Во дворе жилых домов (Советская площадь, 4 и ул. Первомайская, 1) ранее можно было увидеть один из крупнейших в Беларуси православных монастырей XVII-XVIII вв. — Богоявленский. В его комплекс входили церкви Богоявленская и Иоанна Богослова, колокольня, типография, магазины, школа, здание госпиталя, дом настоятеля и ряд хозяйственных построек. Все это было окружено каменной оградой с въездными воротами. История монастыря начинается с 1618 года и связана с деятельностью православного могилевского братства, которое было утверждено в 1588 году при Спасском монастыре. Когда в 1618 году по приказу униатского архиепископа И. Кунцевича Спасский монастыр перешел к униатам, братство решило построить новую Богоявленскую церковь. С этой целью у княгини Соломерецкой купили дом «с пляцем» на ул. Большой Шкловской (Первомайской), а князь Огинский оформил дарственную на эту землю. Но ввиду того, что в 1619 году в городе были закрыты все православные церкви, строительство храма и монастыря задержалось. Только после 1632 года, когда в Могилеве опять были открыты православные церкви, появилась возможность начать строительство. В 1636 году здесь возвели каменную Богоявленскую церковь, а позже — «теплую» каменную церковь во имя Иоанна Богослова.
Через 40 лет король Ян Собесский дал братству привилей на открытие при обителях типографии и издание книг на белорусском, греческом, польском и латинском языках. В ней печатал книги Спиридон Соболь («Букварь», 1637), работали известные белорусские граверы — Максим и Василий Ващенко (отец и сын), Ф. Ангилейко. Деятельность Могилевской Богоявленской братской типографии — крупнейшего центра белорусского кириличского книгопечатания конца XVII — первой половиныXVIIIвека была известна далеко за пределами Могилева. Особенно важную роль сыграла типография в развитии белорусской книжной гравюры. Именно здесь был создан первый в кириличской книге Беларуси полностью светский цикл иллюстраций и одни из первых циклов белорусских иллюстраций — медиориты. Во многом это стало возможным благодаря художнику и арендатору типографии, своеобразному «идеологу» ее издательской деятельности, человеку яркому и талантливому — Максиму Ващенко, который, тем не менее, тесно придерживался традиций западноевропейского барочного искусства. За время своего существования типография выпустила около 40 изданий. В основном это была церковнослужебная литература — Псалтыри, Часословы и Акафисты. Действовал этот книгоиздательский центр в условиях сложной, постоянной и часто жесткой борьбы с католическими и униатскими издательствами. Главное здание Братского монастыря — Богоявленская церковь — за время своего существования неоднократно перестраивалось. В1700 году оно было покрыто жестью и завершено позолоченным куполом на высоком восьмигранном барабане. Интерьер церкви богато отделали, стены декорировали росписью. Особой красотой и высоким мастерством выделялся деревянный 4-ярусный иконостас, выполненный в технике сквозной белорусской резьбы и покрытый позолотой. Некоторые иконы в иконостасе XVII—XVIII вв. выполнены местным мастером Афанасием Пигаревичем, а серебряные оклады к ним — могилевским чеканщиком Петром Слижиком. По образцу этого иконостаса был сделан такой же для Никольской церкви.
В путевом дневнике царский стольник Петр Толстой в марте 1697 года отмечал: «В Могилеве монастырь набожный, называется братским. Около монастыря ограда из камня и церковь в нем соборная каменная же, не малая, изрядно сооруженная… Та церковь вся украшена чудесными стенными росписями, иконостас резной позолоченный, большой, хорошей работы». В первой половине XIX века Богоявленский мужской заштатный монастырь включал в себя главную каменную церковь с четырьмя престолами, теплую каменную церковь во имя всех Святых и самую высокую постройку в городе — каменную колокольню, один из колоколов которой весил 320 пудов. Монастырь владел пахотной землей и лесными дачами, жилыми и огородными местами, сенокосными лугами возле Днепра. Все угодья обычно отдавались в аренду горожанам. С 1798 года к нему был приписан Буйничский монастырь. Главную святыню Богоявленского братского монастыря составляли часть мощей преподобного Афанасия Афонского, принесенная с Афонской горы (хранились в серебряном позолоченном кресте) и чудотворная Могилево-Братская икона Божьей Матери. Богоявленский монастырь неоднократно разрушался и снова восстанавливался. В 1928 году обе монастырские церкви были закрыты, а в их помещении расположился Центральный исторический архив БССР. Во время обороны города в 1941 году строения церквей сгорели. Но целиком остались стены зданий и 4-ярусная колокольня. В 1945 году комиссия управления архитектуры при Совете Министров БССР признала необходимость сохранения и реставрации комплекса зданий монастыря, а главному архитектору г. Могилева было рекомендовано установить на них охранные доски. Однако, несмотря на это, после 1952 года остатки церквей монастыря, уцелевшие даже в войну, были варварски уничтожены нашими современниками. И еще до 1956 года Богоявленский храм числился в списке памятников архитектуры БССР.
https://mogilew.by/histor/73570-bogoyavlenskiy-monastyr.html