Минск. Собор Всех Святых.

Освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех святых в Минске состоялось 4 июня 1991 г. Его совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего первого Патриаршего визита в Республику Беларусь.
В 1996 г. при участии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, членов Правительства, руководства Минского горисполкома и общественности была заложена капсула с памятной грамотой в основание храма-памятника. 26 сентября 2006 г. при участии Главы государства состоялись освящение и подъем на звонницу храма-памятника трех больших колоколов от имени Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Предполагается разместить на звоннице дополнительно 10 малых колоколов. В ноябре 2006 г. на храме-памятнике был установлен главный купол. На территории храма-памятника в 2006 г. было завершено строительство деревянного Троицкого храма.
Значительная помощь в строительстве храма-памятника в честь Всех святых оказывается государством. Заместителем премьер-министра республики в 2008 году был утвержден состав рабочей группы по выработке концепции создания мемориала в храмовом комплексе «Храм-памятник в честь Всех святых и в память убиенных во Отечестве нашем» в Минске.
Храм-памятник в честь Всех святых имеет форму шатра, увенчанного крестом. Шатер символизирует Божию Матерь и Христа как главу Церкви. В основе шатра лежит число девять, образуемое восемью широкими гранями с геометрическим центром — его вершиной. В крипте (нижней алтарной части храма) будет собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Белорусской земли. Слева и справа от шатра находятся два боковых придела — они напоминают о соотечественниках, которые погибли во время войн. Пять куполов храма-памятника устанавливаются в честь Всех святых Беларуси, в память всех павших за отечество воинов, всех без вины замученных в тюрьмах и лагерях и всех убиенных детей. Предусматривается зажжение негасимой лампады в крипте, перезахоронение останков видных исторических деятелей, установка мемориальных досок по всему периметру, вплетение в орнамент пластин с именами погибших. В храме-памятнике будут каждый день совершаться панихиды о невинно убиенных согражданах, звучащие как призыв к примирению в отечестве и по всему лицу земли. Также в храме будет размещен архив, содержащий сведения о белорусах ― жертвах войн и репрессий.
По материалам сайта: http://www.patriarchia.ru/db/text/750176.html

Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших
Всехсвятский храм расположен на пересечении улиц Калиновского и Всехсвятской, которая до этого была безымянной улицей. И лишь в конце 2007 года безымянная улица, пересекающаяся с улицей Калиновского, получила название Всехсвятская – она соединяет кольцевую дорогу с храмом. Решение о строительстве в городе Минске храма во имя Всех святых было принято на заседании Синода Белорусской Православной Церкви 29 апреля 1990 года.
4 июня 1991 году состоялось освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в Минске, которое совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего первого Патриаршего визита в Республику Беларусь. В 1996 году при участии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси была заложена капсула с памятной грамотой с воззванием к потомкам в основание храма-памятника. Место строительства выбрано не случайно: с восточной стороны к нему непосредственно примыкает Московское (Восточное) кладбище, где покоятся многие соотечественники, составившие честь и славу Беларуси.
В 2005 году был утверждён проект «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем», а летом 2006 года началось его строительство. 26 сентября 2006 года на территории Всехсвятского храмового комплекса состоялся чин освящения деревянного Троицкого храма. В этот же день состоялись освящение и подъем на звонницу храма-памятника трех больших колоколов от имени Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Минского и Слуцкого Филарета. 21 ноября 2006 года на храме был установлен главный купол.
25 октября 2008 года, в свой последний Первосвятительский визит в Беларусь, Святейший Патриарх Алексий утвердил иное название храма, наиболее полно отвечающее замыслу мемориала: «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших». Новое название было утверждено Синодом Белорусской Православной Церкви 30 марта 2012 года.
2 июля 2010 года, накануне празднования Дня независимости Республики Беларусь, в крипте храма-памятника в честь Всех святых состоялась торжественная церемония захоронения останков трех неизвестных солдат — воинов Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В мероприятиях приняли участие Президент А.Г. Лукашенко и митрополит Филарет, который произнес разрешительную молитву над почившими и окропил их останки святой водой. 9 декабря 2010 года митрополит Филарет совершил освящение придела в честь святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Всехсвятского храма. А 29 декабря 2010 года — первое отпевание. Молились за душу усопшего раба Божия Льва. Льва Николаевича Погорелова — архитектора и создателя красавца-храма.
