Сегодня, 29-го марта, в рамках нашего проекта «Забытая Россия» состоялся культурно-исторический вечер памяти 160-летия создателя РПЦЗ митрополита Антония Храповицкого, который являлся потомственным дворянином, столпом православия в борьбе с большевизмом и сподвижником барона Врангеля.
В начале нашего мероприятия я рассказал о происхождении, юности и первых десятилетиях служения Антония Храповицкого, который уже в возрасте девяти лет хотел стать священником, а в 13 лет написал службу Мефодию и Кириллу (в 1887-м году была официально одобрена синодом). С детских лет Храповицкий обожал посещать выступления философа Соловьева и писателя Достоевского, который якобы написал с него образ Алеши Карамазова.
В первые же годы духовного служения будущий митрополит выделялся среди окружающих, в возрасте 27 лет он стал архимандритом и ректором Московской духовной академии (до этого возглавлял Петербургскую духовную семинарию, был доцентом Петербургской духовной академии и преподавателем Холмской семинарии).
В 1895-м году Антоний Храповицкий стал ректором Казанской духовной академии. С 1897-м году он вначале одновременно являлся епископом Чебоксарским, а затем епископом Чистопольским. В 1900-м году он стал епископом Уфимском и Мензилинским, после чего ушел из академии и много лет являлся ее почетным членом.
27-го апреля 1902-го года владыка Антоний получил назначение на Волынскую кафедру, где провел 12 лет и за это время стал одним из наиболее авторитетных архиереев. В 1902-м году он возглавил Почаевское отделение ИПОПО, а с 1905-го года являлся одним из создателей Союза русского народа и почетным председателем его Почаевского отделения. Помимо этого Храповицкий входил в состав Казанского общества трезвости и был единственным архиереем — членом Русского собрания, а также получил степень доктора богословия. Его авторитет был настолько высок, что он представлял интересы монашествующего духовенства в Государственном совете, а также председательствовал на четвертом миссионерском съезде и возглавлял первый единоверческий съезд. За свои труды он был в 1908-м году награжден орденом Святого Владимира 2-й степени (орден 3-й степени он получил ровно за 10 лет до этого события).
Далее я сделал паузу в своем докладе и предоставил возможность руководителю музыкального направления нашего проекта Алексею Дорогову исполнить несколько авторских песен, которые полностью соответствуют теме нашего мероприятия.
Затем я уже перешел к основной части доклада, которую начал с приведения примеров проповедей владыки Антония, произнесенных на фоне потрясений 1905-го года и его последствий. Стоит отметить, что в своих выступлениях тогда еще епископ (с 1906-го года архиепископ) Храповицкий демонстрировал точное понимание происходящего. Он всей душой болел за обманутый проходимцами народ, предостерегал его от новых ошибок и говорил о пагубности растления, которое ведет Россию к гибели. Владыка будто предвидел все то, что произошло уже на его веку.
Особенное внимание я уделил теме избрания патриарха, которое происходило на фоне большевицкого переворота и сражения юнкеров/добровольцев за Москву. Я подробно рассказал о работе Поместного собора, товарищем председателя которого был Антоний Храповицкий. Стоит отметить, что на голосовании делегатов собора первое место занимал именно владыка Антоний, но жребий пал 18-го ноября на митрополита Тихона, который в итоге стал патриархом.
В контексте темы избрания патриарха я подробно рассказал о сражении юнкеров и добровольцев с большевиками, которое происходило на улицах Москвы и стенах Кремля. За неделю боев большевики артиллерийским обстрелом уничтожили многие здания и серьезно повредили постройки Кремля, в том числе один из снарядов угодил в курантов, а лик Николая Чудотворца был специально расстрелян из винтовок. С искалеченного образа вскоре была написана икона, которую епископ Нестор Камчатский отвез в качестве патриаршего благословения адмиралу Колчаку.
