Молитвенная и евхаристическая дисциплина
императорской четы ( в сокращении )
С самого раннего возраста будущий Государь Николай II регулярно посещал церковные службы. В младенчестве он был в церкви на руках матери или няньки, а в отрочестве находился в храме все положенное богослужебное время наравне со взрослыми. В Императорской династии это было принято как общее правило. Императрица Александра Федоровна приносила в церковь первенцев практически с рождения, чтобы они, в том числе привыкали к церковному пению
Император практически всегда бывал на литургии (обедне) в воскресные дни. Так, во время поездки по прифронтовой полосе 11 сентября 1916 года, Император в дневнике отметил: «Необычное для меня воскресенье без обедни»Пропуски воскресных служб были крайне редки. Они случались в дороге или по болезни.
Государь с Семьей всегда присутствовал на рождественских службах и всегда посещал полный интенсивный цикл богослужений на первой и последней неделях Великого поста. Также, разумеется, всегда был на пасхальной службе и, кроме того, на литургии в первый день Светлой седмицы.
Можно заметить, что ежегодно в первые два дня Пасхи Царственные супруги христосовались со всеми служащими своего дворца и другими чинами, находившимися в то время рядом, а также с членами депутаций от волостных старшин и старообрядцев. Государь христосовался с мужчинами, Государыня — с женщинами, а мужчины целовали Царице руку. (Количество лиц, приносивших поздравления, было весьма значительно.
На праздник Богоявления из Императорского Зимнего дворца совершались торжественные выходы на Иордань, устроенную на Неве. Царскую семью сопровождал сонм столичного духовенства, которое возглавлял санктпетербургский митрополит. При погружении креста в воду производился пушечный салют, святой водой окроплялись все чины, а также знамена и штандарты. Митрополит подносил Государю чашу со святой водой,
Теперь скажем о посещении Государем церковных служб во все двунадесятые, некоторые Великие праздники и дни своего тезоименитства (память святителя Николая Чудотворца)
Далее можно отметить, что некоторые двунадесятые праздники совпадали с днями полковых праздников, на которых было принято присутствие Государя, иногда с супругой. Так праздник Благовещения Господня был полковым праздником лейбгвардии Конного полка, Вознесения Господня — праздником лейбгвардии Уланского Ея Величества полка, Пресвятой Троицы — праздником лейбгвардии Измайловского полка и лейбгвардии Саперного батальона, Преображения Господня — праздником лейбгвардии Преображенского полка, Введения во храм Пресвятой Богородицы — праздником лейбгвардии Семеновского полка, память святителя Николая Чудотворца мая — праздником лейбгвардии Кирасирского Ея Величества полка.
Во время смотров некоторых названных полков служились обедня и молебен (на Троицу — обедня и вечерня), после чего совершался парад. Иногда же служился только молебен.
В Императорской семье было принято служить молебен на свой отъезд или возвращение домой. Кроме того, Семья посещала литургии, молебны на именины и дни рождения детей, а также юбилеи Священного Коронования Их Императорских Величеств.
Государь старался быть на литургии и в день своего рождения 6 мая, слушать обедни в годовщины своей помолвки и свадьбы. Нередко Император бывал на панихидах по разным случаям. Таким образом, жизнь Государя и его Семьи была постоянно сопряжена с церковной молитвой, пронизана ею.
Субботние всенощные при Дворе начинались в 1830 — 1900, а литургии довольно поздно: в 1100 — 1130. Иногда до обедни Государь шел на охоту, гулял или работал в кабинете, принимал доклады разных лиц и депутации. Изза этого Государь несколько раз за время царствования опаздывал в церковь.
Особо можно сказать о продолжительности служб. На Руси с давних пор был принят из Палестины древний, так называемый Студийский устав, определяющий круг церковных богослужений и постовую дисциплину. Устав этот составлялся для монастырей, где продолжительные службы и длительные суровые посты естественно вписываются в жизнь отрекшегося от мира инока. В приходах надо было опускать или сокращать некоторые службы, иначе бы мирянам оставалось мало времени на работу и семейный быт. Но, к сожалению, единого правила, как и что сокращать, так называемого приходского устава, не выработано в России до сих пор. Для Придворного ведомства в XIX веке такой устав был составлен. И хотя всенощные и литургии при Дворе продолжались, как правило, всего 1 час, максимум — 1 час 20 минут, эти богослужения всегда отличались особенной стройностью, красотой и благолепием.
На архиерейских службах Император бывал редко и практически всегда по необходимости, согласно принятым церемониалам.
