Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Афанасиевский монастырь.

Афанасиевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 2 верстах от города Мологи. Впервые упоминается в 1509 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 году открыт здесь женский монастырь. Здесь находится Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю великим князем ярославским Федором Михайловичем в 1377 году. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени святого князя Федора (см. 19 сентября); Тихвинской называется только по сходству изображения; копией ее быть не могла, так как существовала до явления святой Тихвинской иконы. С крестным ходом она носится по окружным селениям для поклонения. При монастыре школа с 1891 года.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей.
Афанасьевский монастырь (с XV в. — мужской, с 1795 г. — женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в.
Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен.
Отдельно от этого храма (холодного) построен в 1882 году в русско-византийском стиле тёплый Богоявленский собор, имевший три престола — Богоявления, Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца. В постройке этого собора главное участие принимал тот же П.М. Подосенов совместно с купцом Н.С. Утиным. К собору была приписана ещё деревянная с обеих сторон оштукатуренная, прежняя кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1778 году.
Вознесенская приходская церковь построена в 1756 году. В ней было три престола: Вознесения, святых князей Бориса и Глеба и Архистратига Михаила. В оформлении её фасадов были использованы элементы барокко.
Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1805 году, с двумя престолами — во имя Всех Святых и Иоанна Предтечи.
Церковь в селении Горькая Соль, построенная в 1828 году тем же Ф.К. Бушковым. Имела два престола — Апостола Фомы и Казанской Божией Матери.
http://old-yar.ru/story/71/

Часовня Мологского Афанасьевского женского монастыря построена в г. Рыбинске в 1871 году в запоздалых формах классицизма. В 1941 году три монастыря, включая Мологский Афанасьевский женский монастырь, 40 церквей, бывшие дворянские усадьбы, древний русский город Молога численностью населения 5 тыс. человек, около 700 сёл и деревень, заповедные природные территории были затоплены при строительстве Рыбинской ГЭС. Общая площадь затопления составила 4550 кв. км.
С 1995 года в здании часовни Мологского Афанасьевского монастыря располагается Музей Мологского края им. Н.А. Алексеева (отдел Рыбинского государственного историко-архитектурного музея-заповедника).
http://rybinsk.ru/

Первая церковь монастыря основана в 1788 году; вторая – в 1826 году; а третья – в 1840 году. Престолы в них: — в первой, — Сошествия Святаго Духа, Тихвинския Божия Матери и Святителя и Чудотворца Николая; во второй, — Святаго Живоначальныя Троицы; Божия Матери, – Всех Скорбящих Радости, и Святителей Афанасия и Кирилла; в третьей, — Успения Божия Матери. Земли 36 десятин. Всего в приходе 9 селений, 279 домов, число душ 889 мужского пола и 923 женского
Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

Мологский Афанасьевский женский монастырь в 3 верстах от города Мологи, близ реки Мологи. Основан в 1793 году. Церквей 4, все каменныя, прочныя: 1) зимняя — во имя Святой Живоначальной Троицы, трехпрестольная: с правой стороны — в честь Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости, (24 октября); с левой — в честь Святых Афанасия и Кирилла, Александрийских Чудотворцев, память их 18 января. Эта церковь построена до основания монастыря. 2) Летний собор в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. С правой стороны придел во имя Божией Матери Тихвинской, (28 июня). С левой — в честь Святого Николая Чудотворца, (9 мая). Собор выстроен в 1840 году, на средства монастыря. 3) В честь Успения Божией Матери, (15 августа). Каменная, однопрестольная. Устроена в 1826 году на средства монастыря и 4) кладбищенская, летняя церковь, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, (29 августа). Каменная, однопрестольная. Построена в 1890 году на средства монастыря.
Главная святыня Чудотворная икона Божей Матери. Сия святая икона была принесена в дар бывшему на месте настоящего женскаго монастыря мужскому Афанасьевскому монастырю в 1370 году великим князем Фёдором Михайловичем, Ярославским Чудотворцем, и по сходству начертания носит название Тихвинской. Часть мощей Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Часовни: 1) в городе Мологе на площади, с жилым помещением для сестёр, построена в 1846 году, 2) в городе Рыбинске на Преображенской улице, с помещением для сестёр, построена в 1871 году, 3) в 0,25 версты от монастыря по Череповецкой дороге, построена в 1829 году и 4) часовня в ограде монастыря, построена в 1826 году. Все каменныя.
