утварь — подаяние мирских людей. — Да на церковной земле во дв. поп Федор Лукин (он же был в 1680 г.), во дв. дьячек Васка Лукин, во дв. пономарь Сенка Лукин, во дв. просвирница Окулиница Петрова; под дворами и огородами церковные усадебные земли десятина без чети, пашни паханые середние земли 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена церковнаго от пруда, что в селе, вниз по обе стороны ручья, по Бурцовской мост, что на большой дороге, 50 копен; да пустошь церковная Федоровская, а в ней пашни и перелогом и лесныя поросли середние земли 19 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 30 копен, владеет тою церковною пустошью села Черкизова поп с причетники. В селе государев пруд, а в пруде рыба караси, а по мере того пруда в длину 140 сажень, поперег по плотине 60 сажень, а рыбу ловят на государев обиход, приезжая из Москвы подключники. В селе же крестьян (35 дворов)».В 7197 (1689) г. по указу великаго государя село Черкизово пожаловано из Приказа Большаго Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину; в 1704 г. в этом селе числилось 57 дв. крестьянских. По смерти Льва Кир. Нарышкина оно досталось его сыну Ивану, по разделу 1732 г. с родным братом Александром Львов.; а после Ив. Льв. владела его дочь Екатерина, бывшая потом замужем за графом Кириллом Григорьевичем Разумовским. В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Черкизове, вместо ветхой, вновь деревянной церкви воимя Рождества Христова. Дело началось по прошению девицы Екатерины Ивановны Нарышкиной. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 1738 г. октября 9 дня она Екат. Нарышкина писала: «В Московском уезде, в вотчине моей, в селе Черкизове имеется церковь деревянная воимя Рождества Христова в самой ветхости, кровля и паперть и крыльцы и пол сгнили и за тем служить в ней и приходским людем приходить опасно и того ради желаю вместо той ветхой построить вновь церковь воимя того ж храма Рождества Христова и на том же церковном месте, а без указу и без благословения святейшаго Правительствующаго Синода того учинить не смею и чтоб указом повелено было о строении вышеписанной церкви дать указ». Вследствие сего прошения в Синод. Каз. Приказе на справку выписано: «В окладной сего 1738 г. книге по Селецкой десятине написано: церковь Рождества Христова в селе Черкизове, дани рубль 61 1/2 коп., казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых книгах Ивана Нелединскаго 141 (1653) г. у означенной церкви написано: во дворе поп Федор Константинов, во дворе дьячек Иван Гаврилов, во дворе пономарь Никифор Игнатьев, в приходе 52 двора, пашни церковныя лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена под селом на лугу и на пустоши Федоровской и по пашни и по лугам 40 копен; а в переписной 1703 г. книге у той же церкви написано: поп Иван Филиппов, поп Дмитрий Иванов, дьякон Василий Иванов и пономарь Иван Иванов, пашни церковныя земли по 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, перелогом и лесом поросло 12 четвертей с осминою, сенных покосов 10 копен». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенскаго и Каширскаго: «дать храмозданную грамоту, 1738 году октябрь 25 дня». Того же числа из Синод. Каз. Приказа выдан указ Екат. Нарышкиной о строении деревянной церкви во имя Рождества Христова. При церкви находились священники: Лука 1666 г., Иван Филиппов 1704-1720 г. и Василий Иванов 1720 г., бывший при оной же церкви дьяконом в 1704 г.; дьячек Степан Иванов 1720 г. и пономарь Иван Иванов 1704-1720 г. Церковной дани платилось с 1712 по 1740 г. рубль 20 алт. 3 деньги.
В 1784 г. село Черкизово принадлежало графу Льву Кирилловичу Нарышкину.Примечание: Вероятно, заключительная строка описания ошибочна, и к 1784 г. село не могло принадлежать Льву Кирилловичу Нарышкину, т.к. выше, в том же тексте описания, сказано, что «По смерти Льва Кир. Нарышкина оно досталось его сыну Ивану, по разделу 1732 г. съ роднымъ братомъ Александромъ Львов.; а после Ив. Льв. владела его дочь Екатерина, бывшая потомъ замужемъ за графомъ Кирилломъ Грягорьевичемъ Разумовскимъ.». Судя по всему, к 1784 г. село принадлежало графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому.Материал процитирован выборочно.
По материалам: 1885. Исторические материалы. О церквах и селах. XVI—XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московского уезда). В. и Г. Холмогоровых. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва. В Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1885 г. кн. 3-я.
С оригинальным текстом можно ознакомиться, открыв ссылку Источник 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?