Свято-Никольский монастырь в Могилеве знаменит тем, что на его территории находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко.
Свято-Никольский монастырь появился в XV веке. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил разрешение польского короля Владислава IV на строительство монастыря в Могилеве. В 1637 году построили деревянную Никольскую церковь и женский монастырь при ней. Строительство каменного храма началось в 1669 году, и уже через три года – в 1672 году – он был освящен. Собор называли летним, потому что он не отапливался. В нем было два придела: правый – во имя святого Иоанн Предтечи, а левый – во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского.
Женский монастырь существовал здесь до 1719 года. Потом его преобразовали в мужской, а в 1754 году и вовсе закрыли. Храм же стал приходским. В конце XVIII века он был отреставрирован. Церковь старались содержать в порядке, в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекеревич провел тут капитальный ремонт. После смерти настоятеля его прах хранился в церкви, пока в XX веке его могила не была разрушена и разграблена. На территории монастыря действовало две церкви, была еще зимняя церковь, которая была освящена во имя святого Преподобного Онуфрия Великого.
XX век стал для Никольского храма непростым. С 1901 года тут служил священник Михаил Лещинский. В 1930 году сняли все колокола с храма, а после смерти Лещинского в 1934 году церковь закрыли. В 1937 году не стало и Могилевской епархии. После войны советские власти хотели перенести столицу БССР в Могилев, поэтому обсуждался вопрос сноса Свято-Никольской церкви. На этом месте должен был быть построен фонтан, вокруг которого раскинулся бы парк культуры и отдыха. В 1936-1937 годах во времена жестких сталинских репрессий в здании церкви была устроена пересыльная тюрьма. После войны тут была книжная база.
Советские власти рьяно боролись с «религиозным дурманом», поэтому в 1954-1955 годах стены и своды церкви оштукатурили цементным раствором. Местные жители рассказывают, что в этот раствор была добавлена соль, чтобы таким раствором навсегда уничтожить уникальные фрески XVII века. Правда, уже через год в храме начались реставрационные работы. Те фрески, которые совсем недавно яростно истреблялись, начали спасать. К сожалению, реставрация проводилась не очень разумно, что привело к еще большему упадку здания собора.
Возрождение святыни началось только в начале 90-х годов XX века, оно началось в 1989 году с восстановления Могилевской епархии. После этого здесь снова открылся женский монастырь.
Сейчас Свято-Никольский монастырь – это целый архитектурный комплекс. Он включает Свято-Никольскую и Онуфриевскую церкви, двухэтажный жилой дом, колокольню. Территория огорожена каменной оградой с большими въездными воротами.
Никольская церковь была построена в стиле виленского барокко. Это трехнефовая и трехапсидная крестово-купльная базилика с лукообразным куполом. Когда-то истинным украшением церкви были фресковые росписи, сделанные в XVII-XVIII веках. Одной из самых известных фресок была «Троица новозаветная», украшавшая своды купола с XVIII века. Расписаны были и стены между оконными проемами. К сожалению, после советского «капремонта» удалось восстановить только фрески на своде купола.
Отдельного упоминания стоит и иконостас в четыре яруса, который сделали могилевские мастера-резчики и позолотчики в XVII веке в технике сквозной деревянной резьбы с позолотой. Его удалось восстановить в первоначальном виде. Гордится церковь и списком с одной из самых древних икон Могилево-Братской Божьей Матери. Он был привезен в Могилев из Борисоглебской церкви.
В Онуфриевской церкви есть еще один список – Баркалабовской иконы, он был сделан с чудотворной иконы в XVII веке, а в Могилев попал в 1992 году. Перед этой иконой каждый день служится молебен.
Рядом с Никольской церковью стоит небольшая часовня-колокольня, где покоятся останки людей, погибших здесь в 1930-е годы. Эти останки были найдены в 1992 году, когда началась реставрация Никольской церкви. По результатам экспертизы выяснилось, что все эти люди были убиты – либо пулей, либо острым металлическим предметом. Один из бывших узников Мартин Федорович Малиновский, который был репрессирован, вспоминал, что в церкви устроили пересыльную тюрьму. В неотапливаемом помещении стояли двухъярусные нары, было так холодно, что узники замерзали до смерти прямо во сне. Мертвых потом собирали, а тех, кто был очень слаб – добивали штыками, потом тела закапывали тут же – в алтарной части церкви, рядом с живыми.