Земли 330 дес. 554 кв. саж. Дом каменный в Мологе. Каменныя торговыя лавки в городе Мологе и деревянный флигель. Разныя усадебныя постройки при монастыре. Монастырский капитал в процентных бумагах заключается в 184 621 руб. Церковно-приходская школа. Из монастырской домашней аптеки выдаются безплатныя лекарства соседним крестьянам и детям школьникам, по совету врача, посещающаго раз в неделю монастырскую больницу.
Книга «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин)

Археологические материалы. Опись Афанасьевского мужского монастыря, при Посаде Мологе, составленная в конце XVII столетия.
На монастыре церковь, во имя Троицы, деревянная, с трапезою и келарскою, теплая. На ней кровля тесовая ветха; на церкве шея рублена в осмерик, глава крыта чешуею деревянною; на главе крест железной.
А в церкве и в трапезе, святых икон, и двери царские, сень, и столбцы, коруна, столярские работы, писаны на золоте, — на дверях царских Благовещение Пресвятые Богородицы, четыре Евангелиста, на коруне в средине Господь Саваоф. У царских дверей завеса крашенинная.
Местных образов:
По правую сторону: образ Пресвятыя Троицы, писан на золоте; на нем 5 венцов серебреных гладких золоченых, а перед тем образом лампада медная луженая, у нее кисть нитяная, вместо пелены писано красками. Образ Афанасия и Кирилла, — венцы резные, а в них по шести камней простых, цата бисерная, — в киоте, шандал железной простой. Образ О тебе радуетца, да 3 иконы месячных: Март, Май, Июнь, да образ шести Апостол.
По левую сторону: Образ Купина неопалима, — лампада медь, у ней кисть нитяная. Образ Николая чудотворца в житии – писан на золоте, шандал железной передвижной. Образ Единородный Сын, да 3 иконы месяцы Апрель, Июнь, Август осми листовые, да образ шести Апостол.
По левую сторону: Образ Купина неопалимая, — лампада медь лужена, у ней кисть нитяная. Образ Николая чудотворца в житии, — писан на золоте, шандал железной передвижной. Образ Единородный Сын, да 3 иконы месяцы Апрель, Июнь, Август осми листовые, да образ шести Апостол.
На северных дверях Архидиакон Стефан, над ним браз Спаса нерукотвореннаго. На южных дверях образ Архидиакона Евпла, над ним образ Пречистые Богородицы Воплощение. Образ Лазарево Воскресенье. В первом поясу в деисусах образ Всемилостиваго Спаса, а по обе стороны дванадесять Апостол. Во втором поясу праздники Господские. Пред деисусом паникадилцо медное малое, о 9 шандалах, внизу кисть нитяная пестрая.
В трапезе образ Пречистые Богородицы Одигитрия, — писан красных.
В олтаре престол, а на нем: одежда кумашная, покров выбойчатой полосатой; евангелье печатное, по образу золочено, на нем Распятье и Евангелисты медные позолочены, застешки, и петли, и на исподней дске 5 мест медных луженых, — обкрыто бархатом. А на престоле ж крест благословящей, — оклад серебряной золочен. За престолом: образ Пречистые Богородицы Одигитрия Тихфинские, — венец с коруною резной серебряной золочен, цата тоже; крест выносной, — венец и цата серебряные золочены. На другой стране Пречистые Богородицы Знамение, — писан на золоте.
Жертвенник покрыт кумачем красным, а на нем: сосуды служебные, — потир, дискос, звезда, лжица, — оловяные; воздух и покровцы тафтяные, подложены крашениною. Над жертвенником образ Пресвятые Богородицы Успение. Чаша водосвятная медная лужена, 3 блюда оловяных, 3 ковшичка медных, — ветхи, кадило медное чеканное сквозное, фонарь выносной, — ветх. В трапезе: деисус, образ большой Нерукотворенной Спас, образ Предтеча большой с иными святители, образ Пречистые Богородицы, осми листов, писан на красках; 2 налоя сгибных, стол водосвятной, — обложен крашениною, ветх; 2 подсвешника выносных, — древяные точены. В трапезе печь обращатая цеменная, — ветха. Над южными дверями в паперти: образ Спаситель Нерукотворенный, образ Всех Скорбящих Радость.
В олтаре, и в церкве, и в трапезе, в красных окнах семь окольниц слюдяных, ветхи.
Другая церковь, Успения Пресвятые Богородицы, холодная, — на святых вратах придел Преподобнаго Котнилия Комельского, не освящен, с папертью глухою, — крыта тесом; глава шатровая, на главе крест древяной, опаян железом белым.
В церкви Божия:
Царския двери, завеса крашенинная, столбцы, сень резная; в средине Господь Саваоф.
