Памятник Жоржу Лиону и его гражданской жене
Александре Рожновой.
Жорж Лион и Александра Рожнова никогда не
были расписаны, но всю жизнь состояли в
гражданских отношениях. Компания, в которой
работал Лион, поставляла материалы на
строительство транс-сибирской магистрали.
Жорж умер раньше, чем Александра, но завещал
похоронить их вместе. Памятник, представляющий собой работу итальянского мастера Гвиди, объявили памятником регионального значения из- за мозаики, которую выполнил выдающийся русский мозаичист Фролов.
Фролов собирал мозаики в соборе Спаса на крови и в Мавзолее. Он же делал мозаики на станциях Маяковская, Киевская и Автозаводская. Причем последнюю мозаику для станций метро он собрал в блокадном Ленинграде в 1942 году. Собрал, отправил и от голода умер.
Мозаика на памятнике — это дореволюционная
работа. Она сделана из уральских самоцветов.
Интересно, что мозаику он не красил, а именно
собирал камушки по цветам. Она сохранилась
почти в идеальном состоянии, хотя кое-где видны следы реставрации, притом неудачной.
Вообще мозаичисты собирают по эскизам. Фролов тоже работал по эскизу. И эта картина, связанная с траурной проблематикой, достаточно часто воспроизводится. Автор полотна под названием «Остров мёртвых» — немецкий художник Бёклин.
Харон перевозит душу, от которой проистекает
свет. Кипарисы на другом берегу — символ
загробной жизни у греков.
Фролов настолько был выдающимся мозаичистом, что использовал кинетическую живопись. Если посмотреть в свете луны на эту мозаику, то можно увидеть движение волн. В 90-ые многие приходили ночью на кладбище с тем, чтобы посмотреть на это чудо. Сегодня, к сожалению, это невозможно, потому что кладбище на ночь закрывают.
Автор: Ирина
(Все истории из этого цикла статей я почерпнула
на экскурсии доцента факультета журналистики
МГУ Егора Сартакова по Введенскому кладбищу.
Экскурсии проходят регулярно. Подробнее на
странице Егора Сартакова в инстаграме @esartak.)