«Мир искусства» и Лев Бакст

«ЛЕВ БАКСТ»
27 апреля (9 мая) 1866 года в городе Гродно в ортодоксальной еврейской семье родился Лейб-Хаим Израилевич Рабинович. Его отец — Израиль Самуил Барух Хаимович Рабинович всю свою жизнь был погружён в премудрости изучения Талмуда. Мать — Басия Пинхусовна Розенберг была дочерью коммерсанта, поставщика сукна для русской армии.
Дед Лейба в молодости жил в Париже, работал там портным, организовал успешное предприятие по поставке сукна для русской армии и заработал значительный капитал. Его жена Ривка Моргенштерн была родом из Вильно. Она категорически отказалась последовать за мужем в Санкт-Петербург, что привело к разводу. В Северной столице дед будущего художника получил звание и права потомственного почётного гражданина, стал Почётным старейшиной Николаевского приюта и продолжил успешную карьеру коммерсанта.
Женившись вторично, после рождения мертворожденного сына, Пинхус Розенберг отчаялся дождаться наследника мужского пола. Он испросил высочайшего разрешения и усыновил мужа дочери, Самуила Баруха, таким образом избавив того от воинской повинности и дав возможность вступить в наследство. Так Лейб-Хаим Рабинович стал Львом Самуиловичем Розенбергом. Когда Лев погрузится в жизнь творческой богемы, он возьмёт в качестве псевдонима сокращенный вариант фамилии бабушки по материнской линии Бакстер — Бакст.
Семья жила в полном достатке на Невском проспекте. Лев Розенберг посещал Шестую гимназию, где к 100-летию празднования со Дня рождения В. А. Жуковского, участвуя в конкурсе на лучший портрет поэта, так искусно выполнил копию с гравюры, что его работа долгое время украшала актовый зал. Гимназический учитель рисования — Андрей Дмитриевич Лосев заметил неординарные способности своего ученика. Благодаря его заступничеству, другие преподаватели завышали оценки гимназисту плохо успевающему по всем другим предметам. Но несмотря на низкую успеваемость, Бакст вспоминал, что правильное владение русской речью, которое позже отмечали у него И. А. Бунин, Ал. Бенуа, З. Гиппиус, а также совершенство французской устной и письменной речи — результат гимназического преподавания.
Отец Льва был категорически против занятий сыном рисованием, так как иудаизм отрицательно относится к изобразительным образам, но мальчик проявил такое упорство, что за советом обратились к непререкаемому авторитету для семьи Розенберг — Марку Антокольскому. Рисунки заслужили одобрение скульптора. Юноша стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников, бросив гимназию, а потом стал вольнослушателем Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, где проучился четыре года. Там он познакомился и подружился с Валентином Серовым. Его педагогами были К. Б. Вениг, П. П. Чистяков, кроме того, он посещал частные уроки у Исаака Львовича Аскназия.
К сожалению выпускная работа «Оплакивание Христа», многочисленных персонажей которых он наполнил национальными чертами, вызвала гнев начальства Академии. Бакст был вынужден подать заявление об отчислении по собственному желанию. Через год он написал прошение о восстановлении, но получил отказ.
В это же время умерли дед и отец Льва. Финансовое положение семьи резко ухудшалось. Пришлось переехать в более скромную квартиру на Вознесенском проспекте. Теперь Лёвушке, как звали его друзья, нужно было содержать брата и двух сестёр. Бакст берётся за любые заказы. В основном это книжные и журнальные иллюстрации.
Одновременно Лев Самойлович становится активным участником выставок Общества русских акварелистов, где его талант заметили Альберт Бенуа и Александр Соколов. Решающим для карьеры Бакста было знакомство в марте 1890 года с выпускником гимназии К. И. Мая Александром Бенуа, который ввёл его в круг своих друзей — Дмитрия Философова, Вальтера Нувеля, Константина Сомова. К этому кружку вскоре присоединились Альфред Нурок, Евгений Лансере и, приехавший из Перми, Сергей Дягилев. Из маленького кружка, на котором Бакст читал доклады по русской живописи до всемирной славы, так зарождался «Мир искусства».