Останки узников были перезахоронены в часовне, теперь монахини регулярно совершают панихиды, молясь об успокоении душ осужденных и замученных здесь людей.
Источник: сайт «probelarus.by»
Свято-Никольский женский монастырь
История возникновения монастыря уходит своими корнями в глубокую древность и связана с сооружением в Могилеве церкви святителя Николая. Первое упоминание о Свято-Никольском храме относится к 1522 г. Летописи рассказывают о том, что храм много раз перестраивался, был ограблен и, наконец, большой пожар, случившийся в городе, не оставил и следа от деревянного храма.
Учреждение Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с деятельностью исторических лиц, имевших непосредственное отношение к церковной жизни. В апреле 1636 г. Киевский митрополит Петр Могила получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 г., когда Могилевской епархией управлял епископ Сильвестр Косов, прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен с приделами Святого пророка Иоанна Предтечи и Святого великомученика Димитрия Солунского.
Свято-Никольский женский монастырь действовал 82 года. Затем он был преобразован в мужской монастырь, который в 1754 г. был закрыт. С 1754 года до 30-х годов XX века монастырь действовал как приход. Никольский храм стал приходским, однако при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня.
С монастырем связана деятельность канонизированного православной церковью архиепископа могилевского и белорусского Георгия Конисского. В 1793 году при архиепископе Георгии было начато строительство зимнего отапливаемого храма рядом с Никольским собором, который был освящен в 1798. Сейчас это Онуфриевский храм. Особую заботу о монастыре проявлял в свое время король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, с помощью которого здесь было открыто духовное училище и основана типография.
В 1916 году монастырь посещал Николай II с семьей, живший в это время в Могилеве как Верховный Главнокомандующий русской армией.
После октябрьской революции приход был закрыт. Жемчужина европейской культуры — Свято-Никольский храм был отдан под склад. После войны в Никольском соборе была расположена книжная база. В середине 50-х XX в. стены и своды храма, украшенные многочисленными высокохудожественными росписями, были варварски перетерты цементным раствором. Различными организациями «велись реставрационные работы», в результате которых здание пришло в еще больший упадок, и к началу 90-х гг. воистину бесценный памятник храмового зодчества Беларуси представлял собой плачевное зрелище разрушающегося строения.
Начало новейшей истории Могилевского Свято-Никольского женского монастыря было положено в 1989 г, когда по благословению блаженной памяти святейшего патриарха Пимена и постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви 6 июля 1989 г. Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим епархией был назначен Высокопреосвященный Максим, архиепископ Тульский и Белевский (1928-2002).
18 октября 1991 г. Святой Синод Белорусской Православной Церкви официально постановил благословить открытие Свято-Никольского женского монастыря в г. Могилеве и назначил настоятельницей монахиню Евгению (Волощук) с возведением в сан игуменьи.
Во время реставрации Свято-Никольского храма, были обнаружены многочисленные останки убитых людей. Вероятнее всего, это жертвы сталинских репрессий. По свидетельству Мартина Федоровича Малиновского, бывшего красноармейца, в 30-е годы осужденного за «антисоветскую пропаганду», — в годы сталинских репрессий Никольский собор был осквернен и превращен в пересылочную тюрьму. Собор не отапливался, в зимнее время многие заключенные прямо во сне умирали. Каждое утро мертвых собирали, а слабых и тяжелобольных добивали штыками и здесь же, в соборе, в алтарной части, закапывали.
Найденные останки были перезахоронены на территории монастыря. Так у монастыря появилась усыпальница, в которой читается Псалтирь.