По правую сторону: Образ Успения, — писан на золоте; у Спаса и у Богородицы два венца серебряные гладкие; дваж венца у Богородицы, с коруною и с цатою. Образ Преображение Господне, — лампада железная. Образ Корнилия Комельского, — оклад и поля басейные, венец серебряной чеканой. Образ преподобнаго Сергия.
По леву сторону образ местной Пречистые Богородицы Тихфинские, — оклад басейной, венец и цата серебряные золочены; у Спаса венец с коруною, у Богородицы ожерелье низаное земчужное меж жемчугу по красному отласу. Образ Афонасия и Кирила со Спасителем, — образ ветх, венец резной с коруною и каменем, у Святых венцы резные золочены, в привесе у Афонасия крест с мощами серебряной золочен; у кресла 6 жемчужинок, у Кирила крест древяной, обложен серебром басейным, золочен. На северных дверях Диакона Авива, на южных Пророка Даниила. Херуговь, — на ней Богоявление Господне, а на другой стороне Происхождение Древе.
Над Царскими дверми и по обе страны образов окладных шти-листовых: образ Спаса, образ Богородицы, — оклад, венец, цата резные, поднизь жемчуговая; образ Владимирския, — образ Пречистые Богородицы оклад басейной золочен, во облаце Спас, в молении многие Святые; образ Иоанна Предотечи, два Николая чудотворца, да Николая чудотворца Можайского; образ Иоанна лественика да мученицы Параскевы, во облаце Спас, на полях Афонасия Александрийского да мученицы Агрипины, — оклада басейной, на образах 5 венцов, — ветх; деисус; в киоте образ Соловецких чудотворцев. Над южными дверми образ Пречистые Богородицы Одигитрии, а над северными образ Ионна Златоуста. Образ Пророка и Проатцы.
Паникадило медное о осми налепах с репьями, яблоко резное, кисть шелковая.
В олтаре: одежда на престоле дороги полосатые; евангелье печатное в десть, — оклад серебряной золочен; евангелье печатное, по обрезу золотом позолочено, окрыто бархатом лазоревым, евангилисты серебряные, петли медные; крест благословящей, — оклад басейной, с каменем простым.
Ризы отлас красной, оплечье отлас золотной, на подольнике отлас зеленой, на крашенине. Ризы камчатые красные, оплечье бархат персицкой. Ризы камчатые лазоревые. Ризы китайчатые; оплечье бархат, — гораздо ветхи, розбиты в починку. Ризы зендень желтая, оплечье камкасея, — ветхи. Ризы тафтяные жаркой цвет. Ризы полотняные белые. Стихарь тяфтяной черной. Стихарь полотняной. Стихарь крашенинной зеленой. Стихарь камчатой.
На монастыре колокольня, построена на четверике; на ней 7 колоколов, — большой колокол 19 пуд 31 гривенка; на колокольне часы боевые железные, бьют в колокола.
На монастыре строение: келья строительская с двоими сеньми, 2 кельи брацкие с сеньми, одна двойня, — крыты тесом. При монастыреж, на конюшенном дворе, строения: иба конюшенная, перед нею клеть на мшенике, — ворота однощитные створчатые, и вкруг того двора сараи конские и сушильни, где сено блюдетца. Оное строение крыто дранью.
Монастырских 3 житницы, 2 пяти-стенных, крыты тесом; в них, по мере ящиков, на лицо всякого хлеба: ржи 40 четвертей, ярицы 20 четвертей, жита 10 четвертей, овса 68 четвертей, — из онаго овса послано в Углечь, в Воскресенской монастырь 10 четвертей; пшеницы четверть с осминою, конопель полосмины.
Под колокольнею деревянной анбар, а в нем всякой оловянной и медной посуды и железной рухляди, мельничной и кузнечной и рыболовной и торговых гирь и контарей.
А в церквах книг: 12 миней месячных, 2 октая, апостол, толковое евангелье, треоди цветная и постная, праздничная минея в десть, опчая минея в десть, псалтырь со возследованием, другая псалтырь со возследованием ветха, — патерик, 3 ермолога, 3 служебника, книга скрыжаль, 3 пролога в год, да подголовник с жалованными грамотами и крепостьми:
1.) Жалованная грамота Великого Князя Юрья Васильевича, льготная, чтобы всяких податей Государевых с вотчин не сбирать три года в ево Государеву казну, для построения после пожару Афонасьевского монастыря, 7056 (1548) году, за ево Великого Князя рукою, — на листву, ветха.
2.) Жалованная грамота Великого Князя Василья Ивановича всеа Росии на вотчину по лесном угодье, за ево Великого Князя рукою, 7030 (1522) году, — на листу, весма ветха.
