Мохнецы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В Мохнецах, по церковным источникам, по рассказам многочисленных родственников священника Невского и старожилов деревни, до 1773 года «на святом месте бывшей Богородице-Успенской пустыни был монастырь» и велась летопись событий. Последними строителями Мохнецкой пустыни были до 1762 г. иеромонах Аристовум, а с 1769 г. — иеромонах Варлаам. В доме бывшего священника церкви Виктора (Невского) сохранилась на «хозяйственной его половине часть стены кельи с узким оконцем для подачи пищи насельнику монастыря».
В 1773 г. Богородице-Успенская пустынь закрывается, к деревянной монастырской Успенской церкви приписываются 8 деревень, и она становится приходской; ремонтируется, подновляется, но в 1840 г. подвергается пожару. В 1841 г. восстанавливается, в 1870 г. разбирается, и на ее месте готовится площадка для строительства новой каменной церкви. В деревянной церкви служили священники отцы Алексей Иванов, Данила Семенов, Иван Матвеев, Иван Казанский. Каменная Успенская церковь постройки 1871 г. имела три престола: в холодной — Успенской Божией Матери, в теплой — православного Св. Николая, а также святого Архистратига Михаила и святого Модеста Патриарха Иерусалимского. Часовня
Церковный капитал состоял из билетов на 700 руб., 450 руб. — на книжке сберкассы и т.д. Часть своего состояния завещал церкви здешний помещик генерал-адьютант Н.В. Зиновьев; денежное состояние способствовало быть «самому красивому храму в округе». Церкви принадлежали деревянные сторожка и амбар, а также земли: пахотной — 35 дес. 266 саж., леса по болоту — 9 дес., под церковью, кладбищем, дорогами, ручьем и рекой — около 8000 сажен. Служили, по данным 1901 года, священник Виктор Арсеньевич Невский, 35 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1855 г., в качестве священника 1890 г., дьякон М.С. Первов, 54 года, псаломщик И.В. Лебедев, 22 года. Прихожанами были военные (20 мужчин и 36 женщин) и крестьяне с. Мохнецы, дд. Мошнецы, Мухреево, Омельянцево, Озерецкое, Денисово, Слободиха, Боброво — всего 223 двора, 741 мужчина и 916 женщин. В приходе церкви находилось 2 часовни: на приходском кладбище — Архистратига Михаила, постройки 1874 г., и в д. Слободиха — Архистратига Михаила и Великомученицы Параскевы, постройки 1887 г., обе деревянные.
Успенская церковь работала до 30-х годов, затем ее закрьти, использовали под сушилку зерна и склад. Утрачена фресковая живопись на стене, за исключением алтарной части, где сохранилась фреска, изображающая Успенье Божией Матери. Полностью исчезло внутреннее убранство, иконостас, иконы. Стены в трещинах, осыпаются, черные от копоти. Утрачено завершение храма, ограда кладбищa, само кладбище вытоптано и заезжено транспортом. В таком же плачевном состоянии и часовня. Здание церкви Успение Богородицы 1868-1872 г. в с. Мохнецы объявлено памятником архитектуры, паспорт № 5537 хранится в Комитете по сохранению историкокультурного наследия администрации Тверской области. Престольный праздник — святого Модеста архиепископа Иерусалимского, в народе — Модесты (31 декабря). В этот день проводились ярмарки, угощения. Памятны прихожанам священники Невские. Каменный Храм Строился при отце Арсении Невском, и прослужил он в нем 30 лет. В церковном хозяйстве сеяли рожь, овес, ячмень, лен, сажали картофель, собирали хорошие урожаи. При церкви содержалось 6 лошадей, 21 голова крупного рогатого скота, 11 овец. В их семьях было два постоянных работника на правах членов семьи, на сезонные работы нанимались еще два человека. Дети крестьян учились в церковно-приходской школе. Имелось 6 жилых, 25 нежилых построек. Два дома священников отца Арсения и отца Виктора Невских сохранились до сих пор. У Невских была большая библиотека, много всяких инструментов, в т.ч. музыкальных. Дом их был в те времена культурным центром: в нем читали литературные произведения, пели, ставили пьесы в риге, на берегу р. Медведицы рисовали, веселились на вечерах, принимая гостей из Рамешек, Микшина, Твери, о чем свидетельствуют сохранившиеся в Мохнецах документы. Будучи хорошим специалистом в агрономии, пчеловодстве, столярном деле, отец Виктор занимался разведением редких деревьев. Например, рядом с домом и до настоящего времени растут пробковые и другие деревья, привезенные им и его детьми из других мест и стран. А. Невский — автор учебника (катехизиса) для церковно-приходских школ и училищ, С. Невский — научный сотрудник ботанического сада отделения академии наук г. Петербурга, Антонина и Людмила Викторовны Невские — известные учителя-орденоносцы. Внуки и правнуки отца Арсения и отца Виктора — 10 человек — скромные специалисты-труженики различных отраслей проживают в г. Твери, области, а также в Москве.
В начале 1930 г. отца Виктора арестовали и отправили на Север, по свидетельству очевидцев, он в дороге скончался. Репрессирован также священник церкви в Мохнецах П.А. Золотарев (реабилитирован в 1989 г.).
По материалам книги: Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия «Тверская деревня». — Тверь: Издательство «Альба», 2001. http://hram-tver.ru/rameshkirn/mohnezyramesh.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?