К построенным в 1801-1803 гг. в стиле сибирского барокко восьмерику на четверике главного объема с пятигранной апсидой, трапезной и колокольне в конце XIX в. добавилась одноэтажная пристройка с трех сторон колокольни. В 1930-е годы закрыт, в 1937 г. с собора сняты колокола, с 1938 г. — зерносклад. С 1943 г. богослужения возобновлены.
Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. В это время сам Минусинск был селом. 21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь вместо деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии). Известно и имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это местный крестьянин Федот Кузьмич Самков. В 1813 году строительство было закончено. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года.
Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 г.) — городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг).
В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1855 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В.А.Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены симметрично относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.
В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.
В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в городе. В 1989 году на звонницу собора подняли 8 колоколов весом от 45 до 320 кг.
Источник: сайт Минусинского благочиния
Приход Минусинского Спасского собора имеет начало с 1779 г., этом году 21 декабря Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский, грамотой своей разрешает заложить деревянную церковь в деревне Минусинской, а в 1780 г. 29 сентября грамотой своей разрешить освятить новый деревянный храм. По надписи на грамоте видно, что церковь эта освящена соборной 16 января 1781 г. Был ли причт у этой церкви из документов не видно.
В 1801 г. прихожане Минусинского села Спасской церкви возбуждают ходатайство о постройке вместо деревянной ветхой церкви — каменной церкви, и епископ Варлаам грамотой своей от 6 мая 1801 г. благословляет протоиерею Алексееву в Минусинском селе вместо ветхой деревянной заложить вновь каменную церковь во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Из клировых ведомостей за 1841 г. видно, что каменная церковь построена в 1813 г.
До переименования Минусинска в город церковь значилась сельской, с открытием города до 1858 г. числилась городской, а в 1858 г. 17 сентября переименована в соборную церковь города Минусинска. Название Минусинска произошло по рассказам татар от следующего события: «два брата из народа, населявшего край в древние времена (чуди), вступили в спор из-за земли, расположенной около речки, и вскрикнули при этом «мин уса, мин уса» — по чудски это должно значить – моя доля.
В приходе 3 каменных церкви: Спасский собор трехпрестольный, первоначально он был заложен двухпрестольным, но в 1853 г. купец Масленников с благословления епископа Афанасия пристроил с левой стороны придел в честь св. Николая, архиепископа Мирликийского. В 1904 г. собор был перестроен. Боковые алтари были убраны, стены подняты в вышину и продолжены в длину до главного алтаря так, что в настоящее время все три алтаря поставлены в ряд и храм стал в два или три раза вместительнее прежнего; церковь, приписанная к собору, Сретенская, на городском кладбище, однопрестольная. Построена в 1864 –1866 гг. на завещанный капитал купцом Масленниковым, с добавлением средств купцом Артемьевым. Утварью собор и церковь достаточны; церковь в деревне Мало-Минусинской, однопрестольная в честь Казанской Божией Матери. Построена она на средства крестьян этой деревни и на пожертвования жителей других селений, постройка окончена в 1914 году. Иконостаса и колокольни еще нет, и утвари церковной еще мало.
Библиотека церковная есть и довольно большая. Благочиннической библиотеки в районе нет. В приходе Спасского собора одна деревня Мало-Минусинская, но ее больше называют Самодуровка. Заселили эту деревню 45-50 лет назад переселенцы по большей части из Самарской губернии. От города деревня находится в 4 верстах, сообщение удобное.
В приходе есть двухклассная церковно-приходская школа почти на 200 учащихся. При соборе есть церковно-приходское попечительство.
По штату положено причта при соборе: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика, содержание получают за требоисправления, жалованья ни от казны, ни от прихожан нет. Общий доход на весь причт 5700 руб. в год. Дома для причта церковные, удобные. Для протоиерея отдельный дом, для священника и диакона один дом.
Церковных капиталов 1755 руб. 86 коп., причтовых 4700 руб. 86 коп. Всего населения в приходе 4264 души, из них мужчин 2124 души, женщин 2140 душ. Кроме православного населения в границах прихода есть 220 иноверцев, 8 баптистов. Занятия прихожан разнообразны: много шубников, пимокатов, кожевников, но большинство мещан занимается хлебопашеством и мелкой торговлей в базарные дни.
«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.