По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но и всего левобережья Волги. Это — Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, «зело красно и украшенное» трудами и молитвой. История этой обители полна очарования. Годы и столетия прошумели над её седыми стенами. В них уместилось всё: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, постепенное возрождение. Возникновение обители относится к середине ХVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми жёнами-мироносицами. Майским днём 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы Андрей Иванович Жолнин, работая в поле, увидел резной на апсидном камне, обложенный тканным серебром, образ Богоматери со святыми жёнами-мироносицами. В древних грамотах ХVII века говорится только о явлении иконы святых жён-мироносиц, но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери, поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров икона святых жён-мироносиц. Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел её взять, образ сделался невидимым, но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону с ветки и благоговейно принёс в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой, в святительском одеянии монах и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители. На следующий день, утром Андрей отнёс икону своему отцу Ивану, рассказав ему о случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись.
О явлении чудотворного образа стало известно в городке Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову. Множество народа отправилось в день Сретения 6 июля Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 14 мая. При этом возле иконы происходили многие чудеса. Спустя некоторое время образ был перенесён в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве. По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил этот образ в Царёв город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шёл сентябрь 1649 года. Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была построена. Стучали топоры, росли венцы брёвен. На месте обретения иконы выросли деревянная церковь во имя жён-мироносиц, кельи, хозяйственные постройки.
По некоторым сведениям, деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф. Церковь была освящёна около 1719 года. Этот храм сохранился до нашего времени и является доминантой всего монастырского ансамбля. Мироносицкий храм — яркий памятник русского зодчества, сооружённый в традициях ХVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя святых жён-мироносиц и придел во имя святого Иоанна Предтечи, а в нижней — тёплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя святого Архистратига Михаила. По фасаду первый и второй этажи разделяются каменным пояском в виде поребрика и гирек. К основному кубу храма с востока примыкают алтарные апсиды, украшенные белокаменным «узорочьем», а с запада и севера обширная паперть и крыльцо. Пятиярусная шатровая колокольня храма — типичный образец русских колоколен второй половины ХVII — начала ХVIII веков — придаёт всему храмовому комплексу стройный вид и законченность архитектурного замысла. На колокольне, по данным описи имущества монастыря 1921 года, имелось 8 колоколов, первые три — большой, «Полиелейный» и «Вседневный» весом соответственно: 123, 41 и 15 пудов. Благовест и перезвон разливались тогда над всей округой. Интерьеры главного храма и приделов периодически обновлялись. В них были установлены иконостасы. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трёх сторон, а с четвёртой — северной — деревянной. В плане она представляла собой вытянутый с севера на юг прямоугольник. Её облик в ХIХ — начале ХХ веков был запечатлён на литографиях и немногочисленных любительских фотографиях.
К северу от храма в ХVIII веке был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце ХIХ века у западной стены монастыря был сооружён новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной — хозяйственные постройки. Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 11 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к двум периодам — первой четверти ХVIII века и к концу ХIХ — началу ХХ веков. Уже во второй половине ХVII века Мироносицкая пустынь получила в своё распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю, но постепенно отношение изменилось. Оттаяли души язычников. Они не только смирились с обителью, но даже стали жертвовать свои земли в её пользу. Однако в 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твёрдых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная. По данным на 1904 год, монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря; мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале ХХ века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов и 29 послушников. На протяжении столетий Мироносицкая пустынь распространяла свет духовного просвещения на территории Марийского края. Миссионерская деятельность монастыря оказала огромное духовное и нравственное влияние на местное население. Монастырское Богослужение совершалось строго по уставу. Главной святыней обители оставалась икона Пресвятой Богородицы Владимирская со святыми жёнами-мироносицами.
Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословление, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой, или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. Появился обычай носить чудотворный образ из Мироносицкой пустыни Крестным ходом. Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители — день Сретения Владимирской иконы Божией Матери — 6 июля и день обретения чудотворного образа — 14. В день Владимирской иконы в монастырь приходило из Царевококшайска и окрестных деревень около трёх тысяч богомольцев. В этот день с раннего утра и до вечера в храме и на святом ключе недалеко от обители священники едва успевали служить молебны. Из храма совершался Крестный ход на ключ. Паломники окроплялись святой водой. В 1667 году Казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска, Чебоксар, Цивильска установил Крестные ходы с иконой в эти города. Эти ходы стали ежегодными. Самым древним считался Крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей Крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служили молебны. В 1844 году игумен Мироносицкой пустыни Гедеон составил расписание переноса иконы из одной городскй церкви в другую. Революционная буря 1917-1918 годов разрушила прежний уклад жизни. Обитель разделила судьбу многих монастырей России. Смерч разорения и запустения подбирался к её стенам уже в начале 20-х годов. Обитель была лишена источников существования — земель. Затем специальным решением советских властей монастырь закрыли. Замолкли колокола на долгие десятилетия, они были сняты с колокольни. Бесследно исчезла чудотворная икона. Не исключено, что в 1922 году она оказалась среди церковных ценностей, изъятых новой властью из монастыря. В тот год снимали и увозили серебряные ризы с икон, кресты, потиры, кадила, украшения с Евангелий. Всего было изъято золота и серебра на 4 фунта 36 золотников.
С 1921 года по 1924 год на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В 1924 году монахи были изгнаны из обители, и в её стенах поселился Ежовский детский дом. В дальнейшем здания монастыря переходили из рук в руки. В итоге святое место оказалось брошенным, разграбленным и осквернённым. Советские власти лишь констатировали наличие в селе Ежово памятника архитектуры, но ничего реального для его спасения предпринято не было. В конце ХХ века началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. 1993 год явился особенно знаменательным. Была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь, в которой мало что напоминало о былом величии, красоте и славе. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, совершил Божественную литургию и молебен. Весть о возрождении пустыни облетела многие города и веси. Сюда потянулись люди, внося посильный вклад в возрождение обители. Знаменательное событие произошло 1 ноября 1994 года, когда в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для возрождения обители прибыли две монахини — Варнава и Ардалиона из Толгского монастыря под Ярославлем. Сейчас в обители живут 18 насельниц с монахиней Варнавой. Монастырь возрождается в своём былом великолепии. Всё делается руками сестёр. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием. Духовная жизнь монастыря находится под неустанным вниманием епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. В обитель вновь стекаются люди, стремясь обрести душевный покой, умиротворение. Возродился и Крестный ход с чудотворной иконой.