МОЛИТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ КРЕСТЬЯН И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Изучение молитвенного опыта сельского населения имеет ряд трудностей, связанных, прежде всего, с источниковой основой исследования. Следуя заповеди Христа, благочестивые люди не афишировали своих молитвенных трудов..
Практика христианского благочестия подразумевает молитвы как общие, церковные, так и домашние. Следуя слову Священного Писания «непрестанно молитесь…» (1Фес. 5,17), многие благочестивые селяне освящали свою повседневную жизнь молитвой: в начале дня и отходя ко сну, перед едой и после нее, перед началом и по окончании всякого дела.
Каждый день крестьян начинался с МОЛИТВЫ. Встав утром, умывшись, приведя в порядок свой внешний вид, в красном углу перед иконами они творили молитву.
«От сна пробудись
И горько заплачешь,
Богу помолись…» — гласил духовный стих, известный среди многих крестьян Неграмотность и насыщенность жизни хозяйственными делами не всегда позволяли крестьянину вычитывать длинное молитвенное правило. Обращаясь к таким людям, известный в то время священник Иоанн Сергиев (ныне прославленный в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский) советовал: «При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, чем тьмы слов языком… Не могущим вмещать продолжительной молитвы, лучше творить молитвы краткие, но с горячей душой».
Молитвенные обращения зависели и от ВРЕМЕНИ ГОДА, и от заведенного в семье обычая. В некоторых семьях утреннюю молитву совершали каждый из членов семьи в отдельности. Зимой молитвы были продолжительнее, летом в разгар страды ограничивались непродолжительным обращением. Некоторые священники описывали проявления ОСОБОГО УСЕРДИЯ в молитвенном делании. Так, например, священник И. Райский писал, что некоторые из его прихожан клали в красном углу большой камень, на котором молились, стоя на коленях.
По замечанию писателя Г.И. Успенского, ЛЮБОЕ ДЕЛО, начинаемое крестьянами, сопровождалось крестным знамением и испрашиванием Божьего БЛАГОСЛОВЕНИЯ на работу словами «Господи, благослови!» с «обычным облегчающим грудь придыханием».
Народная культура русских, вне зависимости от места их проживания на огромных пространствах Российской империи, была неотделима от Православия.
Воспитание в детях потребности (необходимости) молиться Богу было основано на личном примере родителей, на включении детей в общую домашнюю молитву. Это отражение я нашла в одной из детской скороговорок, которая была записана в Челябинском уезде этнографом Ястребовым в середине XIX века. Игра-скороговорка заканчивается словами: «Кому спать-ночевать – стелись да ложись, вперед Богу молись».
Как правило, родители не заставляли детей учить молитвы, но дети присутствовали при их чтении.
З.И. Баранова, родившаяся в Златоусте в 1915 году, вспоминала, как часто, проснувшись ночью, видела свою мать молящейся на коленях перед иконами. О.П. Архипова, родившаяся в деревне Аршинка Златоустовского уезда Уфимской губернии в 1912 году, рассказывала, что ее дед постоянно подолгу молился в красном углу, в это время детям запрещали шалить и громко разговаривать. Стоит заметить, что существовало и другое отношение к религиозному воспитанию детей – серьезное, разумное. Преподобный оптинский старец Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) происходил из семьи оренбургских казаков. По воспоминаниям старца, отец учил его молиться: «Возьмет, бывало, меня, поставит с собой и велит прочесть «Богородицу», «Царю Небесный» и еще что-либо. Учил меня читать 90-й псалом, и я его тогда выучил наизусть за один день». Дальнейшая жизнь Павла свидетельствовала, что родительское воспитание приносило добрые плоды.
Видя молитвы благочестивых старших родственников — бабушки, дедушки, родителей — дети и сами привыкали к молитве.
Правда, тексты молитв нередко претерпевали в народной среде искажения. Религиозный опыт молитвы по доверию, перенятый у старших, не подкрепленный личным опытом, был очень непрочен: в подростковом и юношеском возрасте многие переставали молиться, что отмечали и благочинные в своих отчетах. Общий уровень нравственности молодых сельчан был отнюдь не всегда высок: « Священник села Белоярского Челябинского уезда Иоанн Протопопов отмечал, что «бороться с пороком сквернословия очень трудно, потому что крестьяне скверные слова не считают за грех и, если слышат из уст мальчика 9-10 лет, то только похваляют его».Священники, учителя церковно-приходских школ отмечали как самый важный недостаток церковно — школьного образования грубое коверкание текста молитв и заповедей учениками. «Искажения эти, иногда совершенно искажающие смысл молитвы, сами новички приносят в школу, так как большинство их поступает в школу, зная уже общеупотребительные молитвы в том искаженном виде, в каком их читают в крестьянских семействах».
Православное сельское население тем не менее ОСОЗНОВАЛО необходимость молитвы в деле спасения. Крестьяне, казачество, горнозаводские жители молитвой освящали свою жизнь и учили молиться своих детей. Многие народные ПОСЛОВИЦЫ отражают крестьянское отношение к молитве, например: «Не торопись, сперва Богу молись», «Пораньше просыпайся да за Бога хватайся», «Жить – Богу служить», «Сей, рассевай, да на небо взирай», «Нет ничего труднее на свете, как Богу молиться, отца с матерью кормить, да долги платить». «Молитва места не ищет», молиться можно везде и всегда, ведь «Господи, помилуй!» не грех говорить и не тяжело носить», — признавали селяне и передали эти истины последующим поколениям.
Благодарю, кто дочитал