Георгиевская (Греческая) церковь в Могилеве-Подольском строилась с 1808 по1820 гг. по проекту архитектора И. Фрейвальда в стиле классицизма. Церковь была бесстолпная, с одной апсидой. Центральная часть была перекрыта куполом, боковые ветви и апсида — конхами, а западная — полуциркульными сводами. Главный вход акцентирован четырехколонным портиком дорического ордера. Фасады выполнены с применением пилястр ионического ордера. В интерьере сохранилась масляная живопись кон. 19 в. В настоящее время церковь является кафедральным собором Могилев-Подольской епархии.
Из материала книги-путеводителя: Ивченко А.С. Вся Украина. Изд-во ГНПП «Картография»- г. Киев, 2005 г.
С XVI века одним из центров поселения греков стал основанный молдавским обладателем Иеремией Могилой г. Могилев. Город часто подвергался опустошениям и только в 1754 году православными греками, сербами и болгарами была построена Никольская церковь. Храм выглядел в форме креста, он был одним из древнейших на Подолье каменных храмов, построенных под влиянием византийско-афонской архитектуры. Венчали храм пять куполов.
Недолго в этом храме продолжалось православное богослужение: в 1754 году греко-католики захватили его, изгнав священников и прихожан. Православные греки терпели неудобства, не имея своего храма. Для выполнения потребностей, не желая общаться с униатами, они обращались к православному священнику города Атаки в Бессарабии. В 1761 году могилевские греки обратились в Афонскую Лавру св. Афанасия с просьбой прислать им духовного пастыря из братии Лавры. В течение 40 лет с Афона приезжали игумены и монахи для окормления верующих, как православных греков, так и всех, которые не желали принять унию.
Первым игуменом, прибывшим с Афона в Могилев, был Игнатий. Разрешение на строительство церкви греческий приход получил еще в 50-х годах XVIII века, но местные униаты всячески препятствовали началу ее строительства. Игнатий обратился к российскому фельдмаршалу графу Румянцеву с просьбой о том, чтобы он испросил у польского короля Станислава-Августа разрешение на открытое отправление православных богослужений. Тяжба о строительстве храма продолжалась 10 лет и только в 1772 году молдавский архиепископ Иоаким совершил освящение храма в честь вмч. Георгия Победоносца. Деревянный храм был построен в форме дома. При нем жили афонские игумены и архимандриты, поэтому он получил название монастыря.
В 1808 году в Могилеве на месте старой церкви был заложен ныне существующий 5-купольный каменный храм в честь вмч. Георгия. Строительство храма продолжалось 12 лет, так как он имел очень сложную архитектурную конструкцию. Огромные пролеты сводов были составлены из бутового камня и в процессе строительства несколько раз разрушались. Для украшения храма греческими иконописцами города Нежина был устроен 5-ярусный иконостас. В храме хранились многие православные святыни, собранные благочестивым усердием бывших здесь настоятелей: напрестольный кипарисовый крест с частицей Животворящего Древа Господня, часть руки вмч. Феодора Стратилата, пожертвована грекам Могилева в 1742 году, и частицы мощей вмч. Пантелеймона и мч. Мины. Прихожане особенно почитали мч. Исидора — в храме, в позолоченном окладе, сохранялась его честная глава. Древние святыни, украшенные резьбой иконы, паникадила работы восточных мастеров, шитые золотом и серебром греческие священнические облачения — все это создавало атмосферу храмов святого Афона.
В 1869 году на месте обветшавшей деревянной была построена новая 3-ярусная каменная колокольня. В ней в 1870 году была устроена теплая церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1888 году заботами и на средства купца Леонтия Рощанова была открыта церковно-приходская школа. В это время настоятелем храма был священник Кирилл Широтский.
Служба в храме продолжалась до начала 30-х годов 20 века. Впоследствии храм был закрыт, греческий иконостас уничтожен, святыни исчезли. Храм открывался на короткое время в период фашистской оккупации. Постоянное богослужение началось с открытия храма в конце 1950-х годов. В 1940-50-х годах в храме настоятельствовал старец о.Тимофей. Терпя лишения и не имея своего жилья, он жил в колокольне храма. Отец Тимофей служил в Свято-Георгиевском до конца своих дней, почил и был похоронен у храма.
В 1961-80 гг. настоятелем храма был протоиерей Сергей Мартынюк. В период хрущевских гонений этом священнику пришлось возрождать разоренный Свято-Георгиевский храм, вести реставрационные работы, росписи храма. Уничтоженный греческий иконостас восстановить не удалось. Новый иконостас был собран из икон, спасенных верующими из разрушенных храмов Подолья. Память о греческом монастыре и поныне сохраняется православными прихожанами г. Могилева, они называют Георгиевский храм греческим.
По материалам официального сайта Могилев-Подольской епархии
Построена по проекту архит. И. Фрейвальда. В стиле классицизма, кирпичная, трехконховая, трехглавая (боковые главы декоративные), одноапсидная, бесстолпная. Центральная часть перекрыта куполом, боковые ветви и апсида — конхами, западная ветвь — полуциркульными сводами. Фасады выполнены в системе полного ионического ордера. Стены основного объема и барабанов куполов расчленены спаренными пилястрами. В простенках окна с полуциркульными перемычками и прямыми сандриками. Главный вход акцентирован четырехколонным портиком дорического ордера. В интерьерах — масляная живопись конца XIX в.
На запад от церкви расположена кирпичная, прямоугольная в плане, трехъярусная, надвратная колокольня в стиле классицизма. С обеих сторон арочного проезда размещены небольшие помещения. Второй ярус — четверик, третий — цилиндр, увенчанный шпилем.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_016.html
Церковь св. Георгия построена в 1757 г. греческой общиной — деревянная в виде дома, звалась монастырём, подчинялась Афонской лавре св. Афанасия. В 1800 г. подчинена Подольскому епископу.
Новая церковь построена в 1808–1820 г.г. – каменная, пятиглавая. Иконостас 5-ярусный, заказан в Нежине. В 1869 г. вместо ветхой деревянной колокольни отдельно от церкви построена каменная 3-ярусная колокольня. Были частицы мощей разных святых. Приход – в западной части города.
«Приходы и церкви Подольской епархии». – Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета, 1901 г., т. 9.