Собор святителя Николая Чудотворца в Могилеве-Подольском построен в 1754 г. на средства болгарской, сербской и молдавской общин города. Рядом с основным зданием храма стоит двухэтажная четырехугольная колокольня. Внутреннее убранство церкви составляют искусно выполненные росписи стен и свода, и величественный иконостас.
В 1885 г. пристроен притвор и 2 придела. Новый иконостас 1874 г. Надпись над главным входом: «Во славу святые единосущъния животворящия Трцы Оца и Сна и УТОО дха созъданъ храмъ С. Х. Николая за старанямъ во первыхъ Р. Б. Лукаша Грека бурмистра Димитрия осацкаго Гродена Стояна Иона Дмитрия Тодора Василия Григораша Танасия Симеона и бтва [братства] р. Б. АФНА »[1754].» Отдельно построена каменная 2-ярусная колокольня, переделанная в 1865 г. из городской каланчи.
С приходом советской власти, как и многие другие храмы, был закрыт для религиозной общины, а в его стенах открыли краеведческий музей. Сейчас права на владение собором вернули Украинской Церкви. В стенах храма хранится чудотворный образ Святого Николая, а также серебряная дарохранительница, пожертвована императором Александром III в память о покойном царевиче Николае Александровиче.
По материалам официального сайта Могилев-Подольской епархии
Старый городской центр с Красной площадью (бывшей Соборной) превращен теперь в сквер, где высятся памятники В.И. Ленину, героям, павшим в годы становления Советской власти и гражданской войны, героям Великой Отечественной войны. Из стоявших здесь прежде ратуши, костела (1772), соборной Николаевской церкви, множества жилых домов и лавок в лучшем виде сохранилась только, пожалуй, Николаевская церковь – ныне краеведческий музей.
Как гласит надпись, высеченная на вмурованной в стену песчаниковой плите антропоморфной формы, храм воздвигнут «за стараня, во-первых, р[аба] б[ожия] Лукаша Петка Бурме[ст]ра, Димитрия Осади, Века Гродана Стояна, Іоана, Димитрия, Тодора, Василия, Григораша, Танасея, Симеона и Б[ратс]тва Р[оку] Б[ожия]. 1754». В списке многих ктиторов не случайно стоят рядом украинские и молдавские имена. Общность национальных и религиозных чувств в извечной борьбе братских народов-соседей с чужеземными поработителями и есть тот краеугольный камень, на котором был воздвигнут храм — памятник.
Он построен по традиционной схеме украинских трехчастных церквей, повторяя в камне приемы народного деревянного зодчества. Стремясь придать сооружению монументальность, обусловленную ещё и конструктивными соображениями, строители подняли над основным объёмом широченные, плотно сгруппированные барабаны с такими же объемистыми грушевидными куполами. Над ними вознеслись луковицы главок. Конечно, более поздние поновления несколько изменили первоначальный облик здания, но массивная тяжеловесность, усиленная маленькими, высоко над землей поднятыми окнами, все так же олицетворяет солидную «дородность», столь, вероятно, желанную создателям Николаевской церкви. Очень интересно решен прием перехода от квадратных объемов нижнего яруса к восьмерикам куполов: над бабинцом это достигнуто пластичным, плавным срезом углов, над основным объёмом (навою) – ступенчатым, в три шага срезом, над алтарем, закругленной абсидой, восьмерик вписан в круг легко и просто.
То же спокойствие массивных форм и конструкций присутствует и в интерьере бывшего храма. Среди экспонатов краеведческого музея особое внимание привлекает большой прямоугольный стол на резных ногах, за которым, как полагают, Богдан Хмельницкий совещался со старшиною после битвы под Пилявцами (1648). Здесь же – тесак, турецкий ятаган и сабля XVII века, найденные в селе Серебрия, глиняные козацкие трубки-люльки, украшенный чеканкой нагрудник, ядра, кремневое ружье – свидетели сурового времени.
Могилев-Подольский не раз переходил в те годы из рук в руки, его опустошали не только частые пожары и наводнения, но и моровые поветрия, заносившиеся, как считали, с мехами с востока…
Малаков Д.В. «По восточному Подолью». – М.: «Искусство», 1988 г., перевод с украинского.
Собор кирпичный, трехнефный, трехапсидный, двухстолпный, трехглавый (боковые главы декоративные). Западающие углы между центральной и боковыми апсидами были в 1885 г. застроены крохотными полукруглыми в плане помещениями, а с запада сделана пристройка. Позднее с юга были сделаны прямоугольные в плане пристройки. С западной стороны памятника сохранились наличники замурованных дверей с надписями, указывающими, что они были изготовлены в 1754 г. Внутреннее пространство раскрыто вглубь, восточная и западная части перекрыты соответственно сомкнутым и крестовым сводами, центральная часть – куполом на барабане, установленном на подпружные арки. В здании размещена экспозиция историко-краеведческого музея.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г.
Тетраконховый. В 1885 г. пристроен притвор и 2 придела. Новый иконостас 1874 г. Отдельно построена каменная 2-х – ярусная колокольня – перестроена в 1865 г. из городской каланчи. На втором этаже в 1873 г. устроена церковь св. Михаила; иконостас для нее куплен в с. Юрковцы Могилевского уезда. Почитаемая икона св. Николая. Приход — в центре города («Приходы и церкви Подольской епархии». – «Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета», 1901 г., т. 9).
В 1930 г. церковь, колокольня и 2 церковных дома решением ВУЦИК были переданы окружному музею (Нестуля А. «Судьба церковной старины в Украине». – К.: 1995 г., т. 2).
Летом 1931 г. по распоряжению Могилев-Подольского горсовета местный Коммунхоз начал разрушение памятника 17 в. – колокольни Николаевской церкви. Директор Могилев-Подольского окрмузея А. Иванов, на протесты которого горсовет просто не обращал внимания, обратился за помощью к Киевской краевой инспектуре, УКОПК и НКО УССР. Однако и их вмешательство не помогло. Уничтожение памятника было прекращено лишь после того, как 8 июня 1931 г. секретарь ВУЦИК и одновременно председатель УКОПК н. Василенко направил в Могилев-Подольский райисполком и горсовет телеграмму с соответствующими указаниями.
10 июня 1931 г. колокольню осмотрела комиссия Могилев-Подольского райисполкома. Оказалось, что к тому времени были разрушены лишь пристройки к колокольне. Сама же достопримечательность не пострадала. При этом члены комиссии согласились с предложением А. Иванова сохранить ее как ценный образец культовой архитектуры. Однако, в тот же день райисполком дал согласие горсовету возбудить перед секретариатом ВУЦИК новое ходатайство о сносе колокольни. В связи с этим в письме в НКО УССР от 13 июня 1931 г. А. Иванов просил помочь в борьбе за памятку с местной администрацией, которая не собиралась «считаться ни с выводами местной комиссии, ни с постановлениями центральной власти».
Именно с этой целью 26 июня 1931 г. в Могилев-Подольский выезжал Киевский краевой инспектор Я. Струхманчук. И он смог лишь на определенное время отсрочить гибель колокольни…
Нестуля А. «Судьба церковной старины в Украине». – К.: 1995 г., перевод с украинского.