11 апреля 2012 года в крипте Всехсвятской церкви была открыта «Доска памяти» — дань памяти погибшим во время трагедии на станции метро Октябрьская в 2011 году. В храме планируется также разместить архив, в котором будут собраны сведения о белорусах, ставших жертвами войн, репрессий и терактов.
14 октября того же года в ходе Первосвятительского визита в Минск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, установленного у ступеней Всехсвятского храма-памятника. Освящена церковь Всех Святых 14 октября 2018 г.
Храм является памятник архитектуры республиканского значения. Взмывающий вверх храм-памятник поражает мощью и величием. И с какой точки ни смотри на него, картинка идеальная. Такие храмы строятся раз в тысячу лет. Поэтому отнестись к сооружению шаблонно, на основе устоявшихся стереотипов, создатели комплекса сочли недопустимым. Настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный рассказывает: «При проектировании зодчие опирались на правило золотого сечения. И даже большая лестница, ведущая к храму, не пугает своей высотой. Оказалось, авторы проекта предусмотрели и этот момент: рядом расположены комфортабельные лифты. В начале 1990-х гг. владыка Филарет предложил Льву Погорелову — архитектору будущего храма-памятника спроектировать церковносоциальный комплекс, включающий храм и Дом милосердия. Место выбрали близ улицы Калиновского. С будущим настоятелем прихода священником Федором Повным ездили в Германию, осматривали подобные сооружения. Пришли к выводу: церковь и Дом милосердия надо строить раздельно».
В «Минском курьере» за октябрь 2008 года в проекте «Летопись. Храм нашей памяти» протоиерей Федор Повный вспоминает: «Задача, которую я видел перед собой и поставил перед Львом Николаевичем, заключалась в следующем: объединить в одном архитектурном образе историческое прошлое и настоящее, указать правильный духовный ориентир в будущее… Я позвал архитектора в Лейпциг, в Свято-Алексиевский храм-памятник Русской славы, где в то время проходило мое служение. Он приехал с папкой своих предложений (на листах формата А4) с уверенностью, что какое-либо из них подойдет. Я все посмотрел, но не увидел нужный образ. Погорелов, помню, удивился: «Как не подойдет? Здесь же столько!» И я предложил на следующий день посетить богослужение в Свято-Алексиевском храме-памятнике, послушать историю о нем и подумать, какой же образ должен все-таки стоять за понятием храма-памятника… Что-то он рисовал, набрасывал, а потом попросил оставить одного. Мы с супругой, матушкой Еленой, на целый день оставили его в нашей квартире на 14-м этаже. А когда вечером пришли, в очень приподнятом настроении Лев Николаевич сказал: «Я нашёл образ!». Этот образ, практически не изменившись, лег в основу храма-памятника в Минске. Вот так, между небом и землей в прямом и переносном смысле, родился образ будущего храма»…
Какова же основания архитектурная идея храма-памятника? Высота храма — 72 м, вместе с крестом — 74 м. Одновременно храм сможет принять 1200 молящихся. Храм в честь Всех святых имеет форму шатра, увенчанного крестом. Шатер символизирует Божию Матерь и Христа как главу Церкви. В основе шатра лежит число девять, образуемое восемью широкими гранями с геометрическим центром — его вершиной. В крипте (нижней алтарной части храма) будет собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Белорусской земли. Слева и справа от шатра находятся два боковых придела — они напоминают о соотечественниках, которые погибли во время войн. Пять куполов храма-памятника устанавливаются в честь Всех святых Беларуси, в память всех павших за отечество воинов, всех без вины замученных в тюрьмах и лагерях и всех убиенных детей. Предусматривается зажжение негасимой лампады в крипте, перезахоронение останков видных исторических деятелей, установка мемориальных досок по всему периметру, вплетение в орнамент пластин с именами погибших.
Во Всехсвятском храме предусмотрены три придела. Северный нижний — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи — завершен первым, Северный верхний — в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали». И главный — в честь Всех Святых, в нём идут внутренние строительные работы.