Далее скажем, что Императорская семья соблюдала утреннее и вечернее молитвенное правило.
Учитель Цесаревича Чарльз Сидней Гиббс сообщает, что «в Царском Селе каждый вечер, когда Цесаревич был уже в постели [и был готов заснуть. — К.К.], Императрица читала с ним вечерние молитвы. В Могилеве Его Величество продолжил этот обычай.
Вместе с вечерней молитвой Императрица иногда читала Библию
В воспоминаниях военного писателя Дмитрия Николаевича Дубенского, бывшего в свите Императора, отражен рассказ камердинера Государя о том, как ночью с 1го на 2е марта 1917 года келейно молился Царь. Камердинер говорил: «Его Величество всегда подолгу молятся у своей кровати, подолгу стоят на коленях, целуют все образки, что висят у них над головой, а тут и совсем продолжительно молились. Портрет наследника взяли, целовали его и, надо полагать, много слез в эту ночь пролили. Я заметил все это»
«никто из членов [Царской] семьи не садился за стол без молитвы» Охранник Ипатьевского дома Филипп Полиевктович Проскуряков свидетельствовал, что у Царской семьи утром «была общая молитва. Они все собирались в одну комнату и пели там молитвы»
В личных покоях Императорской четы всегда было много икон.
[В комнатах Великих княжон] иконки, недорогие гравюры и фотографии на религиозные темы. На тумбочках у кроватей лежат Евангелие и молитвенники, вместо обычных девичьих безделушек поставлены распятия и свечи»
Далее отметим следующий момент. Государь Николай II в продолжение царствования (особенно в период празднования 300летия династии) подчеркивал преемственность, единство Императорской России с древней Русью, с родоначальниками династии. Вероятно, в честь Царя Алексея Михайловича Император назвал своего сына. Поэтому, полагаем, любопытно сравнить богослужения при Государе Алексее Михайловиче со временами последнего Императора.
Историк древней Руси Иван Егорович Забелин о первом Царе рода Романовых пишет: «Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении всего собравшегося синклита шествовал часу в девятом к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор, или к празднику, т.е. в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях бывали гораздо великолепнее, торжественнее. Обедня продолжалась часа два.
Теперь скажем о причащении Императора Святыми Христовыми Тайнами. Разумеется, Государь, как и всякий православный, трепетно относился к принятию Христа. В дневнике он пишет о таких днях: «Сподобились причаститься Св. Тайн», «Имели великое утешение причаститься», «Удостоились причаститься Св. Тайн. Великая и благодатная минута»
Отметим: в XIX — начале XX века в России общим правилом считалось за необходимость причащаться Святыми Тайнами один раз год. Императорская семья в период 1896–1918 годов причащалась ежегодно в Великий пост, как правило, дважды: в субботу первой седмицы и в Великий четверг (подробнее см. в таблице на с. 334–337)
Примечательно, что Государыня в день исповеди часто письменно просила Государя о прощении, делая записи в его дневнике, пока он исповедовался или уже спал (что, конечно, не исключает устного прошения о прощении обид). Как пример приведем следующие заметки. В 1901 году Императрица писала: «Вот мое слово любви и молитв
Практически всегда Император приобщался Святых Тайн с Семьей, а в последнее время царствования нередко и вместе с придворными и военными чинами, в том числе с казаками, нижними чинами и прислугой. Только 7 апреля 1916 года Великим Постом по обстоятельствам военного времени Царь встретил Пасху в разлуке с Семьей. «Даже не могу представить себе Пасху и заутреню без Тебя», — писала отцу Великая княжна Татьяна Николаевна. И тогда же: «Правда ужасно хорошо что с нами конечно будут причащаться казаки, солдаты и, очевидно, все прекрасное батюшкино семейство» (имелась в виду многодетная семья Царского духовника Александра Васильева)
В заточении в 1917 и 1918 годах Государь перенес свое традиционное причастие с Великого четверга на Великую субботу.
В субботу же, причащаясь, Государь последний раз в земной жизни посетил Божию церковь (Благовещенскую в Тобольске).
За время царствования Император ни разуне причащался в воскресную службу или какойлибо двунадесятый (в том числе Рождество Христово) или Великий праздник. Правда, в 1904 году Государь приобщился на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта, но только потому, что в том году он совпал с Великим четвергом — традиционным днем причастия Императорской семьи. Ни разу Царь не причащался и на Пасху.