Но в 1890-е гг до всеобщего признания было далеко. Пока же Бакст участвует в выставке картин Академии художеств, даёт уроки акварели графу Д. А. Бенкендорфу, учит рисованию детей Великого князя Владимира Александровича.
Летом 1891 года Лев путешествует по Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, знакомясь с работами старых мастеров, усовершенствует своё мастерство в парижских студиях. В 1892 году выставляет свои акварели на выставке в Дрездене, заслужив положительную рецензию Игоря Грабаря.
В 1893 году Бакст получает частный заказ на картину «Прибытие в Париж главы русской эскадры адмирала Авелина». Частые поездки во Францию его только радуют. Он переживает страстное увлечение актрисой Марсель Жоссе. Не теряя времени, продолжает учиться: в студии Ж.-Л. Жерома, Академии Жюлиана, работает на пленере с финским художником А. Эдельфельтом. Приезжая в Россию, выставляет свои работы, которые не остаются незамеченными.
В 1897 году Бакст совершает путешествие в Северную Африку. Откуда привозит ряд колоритных пейзажных и портретных акварельных этюдов, которые представляет на очередном вернисаже в Академии художеств. Тогда же в музее Училища барона Штиглица проходит ряд выставок организованных Дягилевым, на которых Бакст демонстрирует портреты тех, кого позже назовут «мирискусниками».
Сегодня мы видим этих неординарных талантливых всесторонне одаренных людей глазами Бакста, точно подметившего их жесты, манеры двигаться, одеваться, держать сигарету. Он смог увидеть не социально-психологическую остроту характерную для Серова, не врубелевский драматизм, не исповедальность Сомова, а черты человека Рубежа эпохи позже названной серебряным веком.
В марте 1898 года несколько работ Льва Бакста приобретает Русский музей Императора Александра III. В это время его уже полностью захватил проект Дягилева. Он не просто участник, но один из создателей, ининциаторов объединения. Пишет статьи по истории искусства, занимается оформлением журнала. Большинство мирискусников воспринимают его как модного виртуоза. Несмотря на такое ироническое отношение, Лев Бакст был одной из основных движущих сил этого новаторского объединения.
С 1901 года художник начинает выполнять эскизы декораций и костюмов для дягилеских постановок, не оставляя журнальную графику, оформление книжных обложек. С его печатными украшениями выходят лучшие художественные журналы того времени, издания по искусству, альманахи, сборники стихотворений. Дарование Бакста разнопланово, а увлечённость тогда не знала границ. Но постоянного источника дохода не было.
В январе 1903-го года в редакции журнала «Мир искусства», Лев Бакст знакомится с дочерью знаменитого купца, миллионера, мецената, коллекционера Павла Третьякова — Любовью. Их связывало общее знакомство с мужем сестры Любови Павловны С. С. Боткиным. В своих чувствах к женщинам Лев Бакст не знал удержу. Он буквально атакует недавно овдовевшую даму. Пишет ей пылкие письма, уверяя в искренности и чистоте своих намерений. В 1903 году в Варшаве Лев Бакст ради брака на Любовь Павловне принимает лютеранство. Вряд ли Бакст охотился за приданым. Но те огромные деньги, которые оказались в его распоряжении после женитьбы вскружили голову. Он пользуется финансами жены, вынуждая ее оплачивать поездки, ужины в ресторанах, одежду от лучших портных, заводит мимолетные романы. Не в силах выдержать такой образ жизни супруга Любовь Павловна уходит от мужа даже не дождавшись рождения будущего сына. Лев Самойлович умоляет её вернуться, но всё безуспешно. После официального развода он вновь возвращается в иудаизм.