19 декабря 2010 года Митрополит Филарет совершил чин освящения нижнего бокового придела в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Теперь дважды в неделю в этом храме будет служиться Божественная Литургия. По окончании Богослужения за усердные труды во славу Церкви Божией Владыка удостоил высоких наград – медали святителя Кирилла Туровского и медали святой Евфросинии Полоцкой руководителя и главного художника иконописной мастерской «Палехский иконостас» — Анатолий и Татьяна Влезько, под руководством которых в течение 4-х месяцев велись работы по внутреннему убранству храма. В благодарность чета Влезько преподнесла митрополиту Филарету икону Иоанна Крестителя. Владыка поблагодарил настоятеля прихода протоиерея отца Фёдора Повного и всех сослуживших иереев за восстановление и благоукрашение храмов Божиих и призвал их помогать тем, «кто полагает свои таланты к ногам Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа», а к самим благоукрасителям обратился так: «Да умножит Господь ваши таланты и ваши физические и духовные силы, чтобы наши храмы и впредь так блистали, как этот храм».
Оформление придела основано на исконных православных традициях, позволяющих выразить всю глубину, трагизм и величие христианской веры. Интерьер придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи выполнен в соответствии с назначением помещения, что предполагает определенные цветовые и тематические решения. Все его составляющие, каждый элемент работают на общее впечатление, которое создается молитвой и ради молитвы, для Божественной Литургии, что в переводе с греческого означает «общее дело». На стенах придела изображены сцены из земной жизни Иоанна Крестителя. Всего изображено 9 житийных сцен (по стенам, начиная от иконостаса с южной, двигаясь слева направо по кругу). Стенопись, иконостас и киоты предела Иоанна Предтечи выполнены художниками иконописной мастерской «Палехский Иконостас». Иконы, написанные в традициях палехской живописи XV–XVII веков, деревянные киоты и различная резная утварь выполнены в едином тябловом стиле, то есть украшены плоской резьбой.
Еще один прекрасный придел Всехсвятского Храма-памятника — в честь Богоматери, расположен слева от главного шатра в примыкающем к нему северном тереме. Посвящен он иконе Богородицы «Утоли мои печали» и оформлен в тонах, которые по традиции принято считать богородичными — небесно-голубом, белом, темно-вишневом, а иконостас и киоты отделаны золоченой резьбой. Палехские художники использовали здесь технику стенной живописи по сухой штукатурке акриловыми красками. Они наиболее современные и долговечные. Тема Богородицы задает колорит стенной росписи и общее настроение. Если посмотрим основные сюжеты, начиная со свода, то в центре увидим Господа-Вседержителя с благословляющим жестом. Этот образ самый крупный, кульминационный в храме. Он взирает на нас сверху как всевидящее и всезнающее Божество. В так называемых парусах — треугольниках, расходящихся от купола, — традиционно помещены символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн). Над иконостасом — Троица как символ триединого Бога, а с противоположной стороны, над балконом, Распятие. Двигаясь по часовой стрелке от иконостаса увидим в верхней части храма изображение евангельских событий, предшествовавших Распятию и последовавших за ним. Иконостас и киоты приделов выполнены художниками иконописной мастерской «Палехский Иконостас».
Крипта
Крипта в храме символизирует соединение прошлого с настоящим и настоящего с будущем с Отечеством Небесным. Это не только наша благодарная память о тех, кто отстоял от врагов и сохранил нашу землю для нас, своих потомков, но и место молитвенного соединения «… с жертвами спасения Отечества нашего послуживших» (слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II). Крипту открывают тяжёлые (более 1 тонны) двери, символизирующие человеческое горе, — «Слёзы Беларуси». В основе композиции 6-ти клейм – символы событий и мест, особо отмеченных в истории Беларуси высочайшим героизмом и страданиями народа: Грюнвальдская битва – 15.07.1410 г.; Чернобыль – 26.04.1986 г.; Сморгонь – 1915-1917г.г.; Хатынь – 22.03.1943 г.; Тростенец – 1941-1944 г.г.; Соловки – 1923-1939 г.г.
