Петропавловский собор, дважды перестроенный после пожара 1835 г. и в 1893 г. — из монастырской базилианской церкви Св. Духа 1-й половины XVII в. Снесен в 1930-х годах. Церковь воссоздана на историческом месте в 2009-2011 гг. в формах XVII в. В новом здании размещается детская филармония.
Минский Петропавловский второклассный каменный кафедральный собор был основан на месте древней Свято-Духовской церкви бывшего здесь униатского монастыря, обращенного в православный мужской монастырь в 1794 году, а в кафедральный собор в 1799 году. В нем находилась местночтимая чудотворная икона Богоматери. На отпущенную из казны сумму был перестроен в 1850 году. В нем находилось два придела, из коих один освящен. Штатнаго жалованья причту 2955 руб. и половина процентов с 3000 руб., пожертвованных графинею Анною Орловою-Чесменскою. Земли при нем 157 десятин. Прихожан в 1864 году мужского пола — 742, женского — 618 душ. В 1887 году — 1116 и 931 соответственно.
К этому собору принадлежала кладбищенская во имя св. Марии Магдалины каменная церковь на месте прежней деревянной, построенная в 1847 году на суммы от подаяний. При ней находилась деревянная богадельня на 24 человека. К 1879 году церковь стала приходской.
Храм разрушен в 1937 г.
http://radzima.net/ru/prihod/minskiy-petropavlovskiy.html
Церковь Святого Духа и комплекс базилианских монастырей в Минске
Православная церковь, деревянная, появилась на Высоком Рынке Минска (теперь площадь Свободы) еще в XVI веке. В 1617 году около той церкви основали мужской Святодуховский монастырь: для него отвели «пляц пустый, до церкви святого духа, в рынку против ратуши лежачы… для побудовання монастыра и школ». Так в Минске начал создаваться великолепный комплекс униатских базилианских монастырей, бывший его украшением вплоть до XIX века. Сейчас появился пока довольно призрачный, но всё-таки шанс, что городу будет возвращено утраченное в более-менее первоначальном виде.
Итак, ориентировочно в 1617 году рядом с Святодуховской церковью началось строительство каменного корпуса мужского монастыря. Вероятно уже в это время он предполагался униатским, как раз в 1617 году в Великом княжестве Литовском появились первые монахи греко-католического ордена св. Василия (Базиля). Следующим этапом должна была стать замена старого деревянного церковного здания на новое, каменное. Площадка под него была передана монастырю в 1636 году, а воплощению фантазий архитекторов помогло пожертвование в 2000 злотых, сделанное двумя годами ранее неким состоятельным жителем Полоцка. Точная дата окончания строительства неизвестна, но историки архитектуры считают, что новая церковь св. Духа была закончена к началу 1650-х годов, ссылаясь на завещание униатского митрополита Антония Селявы: помимо 20 000 злотых, подаренных Селявой монастырю, он просил похоронить его именно в церкви св. Духа — мол, не захотел бы митрополит, чтобы его бренные останки погребли в деревянном здании, которое планировалось к сносу. Параллельно здесь же с 1641 года по фундации трокской кастелянши Зузаны Гансевской шло строительство и женского монастыря.
Как бы то ни было, во время войны с Россией 1654-1667 годов минские базилианские монастыри уже использовались в оборонительных целях, а значит, были скорее всего закончены. Это действительно была своеобразная крепость. Мужской корпус с церковью образовывали её юго-западную сторону. Женский корпус — северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, одновременно бывшая в своём нижнем ярусе въездной брамой. С четвёртой стороны на плане ничего нет, но весьма вероятно, что первоначально монастырский двор всё-таки замыкала каменная стена: она упоминается в документах XVII века («…ограда каменная и бои верхние и нижние»»). Это действительно был единый завершённый комплекс.
Это был однонефовый храм без башен с пятигранной апсидой, перекрытой крестовыми сводами, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. К готике отсылают высокие стрельчатые окна, гранёная форма апсиды, своды, контрфорсы. Ренессанс — это главный фасад, весь построенный на сочетании пилястр коринфского ордера, а в фигурном щите уже чувствуется барочное влияние. Главной художественной особенностью Святодуховской церкви стала роспись плоских ниш на фасаде фресками, изображающими святых. Структура размещения ниш и порядок их заполнения фресками соответствовали православному иконостасу. Искусствоведы радостно потирают руки — такое почти не встречается в культовой архитектуре Европы: чтобы иконостас да сразу на фасаде.
Униатские монастыри были закрыты в 1795 году, а из Святодуховской церкви сделали Петропавловский православный собор. В мужском корпусе разместилась гимназия. В 1835 году всё это сгорело, после чего здания бывшего комплекса базилианских монастырей окончательно утрачивают (за исключением женского корпуса) свой первоначальный вид. Мужской корпус перестраивают «под классицизм» и размещают здесь Присутственные места, а Святодуховскую церковь из памятника европейского значения превращают в аляповатый собор в псевдорусском стиле, который в 1937 году воинственно взрывают атеисты.
О восстановлении этой церкви впервые задумались ещё в конце 1970-х годов, когда группа архитекторов из Специальных научно-реставрационных мастерских министерства культуры БССР под руководством Сергея Багласова (того самого, что потом делал Троицкое предместье, ратушу, гостиницу «Европа», а сейчас всё больше имитирует рядовую застройку по Немиге и Торговой), на основе архивных материалов сделала реконструкцию главного фасада храма.
Судя по последней информации, на пустующей площадке на площади Свободы, где сейчас контуры утраченного храма выложены в траве камнем, Святодуховская церковь будет восстановлена в первоначальном своем виде середины XVII века. Только в XXI веке здание это потеряет сакральный характер и будет приспособлено под детскую филармонию, концертный зал.
http://darriuss.livejournal.com/378248.html?thread=1978760