Своим рождением город Миньяр обязан железоделательному заводу, который в 1788 году унаследовала Ирина Бекетова. Она же решила построить храм для заводчан, свезенных из разных мест — Смоленской, Рязанской, Тамбовской губерний. Заводовладелица заказала на собственные деньги проект церкви знаменитому зодчему Матвею Казакову, но он, загруженный заказами на перестройку Москвы после очередного пожара, поручил разработку проекта церкви для богатых уральских заводчиков одному из лучших своих учеников Ефиму Малютину.В период русского классицизма получило значительное развитие строительство по типовым проектам, когда стали широко применяться повторяющиеся детали и конструктивные схемы. Это подтверждается тем фактом, что разработанный Казаковым проект церкви в Москве на Козьем Болоте был творчески адаптирован для Сима, Илека и Миньяра Малютиным.Молодой архитектор руководствовался советами учителя, но проявил и свое мастерство. Это ярко проявилось в привязке проекта к местности. Православная церковная традиция рекомендует возводить церкви на возвышенных местах, так, чтобы они как бы осеняли поселения, но Миньярский завод изначально располагался в котловине между шестью горами, а расположить церковь на одной из этих гор означало бы удалить храм от жилых домов, затруднить его посещение верующими. Поэтому автор проекта избрал наилучший в данном случае вариант — храм возведен на возвышенном берегу на месте слияния Сима и Миньяра в самом центре старого поселения. Строительство началось в 1795 году, а через 24 года церковь была полностью построена и освящена.Характерной чертой нового культового зодчества становиться строительство церковных зданий в форме ротонд. Архитектура приобретает значительно большую строгость композиции и сдержанность в декоративных приемах. Зданиям становятся присущи симметричность и геометрически правильные формы прямоугольника или квадрата. Миньярская церковь имеет ярко выраженную трехчастную осевую композицию: храм, трапезная, колокольня. Все эти части по христианской традиции ориентированы с востока на запад.Церковь была трехпрестольная: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (главный), во имя святителя и чудотворца Николая (южный) и святых апостолов Архипа и Филимона (северный). Из описания церкви того времени следовало, что она была просторна, имела прекрасную акустику, расписные фрески украшали нежно-голубые своды ротонды и трапезной, дорогие иконы и царские ворота оформили золотом, а пол церкви был выложен чугунными плитами с рисунком. Для строительства Миньярской церкви использовался кирпич местного обжига и местный же известняк, который прекрасно обрабатывался. Здание церкви было оштукатурено и декорировано рустованным камнем. Все элементы кровли выполнены из листового железа местного производства. Церковь по всему периметру имела кирпичную ограду с декоративной решеткой из металла, ныне утраченную.В 1927 году Миньярская церковь была закрыта, предметы культа частично вывезены, частично разграблены. Лишь малая часть их была втайне от властей сохранена местными жителями. Среди них — посеребренная купель, малый колокол «малиновый звон», несколько подсвечников, лампада и икона Казанской Божией матери. Эта икона была изготовлена в Екатеринбурге в иконописной мастерской в начале XIX века. Написана по обычаю того времени на кипарисовой доске и «одета» в резной позолоченный оклад. Ее изготовили в числе других для украшения Введенской церкви по заказу Ирины Бекетовой. После разорения храма икона попала в дом миньярского старожила Виктора Брагина, где хранилась более 60 лет, а потом была передана в городской музей.В советское время в здании церкви размещалось фабрично-заводское училище, клуб металлургов, лыжная база и др. В 70-е годы здание было окончательно заброшено и медленно разрушалось.Долгие годы миньярцы добивались реставрации церкви, доказывая ее культурную и историческую ценность. В итоге решением Челябинского облисполкома «Об охране памятников культуры XVIII века в Челябинской области» здание церкви в Миньяре вошло в перечень объектов старины. В 2001 году начались работы по проекту реставрации с целью воссоздания и сохранения первоначального облика церкви.В настоящее время в храме проводятся богослужения.
Источник: статья Натальи Кудашевой.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы представляет собой купольный храм из красного кирпича, имеет традиционную техническую композицию из храмовой части, трапезной и колокольни. Имеет высоту с современный девятиэтажный дом и является одним из немногих сохранившихся на Урале ротондальных храмов.
Церковь возведена по заказу Ирины Ивановны Бекетовой, дочери симбирского купца Ивана Семёновича Мясникова, основателя и совладельца Миньярского железоделательного завода. Строительство церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы началось в 1795 году, спустя 24 года церковь была полностью построена и в 1819 году освящена. Автор проекта Малютин Е.Г. продолжил в этой работе индивидуальный стиль известного архитектора Казакова М.Ф.
Из описания церкви того времени следовало, что она была просторна, имела прекрасную акустику, расписные фрески украшали нежно-голубые своды ротонды и трапезной, дорогие иконы и царские ворота были оформлены золотом, а пол церкви был выложен чугунными плитами с рисунком. Миньярская церковь имеет ярко выраженную трехчастную осевую композицию: храм, трапезная, колокольня. Все эти части по христианской традиции ориентированы с востока на запад. Основной объем церкви — купольная, двухсветная, двухъярусная ротонда с венчающим ее глухим барабаном и фигурной главой.
С мая 1929 года (по другим данным, в 1927) богослужение в церкви было прекращено. На протяжении последующих 50-ти с лишним лет здание использовалось сначала под школу ФЗО, затем под заводской «Клуб металлургов». В клубе находились различные кружки, спортивные секции и кинотеатр. Этот кинотеатр был единственным в городе, пока в середине 1960-х годов не появился широкоэкранный кинотеатр «Юность». В 1960 году на центральной площади году был построен просторный Дворец культуры «Металлург», в который переместилась вся культурная жизнь города. А кинозал в бывшей церкви работал до конца 70-х годов как кинотеатр повторного фильма. В 1980-х годах здание было заколочено и заброшено.
Решением Челябинского облисполкома «Об охране памятников культуры XVIII века в Челябинской области» здание церкви вошло в перечень объектов старины. В 2003 году на средства федерального бюджета начаты работы по проекту реставрации с целью воссоздания и сохранения первоначального облика церкви. В настоящее время здание передано в безвозмездное пользование Челябинской епархии Русской Православной Церкви.
http://vvdtenie.cerkov.ru/istoriya/