В основу композиции дверей положены венки. Объединяющим мотивом является объемный элемент — слеза и одновременно пламя свечи, как светлая печаль и вечная жизнь. В центре каждой слезы – фрагмент событий из истории страны. Сюжетную композицию дверей венчает изображение ангела, осеняющего вход в Крипту цветами. Изречение, взятое из Апокалипсиса, выражает духовную мысль о том, что отдавший душу за други своя свят у Бога, а именно: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе…». Символика оформления внутренних дверей раскрывает преемственность поколений. Здесь использован образ древа жизни, осиянного Духом Святым, изображенного в виде голубя с пальмовой ветвью в клюве. Орнамент внизу двери представляет собой также объемные символы слезы, которые могут трактоваться как пламя свечей, и в то же время вызывает ассоциации с семенами. Таким образом, данный орнамент можно считать цитатой «семена нашей памяти». Центральное мозаичное панно символически раскрывает идею соединения Отечества земного с Отечеством Небесным. Доминантой панно является изображение древнего герба Минска. Ниже размещены изображения гербов областных городов Беларуси (слева вниз: герб Бреста, Витебска, по центру – Гомеля, справа вниз — Гродно, Могилева). В центре гербов – крест Евфросинии Полоцкой. Стеклянная восьмигранная пирамида в центре помещения венчает изречение из Евангелия от Иоанна, выполненное церковно-славянской вязью: ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ И НАСТАЛО УЖЕ, КОГДА МЕРТВЫЕ УСЛЫШАТ ГЛАС СЫНА БОЖИЯ И УСЛЫШАВШИ ОЖИВУТ. В этом суть Крипты Храма-Памятника: Воскресение Христова, бессмертие душ в соединении с Христом. Изображения Архангелов Михаила (военачальник Небесных сил) и Гавриила (вестник Божественных тайн), символизирующих воинство Небесное Христово, венчают спуск в Крипту, где захоронены останки воинов, павших в сражениях за веру, Отечество и народ. Крипта представляет собой группу помещений, образующих единое пространство в нижней подалтарной части Храма-Памятника.
Помещение-усыпальница Крипты. Здесь расположены ниши (их восемь), в 3-х из которых захоронены прошедшие археологическую и антропологическую экспертизу останки воинов трех отечественных войн: по центру – Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., слева – Первой мировой войны 1914-1917 г.г., справа – Отечественной войны 1812 г. Центральное помещение Крипты. Стены помещения с северной и южной стороны имеют зеркальное архитектурное и декоративное решение. В них встроены мемориальные ниши для хранения в хрустальных сосудах земли с мест исторических сражений и захоронений с мест гибели белорусов отечеству нашему послуживших со всего мира. В храм-памятник будет приноситься земля из очередного одного места планеты, где когда-то пролилась белорусская кровь или покоятся останки предков современных белорусов. Углубления в стенах закрыты пластинками из оникса. Уникальные узоры каждой из них ассоциируется с неповторимостью человеческих судеб.
Основную смысловую нагрузку интерьера Крипты несут икона Воскресения Христова, написанная мастерами из Палеха, и Неугасимая лампада, изготовленная из натурального мрамора, художественной бронзы (скульптор – Александр Тухто). Неугасимую лампаду затеплили огнём, взятым от Гроба Господня в Иерусалиме. По бокам подсвечники: от лампады любой посетитель крипты может зажечь свечу за живых и мёртвых, ведь у Бога все живы, или унести домой частичку огня со Святой Земли. Крипта будет выполнять не только богослужебную, церковную функцию, но и светскую. Храм-памятник призван внести вклад в «национальное ратное будущее страны», поскольку в нём будут совершаться разнообразные воинские ритуалы. Здесь будут принимать присягу будущие воины и получать дипломы выпускники военных училищ и академий.
2 июля 2010 г., накануне Дня Независимости Республики Беларусь, состоялась торжественная церемония захоронения в крипте останков неизвестных солдат — участников Отечественной войны 1812 года, Первой и Второй мировых войн. В церемонии приняли участие Президент Беларуси Александр Лукашенко, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, представители других конфессий, почетные гости, в том числе руководители дипломатических миссий, ветераны Великой Отечественной войны. Глава государства и митрополит Филарет зажгли в крипте Негасимую лампаду от огня, привезенного из Иерусалима из храма Воскресения Христова.
http://hramvs.by/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?