Мологино. Церковь Спаса Преображения.

МОЛОГИНО — ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Село Мологино, от Твери 123 версты, от Старицы 50 верст. По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Мологино, в нем церковь во имя Преображения Господня с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Мученицы Параскевы, каменная, построена в 1815 году, двукомплектная, утварию довольна, опись утвари церковной, прихода и расхода книги имеются, при ней земли отмежевано писцовой дачи сто пятдесят десятин и триста квадратных сажень, на которую план имеется и хранятся в Тверском Кафедральном Соборе; приходских дворов 668, а в них мужеска пола 2319 женска 2655 души, разстоянием от эпархиальнаго града Твери 123, а от уезднаго Старицы 50 верст, в близости имеются селы Зарино в 7­ми и Денежное в 11 верстах.
В 1828 году служили: Священник Петр Тихонов — 59 лет. Читает и поет хорошо. В школах не был. Вдов. Произведен в священника в 1787 году. Граммату имеет. С прочими родства не имеет. Оный священник Тихонов по указу Консистории 1827 года июня 24 дня за повенчание им прихода его деревни Крестов крестьянина Макара Архипова села Мологина с девкою Анною Михайловою без писма от конторы, без своего причта и без учинения публикации и обыска штрафован взысканием с него на вдов и сирот 25 рублями. А в 1828 году оный же священник Тихонов по указу Тверской констстории марта от 8 дня состоявшемуся за погребение усопшаго тела деревни Раменья крестьянина Евдокима Борисова без ведома земскаго суда штрафован взысканием на вдов и сирот 5 рублей. В дурных поступках не замечен. Священник Иван Феодоров — 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончил курс наук богословия и уволен с аттестатом втораго разряда. Не вдов. Произведен в священника в 1823 году. Граммату имеет. С прочими родства не имеет. До священника Федорова имелось дело о удержании им у причетников своих доходов за что штрафован он взысканием с него на вдов и сирот 10 рублями. В дурных поступках не замечен. Жена его Александра Арсениева — 21 год. Дочь их Александра — 1 год. Диакон Алексей Павлов — 35 лет. Читает и поет хорошо. Окончивший курс философии. Не вдов. Произведен в диакона в 1818 году. Граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. О подозрительных делах записи нет. В дурных поступках не замечен. Жена его Наталия Емелианова — 29 лет. Дети их: Василий — 9 лет в Старицком приходском училище в вышшем отделении прозванием Преображенский, Марья — 7 лет, Анна — 5 лет, Евдокия — 2 года. Диакон Иосиф Сидоров — 33 года. Читает и поет хорошо. Уволен из вышшaгo отделения уезднаго училища. Не вдов. Произведен во диакона в 1821 году из дьячка города Твери от церкви Николая Чудотворца, что на Зверинце, и диаконскую граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Анна Акимова — 27 лет. Дети их: Николай — 6 лет, Феодор — 3 года, Илья — полугода. Дьячек Яков Ильин — 55 лет. Читает и поет хорошо. Из класса реторики. Женат вторым браком. Посвящен в дьячка в 1794 году. Граммату имеет. Дьячек священнику Ивану дядя родной. В дурных поступках не замечен. Жена его Федосья Федорова — 48 лет. Дети их: Федор — 16 лет в Тверской семинарии в нижшем отделении прозванием Ловягин, Евдокия — 18 лет, Марья ­ 7 лет, Иван — 3 года. Дьячек Алексей Антипов — 43 года. Читает и поет хорошо. Из класса синтаксимы. Женат вторым браком. Посвящен в 1803 году во Ржевский уезд Благовещенскаго погоста в пономаря и имеет граммату, того же года, в 1813 году переведен в село Мологино в дьячка, указ имеет. Дьячек священику Петру по жене его двоюродный племянник. В дурных поступках не замечен. Жена его Федосья Федорова — 43 года. Дети их: Александр — 17 лет в Тверском уездном училище в вышшем отделении прозванием Суворов, Дарья — 14 лет, Параекева — 9 лет, Александр — 2 года. Пономарь Федор Иванов — 50 лет. Читает и поет хорошо. В школах не был. Женат вторым браком. Посвящен в пономаря в 1794 году. Граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Пелагия Афанасиева — 48 лет. Пономарь Иван Васильев — 31 год. Читает и поет хорошо. Уволен из вышшаго отделения уезднаго училища. Не вдов. Посвящен в 1823 году во Ржевской уезд села Ратьково в пономаря. Граммату имеет того же года, а переведен в 1824 году в село Мологино в пономаря и указ имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Агафия Васильева — 31 год. Дети их: Ольга — 5 лет, Александра — 2 года. Умершаго священника Федора Прокопиева жена вдова Мария Ильина — 44 года. У ней дети: Тимофей — 21 год в Тверской семинарии в вышшем отделении, Нил ­ 16 лет в Тверской семинарии в нижшем отделении, Василий — 14 лет в Старицком уездном училище в вышшем отделении, Илья — 12 лет в Старицком уездном училище в нижшем отделении. Прозванием Симоновы. Дочь Анна — 19 лет. Умершаго диакона Михаилы Димитриева жена вдова Елена Акимова — 31 год. У ней сын Иван — 10 лет в Старицком приходском училище в вышшем отделении прозванием Ивашев. Умершаго дьячка Димитрия Алексеева жена вдова Ирина Васильева. Умершаго дьячка Михаила Иванова дочь девица Марья Михаилова.