3.) Жалованная грамота Великого Князя Василья Ивановича несудимая в городах и на Мологе, за ево. Великого Князя рукою, 7030 (1522) году, на листу, ветха.
4.) Список с выписи писца Князь Дмитрия Бельского, [7]104 и [7]105 (1596 и 1597) годов, на все вотчины.
5.) Жалованная грамота Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всеа Русии, о владенье вотчин, 7131 (1623) году, на листу; на ней печать красного воску на шелковом снуре.
6.) Выпись с писцовых книг, на все 3 волости, писца Северьяна Давыдова да подьячего Осипа Трофимова, [7]139 (1631) году, на 19 склейках, за писцовою печатью и за скрепою оного подьячего.
7.) Жалованная грамота Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всеа Русии, о рыбной ловле, [7]149 (1641) году, на 7 столбцах.
8.) Запись меновая Дмитрия Юрьева, сына Кувшинова, на Московские пустоши, [7]175 (1667) году, Сентября.
9.) Выпись межевая на все вотчины, Родиона Неплюева, Углецкого Воеводы, на 14 склейках, [7]188 (1680) году, Сентября, за ево Неплюева рукою.
10.) Грамота Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, на Углечь, Воеводе Родиону Неплюеву, Офонасьевского монастыря на слугу и служебников, чтобы ведать судом расправою в Москве, [7]188 (1680) году, Июля в 17 день, — на 3 столбцах, за пометою Дьяка Петра Кудрявцова.
11.) Две грамоты Государевы, на Углечь, к Воеводе Матфею Супоневу, несудимые, [7]191 (1683) и [7]192 (1684) годов; те грамоты по 3 столбца, за подметою Дьяка Гаврила Деревнина.
12.) Грамота Государева, в Ярославль, к Воеводе Никите Милюкову, о спорной земле с Моложаны, чтоб до указу не межевать земли, — [7]190 (1682) году, на 3 столбцах, за пометою Дьяка Гаврила Деревнина.
13.) Грамота Великих Государей ко ономуж Воеводе Матфею Супоневу, в рублевых деньгах, — дву столбцах, за пометою Дьяка Артемья Степанова, [7]196 (1688) году, Генваря в 31 день.
14.) Грамота Великих Государей, на Углечь, к Воеводе Михайлу Изединову, несудимая, на 3 столбцах, за пометою Дьяка Григория Молчанова, [7]196 (1688) году.
15.) Отпись Боярина Князь Григорья Семеновича Куракина, о возвращении крестьянских пожитков, [7]175 (1667) году.
16.) Отпись Федора Петрова сына Уракова в иску, [7]179 (1671) году.
17.) Отпускная, Троицы Сергиева монастыря Стряпчего, Марка Шешкова, за ево рукою.
Сундук сосновой большой, некованой, со всякими старыми писмами. Сундук дубовой, а в нем посуды оловянные весом пуд 13 фунтов с полу-четвертью.
Да на монастыреж 2 погреба, зимней и летней; в них деревянной посуды: 6 бочек, — ветхи, 9 чанов, — ветхи, в том числе 2 новых. А во властной пустой келье, что к лесу, у дверей четверы крюки да замок изнутряной.
На монастыре, на конюшенном дворе лошадей: 8 меринов, из них 2 леты сросли, 6 жеребцов, 22 кобылы, да кобылок по 2 года 7, да полугодовых жеребят жеребчиков двое, да кобылок тож. Рогатого скота: 5 коров, 7 быков, 2 телушечки полугодовых, 9 овец, — от них приплоду барашик да ярочка.
Да сена: в пожнях 8 стогов, на заволотье 5 стогов, на большом острову 11 стогов, да на малом 1 стог, в моложском лугу 9 стогов.
Да в огуменнике соломы яровой 7 стогов, да ржаные и яровые 4 омета.
В низу каждого листа подпись: К сей описи Офонасьевского монастыря белой поп Офонасей Иванов руку приложил.
Отпись 1662 года.
Память мне Ярославскому розсыльщику Васке Матвейнову. Взял я Ерославского уезду, Черемоские волости с пометия Кузаева, с четь деревни Шишкина, с дву дворов, по грошу с двора, полотнянышных денег на [7]170 год. Платил денги крестьянин Лукъян Никитин, деревни Шишкина, а я Васка отпись дал. А отпись писал я Васка своею рукою, лета 7170 (1662) году Августа в 16 день.
Газета «Ярославские губернские ведомости № 38 и № 39» (1850 год, № 38 (стр. 373) и № 39 (стр. 380))

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?