Похороны павших юнкеров совпали с последними днями пребывания Храповицкого в Москве. 28-го ноября он стал митрополитом Харьковским и Ахтырским, после чего отправился к месту службы, где уже 30-го мая 1918-го года был избран митрополитом Киевским и Галицким. Во время правления гетмана Скоропадского владыка Антоний имел возможность спокойно служить, а вот после прихода Петлюры он был арестован и сослан вместе с Евлогием Георгиевским в униатский монастырь. После освобождения он прожил несколько во Львове, а затем перебрался на Дон к Деникину, где по инициативе его старого знакомого пропресвитера Георгия Щавельского уже существовало Временное высшее церковное управление (я подробно рассказал о его создании и об аналогичном явлении в Сибири, где Колчак был признан Поместным собором в качестве временного главы церкви и поминался на богослужениях как Верховный правитель России).
Митрополит Антоний прибыл 28-го августа 1919-го года в Таганрог, где располагались ВВЦУ и штаб генерала Деникина. Он мог не признать каноничность нового образования, но дипломатичность Антона Ивановича помогла избежать раскола. В результате, владыка признал ВВЦУ во главе с Митрофаном Донским и Новочеркасским, но реального участия в его деятельности не принимал и с осени лишь занимал должность почетного председателя Временного совета.
Далее произошла Новороссийская катастрофа, о которой я подробно рассказал и анонсировал вечер памяти генерала Хрипунова, который во главе своих атаманцев героически сражался даже после отплытия кораблей. Большей части его полка не хватило места на судах, тогда он лично возглавил попытку прорыва на Геленджик, но был ранен и чудом спасен. Уже в изгнании он возглавлял Православное палестинское общество, членом которого за десятилетия до этого был Антоний Храповицкий.
Сам владыка после эвакуации прожил несколько месяцев на Афоне, а затем был вызван бароном Врангелем в Крым, где зачастую заменял нового главу ВВЦУ архиепископа Димитрия. После оставления Крыма Храповицкий прямо на борту корабля «Великий Князь Алексей Михайлович» провел 19-го ноября первое заграничное заседание архиереев, которое положило начало существованию РПЦЗ.
В первые месяцы изгнания было особенно тяжко, священники служили в палаточных храмах русских военных лагерей в Галлиполи, Чаталдже и Лемносе. Сам владыка Антоний расположился в Сремских Карловцах, откуда управлял жизнью православных приходов. В ноябре 1921-го года он созвал первых Всезарубежный собор, в котором помимо духовенства принимали участие видные русские политики правого толка, а его почетным председателем был барон Врангель. Собор осудил социализм и его коммунистические проявления, а также скрепил единство русской церкви в изгнании. Кроме того владыка Антоний пристально следил за продолжением Гражданской войны на Дальнем Востоке и в 1922-м году благословлял крестовый поход генерала Дитерихса. В своих трудах владыка неизменно поддерживал отношения с бароном Врангелем и Великим Князем Николаем Николаевичем, после смерти которого признал претензии Великого Князя Кирилла Владимировича на титул императора в изгнании.
Начиная с 1927-го года владыка Антоний осуждал связи Сергия Страгородского с советской властью и даже запретил с ним каноническое общение. Митрополит Храповицкий открыто призывал к борьбе с большевиками и провозглашал крестовый поход против красных безбожников. Он приветствовал возрождение монархии в Греции и верил в будущее воскресение России. Его роль в церковной жизни русских изгнанников невозможно переоценить, он был настоящим духовным вождем, который шел рука об руку с вождем военным бароном Врангелем. К сожалению, им было не суждено увидеть на своем веку освобождение Родины, но память об их борьбе будет жить вечно.
Спасибо всем за посещение нашего мероприятия! После окончания официальной части вечера мы продолжили обсуждение в кафе, где пообщались на тему владыки Антония и другие важные темы, в том числе на тему подготовки следующих мероприятий!
Руководитель культурно-исторического проекта «Забытая Россия» Денис Романов.