Неудачная семейная жизнь, разлука с сыном способствуют возвращению к искусству и Дягилеву. Практически все декорации и костюмы Русских сезонов дело рук Льва Бакста. Высшая знать начинают заказывать ему оформление интерьеров домов, костюмы на балы-маскарады. Бал «Восточная кадриль» у графини Марии Клейнмихель и «Бал цветных париков» у графини Елизаветы Шуваловой — полностью его идеи.
Кроме мирискусников он посещает заседания литературно-философского кружка у Мережковского и Гиппиус, вечера в «Башне» у Вячеслава Иванова. Все отзываются о нем как о доброжелательном, наивном, немного легкомысленном, но добром и разносторонне образованном человеке.
«Характерная черта Бакста — его неискоренимое добродушие и благодушие, соединённое с детской наивностью, которая так и перла из его донельзя близоруких глаз» (Д. Философов)
«Бакст был живой, добродушный, шепелявящий молодой человек, с ярко-розовым лицом и какими-то рыже-розовыми волосами. Над ним все подтрунивали, и над его влюбчивостью, и над его смешной шевелюрой, и над его мнительностью. Ему всегда казалось, что он болен или тяжко заболевает. Он очень умён, блестяще одарён и большой энтузиаст искусства» (А. П. Остроумова-Лебедева)
«Бакст был удивительным человеком по своей почти детской жизнерадостной и доброй простоте. Медлительность в движениях и выговоре давала ему порой какую-то «важность», скорее — невинное «важничание» гимназиста; он природно, естественно оставался чуточку школьником… Знал ли кто-нибудь, что у Бакста не только большая и талантливая, но и умная душа? Он никогда не претендовал на длинные метафизические разглагольствования — они были тогда в большой моде,- но, повторяю: случайное ли письмо, случайно ли выпавшая минута серьёзного разговора, и я опять удивляюсь уму, именно уму, этого человека, такой редкости и среди профессиональных умников» (З. Н. Гиппиус)
В костюмах по его эскизам выходят на сцену Кшесинская, Павлова и Карсавина. Совет Третьяковской галереи приобретает для своей коллекции панно «Элизиум».
16 мая 1907 года Леон Бакст, как его именуют теперь за границей, становится Кавалером ордена Почетного Легиона.
С 1908 года художник начинает своё сотрудничество с Идой Рубинштейн, которое продолжится до самой его смерти.
Путешествуя по Греции с Серовым, по Италии с Дягилевым, Лев Бакст продолжает принимать частные заказы на портреты. Его клиентки — представительницы русской аристократии. Кроме того, он начинает преподавать. Учеником Льва Самойловича, правда всего лишь на один учебный год, становится Марк Шагал.
«Мир искусства», «Русские сезоны», заказные портреты, лекции по искусствоведению, дизайн интерьера петербургских особняков, оформление залов и костюмы для балов-маскарадов, жизнь между Россией и Европой. Трудно себе представить как он всё успевал.
В 1911 году Бакст арендует небольшой двухэтажный особняк в Париже, не предполагая, что с этим домом будет связана вся его дальнейшая жизнь.
В октябре 1912 года он получает предписание как еврей, не имеющий права на жительство покинуть столицу Российской Империи. Никакие заслуги перед мировой культурой, ни заступничество многочисленных друзей не помогают. Художник переезжает в Париж.
Его эскизы сценических костюмов производят такое неизгладимое впечатление на дам, что они заказывают подобные наряды как повседневную одежду, а Бакст вдруг становится законодателем женской моды. Теперь на дягилевские балеты идут не только ради представления, но и чтобы посмотреть в какие костюмы от Бакста будут одеты танцовщики.
Весной 1914 года художник заболевает, что неудивительно. Нервное переутомление, депрессия, лечение в психиатрической клинике в Швейцарии. За ним ухаживают сестра и брат. Но уже в августе он возвращается к работе. В Лондоне и США (Нью-Йорк, Бостон, Детройт) проходят его персональные выставки.