Прихожан в селе Мологине, в деревнях: Салькина, Горбыль, Аполево, Флорово, Михаилики, Колупаево, Кресты, Рудница, Зерютино, Зальково, Малиновка, Березка, Двойня, Бедрино, Раминье, Какошилово, Бураково, Радюкино, Тепляшино, Зыбино, Моисеиво, Посрачье, Большое Дарьино, Малое Дарьино, Кузнецовка.
По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Преображенская, построена в 1815 году, каменная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой Святителя Николая и Мученицы Параскевы. Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года.
В 1901 году служили: Священник Василий Феодорович Шахов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1856 года, священником с 1867 года, состоял членом благочинного совета и духовником, награжден в 1897 году наперсным крестом. Священник Николай Иоаннович Лебедев 52-х лет, студент семинарии, в служении с 1868 года, священником с 1886 года, состоял катихизатором, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Арсений Афанасиевич Зверев 41-го года, в служении с 1879 года, диаконом с 1890 года. Псаломщик Леонид Васильевич Михайловский 22-х лет, в должности с 1899 года. Псаломщик Василий Лаврович Гроздов 24-х лет, в должности с 1899 года.
Прихожане: 1) Священника Шахова — в селе Мологине, в деревнях: Горбылеве, Колупаеве, Крестах, Руднице, Бедрине, Раменье, Михайликах, Аполеве, Малиновке — 350 дворов (1354 мужчины, 1454 женщины). 2) Священника Лебедева — в селе Мологине, в деревнях: Салькине, Михайликах, Озерютине, Двойне, Кокошилове, Радюкине, Зыбине, Березке, Залькове, Флорове — 361 двор (1321 мужчина, 1443 женщины). В 1914 году служили: Священник Николай Лебедев 66-ти лет, окончил семинарию, на службе 32 года, в Преображенском храме 27 лет. Священник Павел Плетнев 24-х лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Иоанн Садиков 37-ми лет, на службе 16 лет, в Преображенском храме 2 года. Псаломщик Василий Гроздов 39-ти лет, на службе 15 лет. Псаломщик Феодор Вышеславцев 61-го года, на службе 30 лет, в Преображенском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Горбыль, Колупаево, Кресты, Рудница, Михайлики, Аполево, Малиновка, Салькино, Зальково, Озерютино, Березка, Флорово — 2112 мужчин и 2307 женщин.
…Река Молога от которой произошло название села Мологина имеет свою местную легенду. На оживленном в те времена Торжокском тракте оно приобрело народную славу. В XVIII веке ржевский помещик вывез из Бежецка местных крестьян на свои родовые прилегающие к Ржевскому уезду земли. Вместе с прибывшими крестьянами перекочевало и название места, с которого они переселились. Дело в том, что река Молога находится у Бежецка, а село Мологино обосновалось на берегах двух рек Итомли и Серебрянки. Быстро освоившиеся и прижившиеся на новом месте переселенцы притянули к себе внимание православных крестьян из соседних деревень Озерютино, Радюкино, 3альково и десятки других небольших деревенек насыщенными ярмарками, лавками, изящной быстровозведенной церковью, школой. Каменный Преображенский храм появился в Мологино в 1815 году. Основной престол имел тоже название; теплые боковые — в честь святого чудотворца Николая Мирликийского и Великомученицы Параскевы. Прихожан в этих когда-то глухих местах края славившемся дремучими лесами к началу ХХ века насчитывалось около 6 тысяч. Два священника на такое количество населения едва хватало. Церковный притч состоял из местных селян. В каменной сторожке при церкви размещалась земская школа. В ней зарождалась династия православных глубоко-верующих учителей Раменских.
По материалам изданий Шаповал Н. Православный Ржев. — Ржев, 2006., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1914.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?