Архитектурный комплекс Свято-Никольского женского монастыря состоит из Никольской церкви (1666 – 1672), Онуфриевского храма (1798), церковного жилого дома, колокольни, усыпальницы. Комплекс сильно пострадал в Великую Отечественную войну, но был восстановлен по проекту архитектора А. Коноваленко. Свято-Никольский храм вновь открылся только в 1991 г. Пять лет понадобилось, чтобы привести монастырь в порядок и начать проводить в нем службы.
Свято-Никольский монастырь стал центром православной духовности, источником укрепления веры и благочестия, книжной мудрости. Ныне в монастыре действует воскресная школа и молодёжный православный хор. В обители собрана богатая библиотека, значительную часть которой составляют книги покойного владыки Максима. Архиепископ Максим, благодаря усердным трудам которого, Свято-Никольский женский монастырь был возвращен к жизни, покоится ныне на территории монастыря у Никольского собора, там же похоронена и игумения монастыря Евгения (Волощук).
Наряду со святителем Николаем, преподобным Онуфрием Великим, святителем Петром (Могилой), митрополитом Киевским и Белорусским в обители особенно почитаются священномученик Павлин, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, святитель Гавриил, архиепископ Могилёвский и Витебский, Рязанский (1785-1862), священномученик Иоасаф, епископ Могилёвский и Минский, царь-страстотерпец Николай и святые царственные мученики.
Использованы материалы:
Анна Фоменко, «Обитель чудотворца Николая», журнал «Ступени», №1 (25) 2007г.
http://piligrim.by/content/view/393/505/
Когда-то разрешение на постройку православного монастыря в Могилёве приходилось испрашивать у польского короля. Теперь это уже глубокая старина, памятников которой осталось считанное количество — слишком много утекло воды в Днепре, слишком много войн прокатилось по белорусской земле. Но остался главный свидетель минувших времён — тот самый монастырь «в Гривлянской сотне», строить который дозволил король Речи Посполитой. Польский король Владислав IV желал слыть веротерпимым государем. Его отец, Сигизмунд III, оставил ему сложное наследство. Религиозная политика, проводившаяся им (в частности, именно он активно содействовал заключению Брестской унии в 1596 году), привела ко множеству внутренних конфликтов. Весьма значительная часть населения тогдашней Речи Посполитой была православной, и с момента заключения унии она оказалась фактически вне закона: православные не могли занимать значительных государственных должностей, а церковные иерархи, поставленные в 1620 году Патриархом Иерусалимским Феофаном IV, королём не признавались. Владислав IV остро чувствовал необходимость «замирить» православное население — в особенности казачество, поскольку иначе ему трудно было бы добиться его лояльности к ряду внешнеполитических действий Польши.
Весной 1632 года, уже после смерти Сигизмунда III, началась Смоленская война с Россией. Вести такую войну было опасно, имея в стране «восточный пояс», состоящий из тысяч и тысяч раздражённых насильственных введением унии православных жителей. И король пошёл на уступки. По его инициативе в 1632 году явился в свет документ получивший название «Пункты успокоения». В нём учитывались далеко не все претензии православных, но им дозволялось, по крайней мере, беспрепятственно совершать богослужения, строить храмы, открывать семинарии и типографии, занимать должности в городах. Предусматривалось и создание комиссий для раздела уже существующих храмов между православными и униатами. Но даже этот, очень осторожный, спровоцированный политической необходимостью, документ, вызвал неодобрение сейма. Формально сейм утвердил его в 1635 году, однако о «честном исполнении» «Пунктов» не шло и речи. К тому же Смоленская война закончилась, и правящие круги уже не были столь заинтересованы в «успокоении» православного населения. Тем не менее ситуация 1630-х годов являлась для Православной Церкви в Польше сравнительно более благополучной, чем ситуация предыдущего десятилетия. Но уверенности в том, что дальше «не станет хуже», не было, и потому требовалось «ковать железо, пока горячо». Видимо, именно этими соображениями руководствовался митрополит Киевский Пётр Могила, когда подавал Владиславу IV прошение о строительстве в Могилёве на Днепре Никольского храма и монастыря при нём.