В 1915 году родные настаивают на продолжении лечения. Бакст вначале соглашается, но уже в клинике начинает создавать эскизы костюмов к балету «Жар-птица», а в 1916 году уезжает в Нью-Йорк на открытие выставки, которую организует поклонница его таланта, меценатка и спонсор Алиса Гэррет.
Февральскую революцию Бакст, давно живущий в отрыве от русской жизни, встречает с воодушевлением. Его работа связана теперь с Францией, Италией, Англией. Но из России начинают приходить тревожные новости. Смерть сестры Розалиии от голода приводит его в ужас. У него вновь начинается нервное расстройство. Он пишет Грабарю и Луначарскому с просьбой разрешить выехать к нему бывшей жене с сыном и падчерицей, сестре с племянницей. К счастью, визы ещё выдают. Приезд сына становится для него счастьем. Он устраивает Андрея Львовича в частную художественную школу в Париже.
В особняке Джеймса и Дороти де Ротшильд — Уоддесдон Бакст создаёт живописные панно на тему сказки «Спящая красавица», придавая героям внешнее сходство с хозяевами дома. Оформляет Эвегрин-Хаус — дом своих меценатов Алисы и Джона Гэрретов. Ездит с лекциями по США, декорирует залы для балов, но теперь уже не для русской аристократии, а для американских нуворишей.
В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и его антрепризой. В конце 1917 года, не оплатив предыдущих работ (балета «Шутницы») и не назвав заранее точных сроков сдачи эскизов, Дягилев фактически вынудил Бакста разработать декорации к балету «Волшебная лавка». Ради этого проекта художнику пришлось отложить массу дорогих заказов, на которую он потратил более года; однако, не уведомив художника, Дягилев принял работу Андре Дерена и провёл премьеру в Лондоне 5 июля 1919 года. Чтобы скрыть возможный конфликт, он заказал в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста как «устаревшего и утратившего привлекательность». После тридцатилетнего сотрудничество и 16 совместных балетов поступок Дягилева стал ударом для Бакста.
Будучи необыкновенно чутким человеком Лев Самойлович начинает понимать, что его время уходит. Бакст начинает писать книгу воспоминаний «Жестокая первая любовь» и договаривается с З. И. Гржебиным о публикации. Одновременно продолжает работать над декорациями и костюмами к балету «Истар» с Идой Рубинштейн в главной роли. Во время репетиции за кулисами театра Гранд-опера ему становится плохо.
27 декабря 1924 года Леон Бакст умрёт от пневмонии в клинике Рюэй Мальмезон в Париже и будет похоронен на Батиньольском кладбище.
Незадолго до смерти он был снова удостоен высшей награды Франции — ордена Почётного легиона.
Сыну Льва Бакста — Андрею на момент смерти отца было всего 17 лет. Он переехал в Италию к матери, которая всего на четыре года пережила бывшего мужа. Андрей Львович Бакст стал, как и отец, театральным художником. Первоначально он оформил декорации к балетному спектаклю «Видение розы» на музыку К. М. Вебера по эскизам отца. Затем самостоятельно работал в театре и кинематографе. В театрах Франции зачастую оформлял постановки по пьесам русских писателей — А. Чехова, Н. Гоголя, В. Маяковского.
В послевоенные годы Андрей Львович неоднократно бывал в СССР. Часть картин и архивов отца передал Русскому музею и Третьяковской галерее. За 65 лет жизни Андрей Бакст дважды был женат, но детей не оставил. Скончался в Париже в 1972 году.
Родным племянником Льва Бакста, сыном его сестры Розы, был доктор исторических наук, профессор — Альберт Захарович Манфред — историк, специалист по истории Франции, Великой французской революции. Внук Манфреда и дальний родственник Бакста — известный психолог Михаил Александрович Лабковский.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?