Модерновый особняк в Самаре, признанный фахверковым

В исторической части Самары на бывшей улице Саратовской (ныне Фрунзе) в совершенно непримечательном дворе сохранился прекрасный модерновый особняк с эркерами и шатровой башней, прозванный местными краеведами фахверковым, за внешнее сходство с исконно западноевропейскими домами, возводимыми по одноименной технологии. Для большого города, чей исторический центр на две трети застроен гражданским модерном, этот дом не является чем-то необычным, а вот с точки зрения городских легенд, «фахверковый» особняк вынесен в отдельный пантеон.

Меня откровенно смущает версия об истинном фахверке, примененном в этом доме, и тех легенд о хозяине, которые краеведы связывают с фахверком. В дореволюционной России существовало по сути два основных вида строительства зданий: кирпичная кладка и срубовые объемы, не беря в расчет незначительные примеры национальных архитектурных особенностей. Фахверк же представляет собой стоечно-балочный каркас, заполненный каким-либо теплоизолирующим материалом, чаще всего саманом (солома и глина, как связующее вещество). Для исконно русских территорий (если не брать в расчет Финляндию и Калининградскую область) эта технология совершенно чужда и неестественна. Более того, известных фахверковых строений, возведенных до 1917 года (да, собственно и после) в России нет. Зато лжефахверк, как средство выразительности фасадов, в России встретить можно достаточно много. Это здания, возведенные из камня или сруба, внешне своими формами имитировавшие фахверк. Я склонен полагать, что и дом в Самаре совсем не чистокровный «немец». Попробуем в этом разобраться.

Первая легенда, родившаяся в самарских краеведческих кругах, — это немецкие корни хозяина дома Осипа Григорьевича Гиршфельда — адвоката и присяжного поверенного. Во-первых, пока нет достоверных данных, что особняк был возведен именно им. В расчетных книгах Самарской городской управы по взиманию налогов с недвижимого имущества жителей за 1877-1893 гг. владельцем участка значится коллежская секретарша Екатерина Егоровна Флорова. В 1887 г. Е.Е. Флорова подает прошение о пристройке у к существующему каменному флигелю каменного жилого помещения и крыльца. И только в 1898 году владельцем участка становится Осип Григорьевич Гиршфельд, который мае 1901 г. подает прошение в Самарскую городскую управу о постройке на своем участке деревянного двухэтажного дома. Поэтому «фахверковый» дом был построен либо в 1887 году Е. Фроловой, либо в 1901 году Гиршфельдом. Хотя, конечно же, по своей архитектуре тянет больше к XX веку. Но вопрос пока остается открытым. Вернемся к корням потенциального хозяина этого особняка. Родился Осип Григорьевич отнюдь не в немецком городе, а в Новгороде Великом 20 марта 1861 года. Будучи студентом Петербургского университета увлекся революционными идеями, за что был арестован и отчислен из учебного заведения и выслан в Самару. Затем учился в Казани, служил в Екатеринбурге, вновь был уличен в протестной деятельности, за что в 1887 году подвергся аресту и повторной ссылке в Самару, в которой и прожил до самой смерти в 1913 году, занимаясь адвокатской деятельностью.

Вторая и главная легенда — дом построен по исконно немецкой технологии — фахверк. Для того, чтобы это установить однозначно, необходимо понимать, из чего состоят несущие стены дома, для этого как минимум нужно попасть внутрь здания, а оно остается эксплуатируемым как жилое. С этим увы. Но у нас есть возможность максимально подробно рассмотреть фасады. И что можно увидеть. Первый этаж однозначно каменный, конструктив второго этажа — загадка. Фасады второго этажа оштукатурены и окрашены. Штукатурка нанесена на поле из дранки. А это уже говорит о том, что под дранкой дерево. Либо деревянная обрешетка, либо сруб. Официальная краеведческая версия: конструктив второго этажа — стойки фахверка, заполненные кирпичом. Допустим, зачем в таком случае под слой штукатурки формировать поле из дранки? Каменные стены всегда штукатурились прямо на кирпич. А вот наличие сруба под слоем штукатурки, как несущей конструкции, вполне вероятно. Более того «стойки каркаса», видные с внешней стороны стен — обычная обрезная доска, а не часть силовой конструкции. Кстати, стальной флюгер с вырезанным силуэтом козы, установленный на башне — дело рук уже современных умельцев. В общем, друзья и неравнодушные, я буду рад любой информации о несущей конструкции дома, пока я волен склоняться к версии об оштукатуренном срубе на манер западноевропейской архитектуры. И я был бы очень приятно удивлен, если же версия с настоящим фахверком подтвердится.

В целом здание прекрасно вписывается в пропорции и стилистику гражданского модерна и являет собой яркий пример городской усадьбы в модерновых интерпретациях западноевропейской архитектуры.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?