Почему? В дореволюционной России вообще не было принято приобщаться в пасхальную ночь. Причащались Святыми Тайнами, как правило, Великим постом и, как правило, в субботу на первой седмице, в Великий четверг или Великую субботу. То есть Императорская чета причащалась по установившимся тогда правилам, хотя и не единожды, а дважды или трижды в год.
Вообще Царские дети причащались, конечно, чаще взрослых, в том числе на годовщины рождения и на именины. Разумеется, Цесаревич принимал Святые Христовы Тайны при приступах гемофилии. О причастии Наследника во время тяжкой болезни в Спале, в Польше, в 1912 году Императрица писала: «Его бедное исхудавшее личико с большими страдающими глазами засветилось от благодатного счастья, когда священник подошел к нему со Святыми Дарами. Это было такое успокоение для всех нас, мы тоже почувствовали такую же радость»
В целом причастная практика последнего Государя была весьма схожа с первыми Царями рода Романовых. Как пишет Иван Егорович Забелин, в XVII веке «обыкновенно цари говели [готовились к Причастию] или на первой неделе поста, или на Страстной, что бывало чаще, и очень редко в августе, в Успенский пост»54.
Отдельно можно сказать о так называемом причастном платье. Как говорит Забелин, в древности «белье и платье, в котором, говея, государь причащался, всегда сохранялось особо, как некоторого рода святость. <…> Особо оберегаемою статьею были сорочка причастная, порты причастные и пояса причастные, как утиральник и лентий, — все это приносилось из хором царицы и после обедни туда же бережно возвращалось». Во времена Государя Николая II традиция иметь особую, причастную одежду, была, по всей видимости, утрачена.
Для миропомазания Государю при торжестве Коронации был приготовлен специальный мундир с откидывающимся клапаном на груди и специальные сапоги с отверстиями для удобства совершения помазания. После венчания на Царство Император повелел хранить коронационный костюм как святыню и историческую реликвию. Ныне он находится в Оружейной палате Московского Кремля в коллекции коронационных одежд русских монархов57.
Императрица, как женщина, связывала радость причастия с надеждой стать ближе к мужу и желанием быть ему полезной. Так, она писала Государю: «Мое сердце всегда наполняется радостью, когда мы вместе с тобой идем к святому причастию, — это ведь еще больше сближает и помогает вместе с близким человеком разделять жизненные радости и скорби», «Такое счастье идти вместе с тобой и тремя нашими маленькими девчушками к святому причастию», «Ах, дорогой, какое утешение в это время испытаний быть на причастии вместе. Пусть святое причастие даст тебе силу и укрепит волю для исполнения твоего тяжелого предназначения, которое Господь возложил на тебя. Если я и способна чемто помочь тебе, так это только тем, что я могу молиться от всего сердца и от всей души за тебя и за нашу любимую страну»
Последний раз перед арестом Государыня приобщилась в Рождественский пост, в воскресенье 18 декабря 1916 года, ровно за неделю до Рождества
Сталкиваясь со страждущими, Императрица старалась внушить им мысль о важности в тяжелое время принять в себя Христа. После начала Первой мировой войны она делилась этим с мужем: «Как важно иметь возможность причаститься в подобные минуты [печали] и как хотелось бы помочь другим вспомнить о том, что Бог даровал это благо всем — не только как нечто обязательное раз в году во время поста, но и для тех случаев, когда наша душа жаждет этого и нуждается в подкреплении! Когда я нахожусь наедине с людьми, которые, как мне известно, переживают сильные страдания, я всегда касаюсь этого вопроса, и с Божьей помощью мне во многих случаях удалось им объяснить, что это — всем доступное, благое дело и что это дарует облегчение и покой болящему сердцу. Я говорила об этом с одним из наших [раненых] офицеров. Он согласился причаститься и после почувствовал себя таким счастливым и бодрым и стал куда лучше переносить свои страдания. Мне кажется, одна из главных обязанностей наших женских в том, чтобы стараться привести людей ближе к Богу, заставить их постигнуть, что Он более доступен и близок к нам, что Он ждет, чтобы мы обратились к Нему с любовью и верой. Многих удерживает робость и ложная гордость, а потому мы должны помочь им преодолеть эту преграду. Я как раз вчера вечером говорила священнику, что, помоему, духовенству почаще следовало бы вести с ранеными подобные разговоры, — совершенно просто и прямо, только не в виде проповеди»
Итак, как видим, Царская семья была весьма религиозна, Император Николай II был воцерковленным монархом, любил православную обрядность и молитву.