В апреле 1636 года король удовлетворил прошение, и святитель Пётр, нимало не мешкая, благословил строительство в Могилёве, в Гривлянской сотне, Свято-Никольского храма. Первая деревянная церковь была сооружена здесь уже в 1637 году, а одновременно с нею — и деревянные кельи для проживания «особ духовных, чернцов, попов и дьяков». Местность, избранная для строительства, отличалась прекрасным расположением. Монастырь вырос в пойме Днепра, на незатапливаемой её части. В 1669 году здесь начали возводить великолепный каменный Никольский собор, освящённый в 1672 году, а ещё раньше, в 1664 году, инокини Никольской обители испросили позволение устроить храм во имя св. Анны в Холмах, в четырёх верстах от города, на земле, приобретённой у некоего Елисея Лазаревича. При монастыре в это время существовали богадельня и школа для девиц. Одним словом, всё обстояло не так уж плохо — вплоть до войны со шведами. В 1708 году, когда шведы стояли в Могилёве, шведский король приказал здешним храмам собрать и выдать несколько сот фунтов серебра для чеканки монеты. Из Никольского собора были вывезены четыре лампады, большая кадильница, риза с образа св. Димитрия и пятьдесят больших серебряных таблиц. Когда шведы ушли, город заняли русские войска, и 8 сентября 1708 года входившие в их состав татарские и калмыцкие отряды разграбили и подожгли Никольский храм. Сгорели купола, двери, хоры. Прогорели колодки колоколов на звоннице, и большой колокол, упав на окно, раскололся. Две недели в храме не совершалось богослужений (хотя алтарь верующие охранили от варваров). После этих печальных событий монастырь пришёл в упадок. К 1719 году здесь оставалось всего три инокини, которых епископ Сильвестр (Четвертинский) повелел переместить в Барколабовский монастырь, а в пустующих монастырских зданиях поселил монахов Братской обители.
Мужской монастырь существовал вокруг Никольского храма вплоть до 1754 года, когда его пришлось закрыть. Церковь стала приходской. За несколько лет до закрытия обители Могилёв пережил страшный пожар. В «Записках» игумена Ореста находим его описание: «1748 года в день Вознесения Господня в полночь пожар был великий в Могилёве, от которого погорели лавки купеческие, дома еврейские и христианские, братская церковь вся с верхом обгорела, сгорела кафедральная Спасская деревянная церковь, архирейский дом, деревянный тогда бывший, и кельи монашеские погорели до основания; едва некоторые вещи важнейшие из Спасской церкви успели вынести и завезть в Могилевский Никольский монастырь, в котором после того пожара и сам архирей Иероним (Волчанский) жил чрез пять месяцев до того времени, пока выстроен был вновь архирейский дом, кельи монашеские и церковь Спасская… » Итак, в 1754 году Никольский монастырь закрылся. Но храм остался действующим, а в 1793-98 годах рядом с ним — по благословению свт. Георгия (Конисского) — строилась небольшая тёплая церковь. Никольский собор, несмотря на свою величественную красоту, был плохо приспособлен для совершения богослужений в холодную пору — он не отапливался, и соседствующий с ним храм должен был отныне выполнять функцию зимнего. В ХIХ веке Никольский храм не раз поновлялся и ремонтировался. Последний крупный ремонт до революции совершался здесь в 1890-1895 годах, при настоятельстве протоиерея Евфимия Бекаревича. Именно его усилиям мы обязаны тем, что Никольская церковь пережила все испытания ХХ столетия. Протоиерей Евфимий скончался в 1899 году, и его тело было погребено в храме, где он служил и над благоукрашением которого немало потрудился. Надгробную плиту с надписью «Здесь погребено тело протоиерея Николаевской церкви Евфимия Матвеевича Бекаревича ум. 1899 года 19 сентября на 67 году жизни» можно видеть в Никольском соборе и сейчас.
