Мир. Часовня-усыпальница Святополк-Мирских.

Сооружена в 1904 году последними титулованными владельцами замка князьями Святополк-Мирскими по проекту известного петербургского архитектора-академика Роберта Марфельда в стиле модерн.

Фамильная часовня-усыпальница была возведена в дворцовом пейзажном (английском) Мирском парке, заложенном Святополк-Мирскими при замке в конце ХIХ — нач. ХХ века, рядом с восточным оборонительным замковым валом на возвышении. Она эффектно поставлена среди окружающего пейзажа и привлекает к себе внимание зрителя причудливостью форм и ассиметрией композиции. Часовня-усыпальница построена в стиле модерн; с архитектурной точки зрения динамично-ассиметричная композиция здания оказалась для своего времени новаторской; её составными частями являются притвор, зал часовни, апсида и высокая башня-звонница. Внутри здание состоит из двух уровней — крипты и собственно зала для проведения служб. Часовня предстаёт как архитектурный коллаж из разнообразных материалов: лицевого кирпича, бутового камня, штукатурки, мозаичной смальты и уникального картуша с родовым гербом Святополк-Мирских (после закрытия часовни-усыпальницы, картуш переместился в Минск — в Национальный музей истории и культуры Беларуси, ныне он снова в квадратной раме вмонтирован на башню-звонницу). В отличие от западного, отечественному модерну была свойственна тенденция к смешению с историческими стилями, что нетрудно заметить в данном случае.
Вход в часовню решён в виде перспективного портала, взятого из арсенала романо-готического зодчества. А фронтоны с сухариками — явный реверанс в сторону классицизма, в формах которого долгое время работал Марфельд как архитектор-классицист. Использованный зодчим композиционный приём (вертикаль башни, доминирующая над основным объёмом) силуэтно перекликается с замковой композицией, а обнажённая кирпичная кладка зрительно сближает оба памятника, разделённые четырьмя веками. Камерная по масштабу постройка служит своеобразным художественно-логическим переходом от подчёркнуто мужественной, монументальной архитектуры замка к интимности пейзажного парка, подступающего к средневековым стенам. Часовня-усыпальница была построена по проекту архитектора Роберта Робертовича Марфельда в 1904-1910 годах на средства Клеопатры Святополк-Мирской и освящена в честь святителя Николая Чудотворца. В последующие годы в склепе были захоронены шесть членов рода Святополк-Мирских. Благодаря стараниям князя Михаила Святополк-Мирского, вокруг здания были высажены редкие хвойные деревья и розы. Стоит сказать, что сам архитектор так и не побывал в Мире. Эскиз, датированный 1901 годом, был опубликован в 1902 году русским архитектором, искусствоведом и издателем Гавриилом Васильевичем Барановским в его «Архитектурной энциклопедии второй половины ХIХ века». 24 августа 1902 года проект одобрило Строительное отделение Минского губернского правления. Задачей архитектора была идея создания «внутрисемейного символа высокородного происхождения и аристократизма заказчиков», и как результат часовня достигла объёмов небольшой церкви.
Возведение часовни началось в 1904 году. Благодаря обнаруженным в архиве Свято-Троицкой церкви пос. Мир документам удалось установить, что часовня была освящена в честь Святого Николая Мирликийского. Возможно, выбор посвящения этому святому был связан с тем, что часовня была построена в память о Николае Ивановиче Святополк-Мирском, муже княгини Клеопатры. Местные жители доступа в часовню не имели. В феврале 1910 года в часовне была захоронена сама княгиня Клеопатра Святополк-Мирская, а 3 мая 1913-го — её внучка, дочь её сына Ивана Соня Святополк-Мирская (утонула в Болгарии). По некоторым сведениям, после присоединения Мира к Польше в 1921 году часовня стала католической и использовалась как костёл. По другим сведениям, есть данные о том, что в те годы проводился крестный ход перед Пасхой в пятницу из Троицкой церкви Мира в Княжескую часовню. За часовней присматривал князь Михаил Святополк-Мирский, захороненный здесь же в 1938 году.
С установлением Советской власти в Белоруссии, церковное имущество было разграблено в 1939 году и в 1940 году было вывезено в неизвестном направлении. То, что осталось, перенесли в Свято-Георгиевскую кладбищенскую церковь пос. Мир. 14 августа 1948 года вышло постановление Мирского райисполкома, согласно которому здание часовни должно использоваться в качестве зернохранилища спиртового завода. В этих целях часовня использовалась около 20 лет. В крипте хранились торф и уголь. В октябре 1978 года Совет Министров БССР принял постановление о реставрации Мирского замка и строительстве в пос. Мир художественного профессионально-технического училища. В соответствии с ним планировались работы по комплексной реставрации Мирского замково-паркового комплекса, включая и часовню. В то время часовня ещё не действовала.
В 2000 году часовня-усыпальница в составе объекта «Замковый комплекс Мир» вошла в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 2004 год стал годом начала реставрационных работ, которые продолжались в течение четырёх лет (завершились к 1 декабря 2008 года). 27 апреля 2007 года, после освящения, на звонницу был поднят колокол с нанесённым текстом: «Памяти, Госпадзе, Душы памерлых раб Тваих роду Святаполк-Мирских». Для часовни-усыпальницы был изготовлен новый иконостас из дуба, копия оригинального (установлен в 2009 году). В 2013 году в часовню был возвращён оригинальный крест, находящийся над царскими вратами. В 2014 году в часовне начались богослужения. Так, первой 22 марта, в день памяти Сорока Севастийских мучеников, в склепе состоялась панихида. Она была проведена с церковным хором по просьбе Марии Святополк-Мирской, правнучке князя Николая Ивановича Святополк-Мирского, обратившейся на интернет страницу Свято-Троицкой церкви. В самой же часовне 22 мая, в день памяти святителя Николая, была проведена Божественная литургия.
Из книги-путеводителя «Несвиж-Мир». Издательство г. Минск. УП «Рифтур», 2004 (2014).

Живописную асимметричность фасаду усыпальницы придает башня-звонница, на которой находится рельефный герб-картуш князей Святополк-Мирских. Оригинальный картуш в 1970-х годах неожиданно рухнул, разбившись на несколько частей, и до реставрации хранился в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске. Новый картуш с ярко раскрашенным гербом Святополк-Мирских изготовлен уже не из свинца, а из цинкового сплава и установлен на часовне.
Главный фасад часовни-усыпальницы украшен большим многоцветным мозаичным панно — Спас Нерукотворный «Христос Пантократор». По некоторым сведениям, панно было выполнено в знаменитой мозаичной мастерской Фролова в Санкт-Петербурге. По другой версии, его изготовил мозаичист из Познани, в паре с которым работал местный мастер Панько Иван Прокопович. Так или иначе, мозаика с ее насыщенными цветами, сияющим золотым фоном и пристальным взглядом Христа производит сильное впечатление. Мозаика сделана так, что с какой стороны на нее ни посмотришь, глаза Христа обязательно встретятся с твоими. С 2008 года, после открытия часовни для посетителей, мозаика с ликом Христа Вседержителя внесена в список ЮНЕСКО как отдельный объект.
Источник: https://news.21.by/other-news/2020/01/18/1962868.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?