В 1915-16 годах в Могилёве подолгу жил Николай II. Он часто посещал храмы Могилёва — в том числе и Никольский собор, о чём поведал прихожанин Никольского храма, 90-летний Семён Халимов, видавший в детстве Николая II и царскую семью своими глазами. В престольный праздник Никольской церкви, во имя Николая Угодника, царь Николай со всей семьёй отправились в этот храм на красивой карете, запряжённой тройкой лошадей. Вслед царской процессии из всех церквей города к этому храму с иконами, хоругвями шли многочисленные православные, паломники и простые горожане… Царь с семьёй присутствовали на Божественной Литургии. В храме, с левой стороны клироса, было отведено царское место для царя и его семьи. Николай, царица и дети царские на коленках молились Богу. По окончании службы царская семья наведалась в богадельню для стариков и больных, в которой было 10 человек. Царица и дети раздали им подарки, а уже возле ворот церкви нищим и нуждающимся бедным царица из сумочки также раздала подарки и деньги. В это время в Никольском храме служил священник Михаил Плещинский. Он дожил до 1934 года, и после его смерти церковь закрыли. В Никольском соборе с 18 сентября 2000 года находится икона-портрет страстотерпца Николая II, освящённая 8 октября этого же года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, как икона.
С 1937 года в Никольком храме находилась пересыльная тюрьма. Внутреннее убранство церкви было к этому моменту уже разграблено. Дощатые нары стояли там, где некогда возвышались резные киоты. Тысячи людей прошли через эту тюрьму. Один из бывших заключённых, которому тогда, в 1937 году, было всего двадцать три года, много десятилетий спустя вспоминал об условиях содержания в пересыльной тюрьме: «Привезли в Никольскую церковь. Там были нары в три яруса, и вся церковь забита людбми. Помню, это было 27 августа. Просидел здесь несколько недель и понял, что наши жизни ничего не стоят. Люди умирали, и конвойные приносили лопаты и заставляли нас рыть глубокие ямы прямо в церкви. Когда мёртвых стало больше, стали выносить наружу. Куда там девали их, неизвестно… «Рассказ этот подтверждают страшные находки под полом Никольского собора, сделанные после возвращения его Церкви: фрагменты скелетов, черепа. У самого основания стены, прямо под тем местом, где в алтаре находится жертвенник, были найдены останки женщины с маленьким ребёнком на руках. «Враги народа»… С наступлением на Могилёв немцев в 1941 году тюрьма в Никольской церкви была спешно ликвидирована, а по окончании войны в ней расположилось книгохранилище. В храме царило ужасающее запустение, в 1954-55 годах оно усугубилось благодаря странным образом проведённому ремонту: остатки настенных росписей рабочие старательно затёрли цементным раствором.
Вскоре после этого в Никольской церкви началась вялотекущая реставрация, приведшая к тому, что в 1990 году она выглядела едва ли не хуже, чем в середине 1950-х гг. Сказалось главным образом отсутствие должного финансирования, из-за чего невозможно было проводить реставрационные работы в необходимом объёме. Передача комплекса Никольского монастыря Церкви состоялась ещё «при советской власти», 5 ноября 1990 года. По ходатайству архиепископа Могилёвского и Мстиславского Максима Могилёвский горисполком здания бывшего храма и оставшиеся монастырские здания вернул законным хозяевам, и весной 1991 года в обители уже совершались богослужения — пока только в Онуфриевской церкви, отремонтировать которую было гораздо легче, чем колоссальный Никольский собор. Первоначально здесь был организован приход, его настоятелем владыка назначил протоиерея Бориса Пташинского. После освящения отремонтированного Онуфриевского храма, владыка Максим доложил Святейшему Патриарху Алексию II о намерении возродить здесь монастырь. Святейший ответил на рапорт архипастыря резолюцией: «Господь да благословит труды Ваши по возрождению Свято-Никольского монастыря в г. Могилёве». Шёл 1991 год. Первой настоятельницей обители стала монахиня Евгения (Волощук), возведённая впоследствии в сан игумении. Именно владыку Максима и игумению Евгению можно назвать возродителями монастыря, так как на их плечи легли основные труды по его восстановлению — материальному и духовному.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск № 85, ООО «Де Агостини», 2010